TEXT AS DATA: MANUSCRIPTS IN THE DIGITAL SPACE FOURTH ROUND TABLE DISCUSSION

 
PIIS013160950008925-1-1
DOI10.31860/0131-6095-2020-1-228-230
Publication type
Status Published
Authors
Occupation: Professor Assistant
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation,
Journal nameRusskaia literatura
EditionIssue 1
Pages228-230
Abstract

Meeting Abstract

Keywords
Received24.03.2020
Publication date28.03.2020
Number of characters12417
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Колонтитулы с обеих сторон – Хроника
2

DOI: 10.31860/0131-6095-2020-1-

3 Четвертый круглый стол «Текст как DATA: рукопись в цифровом
4

пространстве»1

1. Круглый стол состоялся в рамках проекта РНФ 19-18-00353, НИУ ВШЭ.
5 9 октября 2019 года в главном здании Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) в Москве по инициативе проекта «Автограф. Электронный архив русской литературы» (URL: >>>> ) состоялся четвертый круглый стол «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве». Первые три прошли на площадке Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в 2014, 2016 и 2018 годах. При подготовке нынешнего мероприятия, посвященного перспективам цифровой публикации рукописного наследия русских писателей и поиску новой философии художественного текста, объединили усилия Департамент общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт мировой литературы РАН и Государственный музей истории российской литературы (Государственный литературный музей). Ведущим круглого стола стал директор ГЛМ Д. П. Бак. Всего было сделано шесть докладов, сопровождаемых интерактивными презентациями и демонстрацией рукописей.
6 В приветственном слове, обращенном к участникам и гостям круглого стола, заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ А. В. Вдовин подчеркнул растущую актуальность исследований в области цифровизации литературного наследия и необходимость консолидации усилий не только академический структур, но и национальных исследовательских университетов.
7 Перефразируя Г. Гессе, «эпохой черновиков» назвала последние десятилетия Е. Н. Пенская, руководитель Департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ и проекта «Автограф». «Апология черновика» утверждает приоритет множества динамических прочтений над единственным, процесса создания текста – над его фиксацией. И в этом отношении электронные архивы обретают особый смысл, так как позволяют работать не только с окончательным текстом, но и с исторической последовательностью его появления на свет. «Электронный архив русской литературы» является беспрецедентным проектом, поскольку объединяет монографические сайты и, таким образом, предоставляет возможности для установления всего спектра связей между рукописями. Понимание рукописи как одной из форм коллективной культурной идентичности становится все более актуальным в российских и европейских исследованиях. К настоящему времени уже сложился язык описания archive studies, рассматривающих «метонимическую природу» черновика как способ порождения «новых ценностей» и «новых контекстов».
8 На правах председательствующего Д. П. Бак зачитал приветственное слово участникам круглого стола руководителя проекта «Автограф» в 2014–2018 годах В. Е. Багно. В качестве главной новации этого начинания один из его инициаторов выделил использование современных технологий не для замены зарекомендовавших себя научных методов, а для их актуализации: «В полном соответствии с теорией Тойнби “Вызов – Ответ” проект “Автограф. Электронный архив русской литературы” оказался в высшей степени современным “ответом” на все новые вызовы все новой современности. Наш “ответ” – попытаться привить любовь к автографам тем, кто по природе своей открыт не к новому или к старому, а к вечному. Тем, кто способен оценить нетленную красоту рукописи и, быть может, увидев, какие огромные преимущества дают объединенные архивы, сделает шаг к гуманитарному знанию. Я помню, с каким восторгом и творческим интересом смотрели европейцы, близкие культуре, но далекие от культуры русской на автографы современников – Толстого, Достоевского, Тургенева, Гончарова, Лескова, Салтыкова-Щедрина, каждый из которых радикально отличался от соседних, отличался так же, как отличаются друг от друга сами творцы великого русского романа. У нашего проекта и в научном, и в образовательном, и в эстетическом отношении огромное будущее».

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 534

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up