Мифопоэтическое пространство бани в стихотворениях Б. А. Слуцкого и В. С. Высоцкого

 
Код статьиS013161170024709-8-1
DOI10.31857/S013161170024709-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский гуманитарный университет
Адрес: Москва, Россия
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 1
Страницы103-113
Аннотация

Образ бани, имеющий в истории русской словесности глубокие мифопоэтические корни, находил воплощение и в произведениях советской литературы. Так, в стихотворениях «Баня» Б. А. Слуцкого и «Банька по-белому» В. С. Высоцкого создаются архетипные образы бани, которые, несмотря на включенность в них реалий советской жизни, проявляют свою архаичную синкретическую природу. Сюжет посещения бани реализован разговором о прошлом – военно-фронтовом в первом случае и лагерном во втором. Связующий для двух текстов мотив очищения, духовного и физического, аккумулирует изменение темпоральных границ сюжета. Как пространство пограничное и сакральное, локус бани словно переносит героев в прошлое. Характерно, что для передачи таких смыслов поэты прибегают к одним и тем же доминантам художественного языка. Поэтика повторов и однородностей, с помощью которой осуществляется ориентация на уподобление устно-разговорной, а не литературно-книжной речи, погружает читателя в мир сказочности и раскрывает концепт рая. В то же время стихотворение В. С. Высоцкого можно расценивать как логическое продолжение «Бани» Б. А. Слуцкого: лагерное прошлое лирического героя «Баньки по-белому» восполняет пробел в изображении картины времени. Вступая в диалог с текстом Б. А. Слуцкого, стихотворение В. С. Высоцкого делает образ эпохи целостным.

Ключевые словаБ. А. Слуцкий, В. С. Высоцкий, баня, мифопоэтика, очищение, прошлое, поэтика повторов и однородностей
Получено29.03.2023
Дата публикации05.04.2023
Кол-во символов17635
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 216

Оценка читателей: голосов 0

1. Высоцкий В. С. Своя колея: песни. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 480 с.

2. Пушкин А. С. Руслан и Людмила / Пушкин А. С. Избр. соч. В 2 т. Самара: Самарский дом печати, 1995. Т. 1. 703 с.

3. Слуцкий Б. А. Сегодня и вчера. Книга стихотворений. М.: Молодая гвардия, 1963. 184 с.

4. Шукшин В. М. Алёша Бесконвойный / Шукшин В. М. Калина красная. Повести и рассказы. М.: Эксмо, 2013. 800 с.

5. Климакова Е. В. Мифопоэтические аспекты творчества В. С. Высоцкого: дис. … канд. филол. наук / Красноярск, 2011. 180 с.

6. Козлов В. И. Высоцкий – поэт с черного хода. // Prosōdia. 2015. № 3. С. 79–93.

7. Смирнов А. А. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга первая (1917–1940 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://history.wikireading.ru/207212 (дата обращения: 30.06.2022).

8. Стеркина Н. И. Вы не были в раю районном? [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-06-06/13_984_bania.html (дата обращения: 28.06.2022).

9. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.

10. Хазагеров Г. Г. Две черты поэтики Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. 1998. Вып. II. С. 82–106. (In Russ.)

11. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх