«РУССКАЯ ПОЧВА» И «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР». КОНЦЕПЦИИ И. В. КИРЕЕВСКОГО В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

 
Код статьиS013160950020270-1-1
DOI10.31860/0131-6095-2022-2-181-196
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 2
Страницы181-196
Аннотация

Статья посвящена установлению новых связей, существующих между философско-публицистическими трудами И. В. Киреевского и общественно-политической программой «почвенничества» Ф. М. Достоевского, которую писатель развивал в 1860-1870-е годы в своих романах и публицистических статьях. Выдвигается гипотеза о том, что идеи Киреевского о «видимой и невидимой» Церкви, о роли догматов и авторитетов в церковной жизни оказали влияние на формирование идеологии поэмы Ивана Карамазова «Великий Инквизитор» в части конфликта между авторитарной моделью Инквизитора и идеалом «апостольского православия», отражающим основную идею романа «Братья Карамазовы».

Ключевые словапоэма Ивана Карамазова «Великий Инквизитор», «Братья Карамазовы», Ф. М. Достоевский, догмат и свобода исповедания, «видимая» и «невидимая» Церкви И. В. Киреевского, аллюзия и реминисценция.
Получено21.05.2022
Дата публикации01.06.2022
Кол-во символов65635
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 346

Оценка читателей: голосов 0

1. Арсентьева Н. "Молодежь без руководства". Проблема духовного наставничества в романе Достоевского "Бесы" // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. Т. 21.

2. Баршт К. А. "...исходил, благословляя, папа-антихрист". Об одной парадоксальной формулировке в подготовительных материалах к роману Ф. М. Достоевского "Бесы" // Новый филологический вестник. 2019. № 2 (49).

3. Баршт К. А. Мысли Паскаля в художественном мире Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. Т. 21.

4. Баршт К. А. О "реализме в высшем смысле" и символе веры Ф. М. Достоевского // Russica Romana. Rivista internazionale di studi russistici. 2018. Vol. XXIV.

5. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1955. Т. 6.

6. Гуральник У. А. Достоевский, славянофилы и "почвенничество" // Достоевский, художник и мыслитель. М., 1972.

7. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1984.

8. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1974-1990. Т. 11; 14; 17; 28; 30. Кн. 2.

9. Евнин Ф. И. Достоевский и воинствующий католицизм 1860-1870-х годов (к генезису "Легенды о Великом инквизиторе") // Русская литература. 1967. № 1.

10. Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. М., 2003.

11. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования. М., 1980.

12. Котельников В. А. Достоевский и Иван Киреевский // Русская литература. 1981. № 4.

13. Кулешов В. И. Славянофилы и романтизм // К истории русского романтизма. М., 1973.

14. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: В 3 т. СПб., 1999. Т. 1. 1821-1864.

15. Лит. наследство. 1973. Т. 86. Ф. М. Достоевский: Новые материалы и исследования.

16. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

17. Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских "Эпоха". М., 1975.

18. Туниманов В. А. О литературных и исторических "прототипах" Великого инквизитора // Учен. зап. Чечено-Ингушского педагогического ин-та. Сер. филологическая. 1968. Вып. 15. № 27.

19. Фридлендер Г. М. Наука о Достоевском сегодня // Русская литература. 1971. № 3.

20. Фридлендер Г. М. О некоторых очередных задачах и проблемах изучения Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4.

21. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. СПб., 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх