Историософия Чаадаева и русское слово

 
Код статьиS013161170019847-0-1
DOI10.31857/S013161170019847-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Ивановский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 2
Страницы110-117
Аннотация

Историософская концепция П. Я. Чаадаева, изложенная в первом философическом письме, вплоть до наших дней находит как своих сторонников, так и противников. Однако в контекст возникающих споров до сих пор не введен принадлежащий О. Э. Мандельштаму аргумент, высказанный им в статье «О природе слова» (1921–1922). По мысли поэта, создавая свою концепцию, Чаадаев прошел мимо русского языка, который «не только дверь в историю, но и сама история». Русский язык, по Мандельштаму, «бытийствен», онтологичен, способен «разрешаться в событие», влиять на духовный и физический порядок вещей, ему свойственно «представление о реальности слова как такового». Таким образом, поэт исходил не из соссюровской идеи произвольности знака (на чем основывается представление об условной, конвенциональной природе слова), но из признания духовной природы и неконвенциональности слова, что восходит к языковым концепциям В. фон Гумбольдта и А. А. Потебни. В статье показано, что этим концепциям Мандельштама и его предшественников близки языковые интуиции Н. В. Гоголя, выступающего в этом случае антагонистом Чаадаева. Если чаадаевская историософия оторвана от слова, то «русская идея» Гоголя в значительной мере базируется именно на нем.

Ключевые словаП. Я. Чаадаев, историософия, О. Э. Мандельштам, русское слово, Н. В. Гоголь
Дата публикации24.06.2022
Кол-во символов11490
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 371

Оценка читателей: голосов 0

1. Ермичев А., Златопольская А. П. Я. Чаадаев в русской мысли. Опыт историографии // П. Я. Чаадаев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1998. С. 7–40.

2. Капустин Н. В. Почему все-таки обиделся Иван Иванович? // Гоголь и славянский мир: шестнадцатые Гоголевские чтения: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч. конф., Москва, 29 марта; Белград, 30 марта – 4 апреля 2016 г. М.; Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2017. С. 264–272.

3. Мандельштам О. Э. О природе слова // Сочинения: в 2 т. Т. 2: Проза. М.: Худож. лит., 1990. С. 172–187.

4. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.

5. Тарасов Б. П. Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века // Чаадаев П. Я. Статьи и письма. 2-е изд., доп. М.: Современник, 1989. С. 5–37.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 6: Мертвые души. 923 с.; 1952. T. 8: Статьи. 816 с.   

Машинский С. (ред.). Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат, 1952. 684 с.

Чаадаев П. Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. 655 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх