«Как живут добрые люди» (источниковедческие проблемы изучения частной жизни в России по материалам «духовных дел» 1660–1670-х гг.)

 
Код статьиS086956870013440-5-1
DOI10.31857/S086956870013440-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы26-36
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено24.09.2020
Дата публикации18.03.2021
Кол-во символов40080
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Антропологический поворот исследований в гуманитарных науках обусловил переключение внимания историков на сюжеты истории частной жизни и повседневности, долгое время остававшиеся в тени изучения проблем власти и общества, революций, социальной и экономической истории. Внимание к частной сфере жизни общества требует изучения особенностей взаимодействия отдельных людей и целых общин, социального быта, соотношения нормы и действительности в светском и церковном праве.
2 Изучение истории частной жизни в отечественной науке началось в 1990-х гг. под воздействием трудов Ю.Л. Бессмертного, в результате появился Центр «История частной жизни и повседневности» Института всеобщей истории РАН. В статьях исследователей, опубликованных в альманахах «Казус. Индивидуальное и уникальное в истории» и «Одиссей. Человек в истории» рассмотрен методологический потенциал понятия «частная жизнь», изучена историографическая традиция в трудах по европейской истории Средних веков и Нового времени1. Впрочем, первоначальный оптимизм, связанный с возможностями культурной антропологии, уже прошёл, проблематика изучения «частной» и «повседневной» жизни становится предметом для дискуссий, историки видят возможные ограничения, обусловленные характером и полнотой источников: «Ведь описание какой-то истории, тем более единичного казуса, ещё не может быть названо полноценным исследованием по истории повседневности»2. 1. Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь: стереотипное и индивидуальное // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996. С. 110–19; Репина Л.П. Выделение сферы частной жизни как историографическая и методологическая проблема // Человек в кругу семьи… С. 20–34; Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009.

2. Тогоева О.И. История права и история повседневности: точки пересечения // Одиссей. Человек в истории. 2014. Вып. 25. С. 360.
3 Тема истории частной жизни в России XVII в. исследована недостаточно, особенно в сравнении с аналогичными материалами по западноевропейской истории, а публикуемые работы обычно напрямую не связаны с культурной антропологией. Труды Н.Л. Пушкарёвой созданы в рамках гендерного подхода; она исследовала историю женщин со времён Древней Руси, основываясь на нарративных источниках: литературных и фольклорных памятниках, сборниках проповедей, текстах вопросников на исповедях, епитимийниках и семейной переписке. Основной акцент в работах Пушкарёвой сделан на разнообразных аспектах эмоциональных переживаний женщин, а частное противопоставляется социальному3. О.Е. Кошелева привлекала внимание к «казусным» примерам российской истории, позволяющим интерпретировать их в контексте изучения частной истории4. А.А. Селин исследовал повседневную жизнь новгородского общества времён Смуты, используя хорошо сохранившийся «Новгородский оккупационный архив» в Швеции5. Традиционно изучаются частные архивы и переписка XVII в., также косвенно затрагивающие понятие «повседневности»6. Существует лишь одно направление, где исследователи смогли продвинуться чуть дальше в изучении частной жизни – свадебное «поведение», брачные обряды, «церковное регулирование» и предыстория метрического учёта7. Исторический опыт церковного права, «домостроевских традиций», проблем брака и развода в православии со времён Древней Руси и в России XVI–XVII вв. рассматривались Е.В. Беляковой, Л.П. Найдёновой, М.К. Цатуровой8. 3. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. М., 1997; Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси и Московского царства X–XVII вв. СПб., 2017.

4. Кошелева О.Е. Побег Воина // Казус. 1996. М., 1997. С. 55–86; Кошелева О.Е. Лето 1645 года: смена лиц на российском престоле // Казус. 1999. М., 1999. С. 148–170.

5. Селин А.А. Смута на Северо-Западе в начале XVII века. Очерки из жизни новгородского общества. СПб., 2017.

6. Морозов Б.Н., Новохатко О.В., Тимошина Л.А. Архив гостей Панкратьевых XVII – начала XVIII в. Т. 1–2. М., 2001–2007; Морозов Б.Н., Новохатко О.В., Тимошина Л.А. Архив стольника Андрея Ильича Безобразова. Ч. 1–2. М., 2012–2013; Морозов Б.Н. Частные архивы XVII в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1984; Морозов Б.Н. Из истории частных архивов купцов и горожан XVII в. // Морозов Б.Н., Стефанович П.С. Роман Вилимович в гостях у Петра Игнатьевича: псковский архив английского купца 1680-х годов. М., 2009. С. 153–164; Новохатко О.В. Россия. Частная переписка XVII века. М., 2018.

7. Бушнелл Дж. Борьба за невесту. Крестьянские свадьбы в Рязанском уезде 1690-х гг. // Русский сборник. Исследования по истории России. 2006. Вып. II. С. 81–98; Пшеницын Д.А., Черкасова М.С. Венечные памяти, пошлины и записные книги XVI–XVIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3(23). С. 44–95; Пшеницын Д.А., Черкасова М.С. О предыстории метрического учёта в России (XVII – первая половина XVIII в.) // Российская история. 2019. № 1. С. 86–102; Черкасова М.С. Северная Русь: история сурового края XIII–XVII вв. М., 2017.

8. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М., 2011. С. 93–134; Найдёнова Л.П. Мир русского человека XVI–XVII вв. (По Домострою и памятникам права). М., 2003; Цатурова М.К. Три века русского развода (XVI–XVIII века). М., 2011.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 413

Оценка читателей: голосов 0

1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук. Т. IV. СПб., 1836. № 204. С. 261.

2. Барсов Т.В. О духовном суде // Христианское чтение. 1870. № 9. С. 462–510; № 10 С. 587–626.

3. Барсов Т.В. О светских фискалах и духовных инквизиторах // Журнал Министерства народного просвещения. 1878. Февраль. Ч. CXCV. С. 350–400.

4. Башнин Н.В. «Бюджет» Вологодского архиерейского дома св. Софии в первой трети XVII в. // Российская история. 2017. № 5. С. 114–126.

5. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М., 2011. С. 93–134.

6. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Казань, 1903. С. 178–294.

7. Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь: стереотипное и индивидуальное // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996. С. 110–19.

8. Борисов В.Е. Тайна исповеди, процедура судопроизводства и повседневная жизнь государевых мастеровых в отдельно взятом деле о семи рублях (1666 г.): публикация и исследование // Сборник статей и публикаций, посвящённый Андрею Алексеевичу Булычеву: на 60-летие со дня рождения и 35-летие начала научной деятельности. М., 2020. С. 17–36.

9. Булычев А.А. Два розыска о «заговорных» письмах во второй четверти – середине XVII столетия (по материалам Разрядного приказа) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 64. СПб., 2016. С. 111–120.

10. Бушнелл Дж. Борьба за невесту. Крестьянские свадьбы в Рязанском уезде 1690-х гг. // Русский сборник. Исследования по истории России. 2006. Вып. II. С. 81–98.

11. Введенский С.Н. Из церковной старины Муромского края (Материалы для истории монастырей и приходов в гор. Муроме и его уезде, извлечённые из рукописей библиотеки Рязанской духовной семинарии) // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кн. 11. Владимир, 1910. С. 3–22.

12. Введенский С.Н. Материалы для истории Воронежской епархии (из рукописей Рязанской духовной семинарии) // Воронежская старина. Вып. 5. Воронеж, 1905. С. 126–135.

13. Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии. СПб., 1908.

14. Гневашев Д.Е. Двор Вологодского архиепископа в XVII в. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований. Материалы межрегиональной научной конференции. Вып. 7: Историческое краеведение и архивы. Вологда, 2001. С. 139–149.

15. Головина Н.В. Источники по истории Рязанско-Муромской епископии XIV–XVII вв. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород, 2012.

16. Греков Б.Д. Новгородский дом Святой Софии (опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины). Ч. I. СПб., 1914.

17. Доброклонский А.П. Описание документов Солотчинского монастыря // Труды Рязанской учёной архивной комиссии. Рязань, 1888. Т. 3 [№ 1–7]. С. 51–60, 84–91, 110–116, 137–143.

18. Духовные дела были перечислены в 63-й главе Стоглава, повторяющей «Устав о церковных судех» князя Владимира (Стоглав // Российское законодательство Х–ХХ веков. В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 336–337).

19. Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000.

20. Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.

21. Комолова Э.В. Воронежская епархия в конце XVII – XVIII вв.: образование, церковная организация, социально-политические отношения. Воронеж, 2007.

22. Кошелева О.Е. Лето 1645 года: смена лиц на российском престоле // Казус. 1999. М., 1999. С. 148–170.

23. Кошелева О.Е. Побег Воина // Казус. 1996. М., 1997. С. 55–86.

24. Лохвицкий А.В. Очерк церковной администрации в древней России // Русский вестник. Т. 7. Кн. 2. 1857. С. 222–224.

25. Матисон А.В. Приказная элита Тверского архиерейского дома (1675–1742 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. Вып. 92. 2020. С. 61–64.

26. Мельник А.Г. Ростовский митрополичий двор в XVII в. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. 1991. С. 132–144.

27. Морозов Б.Н. Из истории частных архивов купцов и горожан XVII в. // Морозов Б.Н., Стефанович П.С. Роман Вилимович в гостях у Петра Игнатьевича: псковский архив английского купца 1680-х годов. М., 2009. С. 153–164.

28. Морозов Б.Н. Частные архивы XVII в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1984.

29. Морозов Б.Н., Новохатко О.В., Тимошина Л.А. Архив гостей Панкратьевых XVII – начала XVIII в. Т. 1–2. М., 2001–2007.

30. Морозов Б.Н., Новохатко О.В., Тимошина Л.А. Архив стольника Андрея Ильича Безобразова. Ч. 1–2. М., 2012–2013.

31. Найдёнова Л.П. Мир русского человека XVI–XVII вв. (По Домострою и памятникам права). М., 2003.

32. Николаевский П.Ф. Патриаршая область и русские епархии в XVII веке. СПб., 1888.

33. Николай (Ярушевич), иеромонах. Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.). (Опыт изучения вселенских и местных начал и их взаимоотношений в древне-русском церковном суде). Историко-каноническое исследование. Пг., 1917.

34. Никулин И., свящ. Структура Тобольского архиерейского дома в 90-е годы XVII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014. С. 120–138.

35. Новохатко О.В. Россия. Частная переписка XVII века. М., 2018.

36. Оспенников Ю.В., Гайденко П.И. Церковный суд на Руси XI–XIV веков. Исторический и правовой аспекты. СПб., 2020.

37. Павлов А.С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.

38. Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902. С. 394–440.

39. Перов И.Ф. Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI–XVII вв. Рязань, 1882.

40. Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 г. Казань, 1906.

41. Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века // Исторический вестник: научный журнал. М.; Воронеж. 2002 № 1(16). С. 117–133.

42. Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси и Московского царства X–XVII вв. СПб., 2017.

43. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. М., 1997.

44. Пшеницын Д.А., Черкасова М.С. Венечные памяти, пошлины и записные книги XVI–XVIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3(23). С. 44–95.

45. Пшеницын Д.А., Черкасова М.С. О предыстории метрического учёта в России (XVII – первая половина XVIII в.) // Российская история. 2019. № 1. С. 86–102.

46. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009.

47. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. II. СПб., 1875. Стб. 423–424.

48. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской Церкви до эпохи Петра Великого. Вып. 2. Пг., 1914.

49. Севастьянова А.А. Редкие рукописные книги XVII–XIX веков в Государственном архиве Рязанской области // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2018. № 3(60). С. 7–12.

50. Селин А.А. Смута на Северо-Западе в начале XVII века. Очерки из жизни новгородского общества. СПб., 2017.

51. Сергей Николаевич Введенский (1867–1940): Биобиблиографический указатель. Воронеж, 1997.

52. Соборное уложение 1649 г. Л., 1987. С. 131, 391–392.

53. Соловьёв Н.А. Сарайская и Крутицкая епархия // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1894. Кн. 3.

54. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России XVI–XVII веках. М., 2002.

55. Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. Ярославль, 1889. С. 303–369.

56. Тогоева О.И. История права и история повседневности: точки пересечения // Одиссей. Человек в истории. 2014. Вып. 25. С. 360.

57. Устинова И.А. Архивы русских архиерейских домов XVII в.: К проблеме изучения // Вспомогательные и специальные науки истории в XX – начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка. Москва, 14–15 апреля 2014 г. М., 2014. С. 385–387.

58. Устинова И.А. Книги патриарших приказов 1620–1649 гг. как исторический источник. М., 2011.

59. Устинова И.А. Служебная биография архиерейского дьяка Данилы Игнатьева: к вопросу о светском элементе в русском церковном управлении XVII в. // Труды Института российской истории РАН. Вып. 12. М., 2014. С. 83–92.

60. Устинова И.А., Шамина И.Н. История Вологодского архиерейского дома: новые источники // Российская история. 2019. № 4. С. 223–231.

61. Харина Н.С. Тобольский архиерейский дом в XVII – 60-е гг. XVIII в. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2012.

62. Цатурова М.К. Три века русского развода (XVI–XVIII века). М., 2011.

63. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 86–100.

64. Черкасова М.С. Северная Русь: история сурового края XIII–XVII вв. М., 2017.

65. Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире: Северная деревня конца XVI – начала XVIII века. М., 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх