Гимназия в лицах. Первая русско-сербская гимназия в Белграде (1920–1944). В 2-х кн. Белград, 2018. Кн. 1. 638 с. Кн. 2. 690 с.

 
Код статьиS0869544X0005435-1-1
DOI10.31857/S0869544X0005435-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Гимназия в лицах. Первая русско-сербская гимназия в Белграде (1920–1944). В 2-х кн. Белград, 2018. Кн. 1. 638 с. Кн. 2.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы126-127
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено11.07.2019
Дата публикации11.07.2019
Кол-во символов3819
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Перефразируя известную фразу, можно сказать, что перед читателями предстала «энциклопедия русской жизни за рубежом». Авторы-составители – известные исследователи Русского зарубежья, можно сказать, собиратели его истории, прежде всего в балканском обличье.
2 Базой для настоящего труда послужили сведения из почти двух десятков отечественных и зарубежных архивов, равно из частных коллекций, различных книг, связанных с поставленной задачей, из различных периодических изданий (Сидней, Москва, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Санта-Роза, Калифорния, Белград, Джорданвилль, Франкфурт-на-Майне, Сан-Франциско, Прага, Париж, Загреб). Использованы аудиозаписи воспоминаний, документальные фильмы, основные электронные ресурсы.
3 Собранные воедино сведения и составляют вышедший двухтомник, информационная база которого поможет обогатить уже известные сведения, а равно раскрыть неизвестные страницы не только школьной жизни, но и обрисовать дальнейшие судьбы учителей и их воспитанников во времени, «богатом войнами», исходами, «бегом» из одной страны, континента в поисках нового пристанища.
4 Труд, проделанный авторами-составителями, громаден, требовалось найти, собрать, сравнить, обработать невероятное количество самых разнообразных по своему содержанию и происхождению материалов – от воспоминаний до автобиографий, от официальных сведений до «домашних» бумаг, от использования уже опубликованного до скрытого в архивах, в человеческой памяти. Безусловно, определенное количество сведений уже накопилось в бумагах А.Б. Арсеньева, но задача превосходила собранное. И здесь, как подчеркивают сами авторы-составители, в создании труда приняла участие едва ли не сотня человек, делившихся историями жизни родных, воспоминаниями, интересными сведениями, всем, что помогало увековечить память прошлого для нынешнего и будущих поколений.
5 Само разнообразие материалов, соответственно, усложняло структуру, или классификацию, информации. Перечислять все довольно скучно, да и не нужно – это настольная книга для всех историков русской эмиграции, которые могут найти сведения не только по русским белградцам, но и, по возможности, по всей их дальнейшей судьбе.
6 Тем не менее, чтобы мне не поставили в упрек «лирику», подчеркну, что в первой книге есть информация не только по самой структуре и жизнедеятельности гимназии (здесь я нарочно употребил слово «жизнедеятельность», так как гимназия представляла собою живой и достаточно сложный организм со своими правилами, обусловленными самой практикой гимназической жизни), но и около двух десятков жизнеописаний гимназистов, например Н.И. Толстого, И.К. Ордовского-Танаевского, И.Н. Голенищева-Кутузова. Равным образом в текст тома включены, размещенные почти на 200 страницах сведения (список, биографии) о выпускниках смешанной гимназии (1–9 выпуски). Причем сами биографии (от нескольких строчек до нескольких страниц) порой могут послужить основой для драмы или авантюрного романа.
7 Вторая книга содержит сведения о выпускниках мужской гимназии (10–24 выпуски), выпускницах женской гимназии (1930–1944 гг.). Сюда же добавлена информация о гимназистах и гимназистках, не прошедших полного курса обучения.
8 Завершает труд раздел, посвященный объединению рассеянных по миру бывших учеников первой русско-сербской гимназии в Белграде.
9 Конечно, имеется соответствующее послесловие. Составлен даже именной указатель преподавателей и гимназистов, для которых авторами составлены расширенные биографии. В то же время отсутствие общего именного индекса несколько затрудняет поиск нужной информации.
10 В завершение своего краткого обзора подчеркну всю важность настоящего труда, который содействует обогащению исторического знания, точнее, нашей памяти, что представляет собою самое главное.
11 И благодарность авторам-составителям, всем тем, кто принимал участие в работе над этим трудом.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1078

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх