Земля: лингвистическая и культурная семантика

 
Код статьиS013161170026392-0-1
DOI10.31857/S013161170026392-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 4
Страницы63-73
Аннотация

В современной лингвистике особое внимание уделяется семантическим областям, которые соотносятся с базовыми понятиями общечеловеческой значимости и во многом формируют представление человека о самом себе и окружающей его действительности. В говорах, где в настоящее время постепенно утрачиваются яркие диалектные черты, эти базовые понятия хорошо сохраняют территориальные особенности своего объема и содержания. В статье на основе анализа семантики и сочетаемости слова земля́ и его дериватов определены объем и содержание универсального понятия ЗЕМЛЯ, характерные для носителей традиционной народной культуры Русского Севера. Описаны обычаи, поверья и запреты, связанные с землей. Земля предстает в них как земля́-мать, ма́тушка, ма́терь, земля́ – свято́е, она́ нас ко́рмит, ее нужно те́шить, чи́стить, ей нужно кла́няться, в праздники ее нельзя тро́гать, трево́жить, нельзя каса́ться земли, в этот день земля – имени́нница. После уборки урожая земля́ недви́жима. Человеку надлежит жить свое́й земле́й, врасти́ корня́ми в зе́млю, прирасти́ к земле́, людей нужно сади́ть на зе́млю. Все нюансы смыслов покрываются представлением о материнском начале земли. Многие обычаи и верования, составляющие мифологему земли, носителями современных архангельских говоров почти забыты или уже утрачены. Однако язык сохранил воспоминания о них в виде прецедентных текстов, устойчивых словосочетаний, в которых заключена народная философия жизни и смерти. Анализ материала обнаружил встроенность концепта ЗЕМЛЯ в основные семантические оппозиции, формирующие модель мира. Оппозиция «низ – верх» представлена противопоставлением земли небу, в оппозиции «природа – аграрная культура» земля предстаетпкак объект обработки и источник питания, в оппозиции «свой – чужой» земля – это место, где человек родился, своя, родная земля, в оппозиции «жизнь – смерть» земля связана с приходом человека на этот свет и с его неизбежным уходом.

Ключевые словадиалект, общерусское слово, традиционная народная культура, мифологема земли
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Получено04.10.2023
Дата публикации04.10.2023
Кол-во символов18508
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 129

Оценка читателей: голосов 0

1. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, 2000. 513 с.

2. Мошина Е. А. Культ предков и образ земли-матери в русской лингвокультуре (на материале пословиц, поговорок, загадок) // Вестник СВФУ. № 3 (77). 2020. С. 96–97.

3. Нефедова Е. А. (ред.). Архангельский областной словарь. Вып. 22. М.: Наука, 2022. 400 с.

4. Степанов Ю. С. КОНСТАНТЫ: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004. 982 с.

5. Толстой Н. И. (ред.). Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 2. М.: Международные отношения 1999. 680 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх