«The Debate on Faith with the Greeks» by Arseny Sukhanov in a historical context

 
PIIS086956870013439-3-1
DOI10.31857/S086956870013439-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 1
Pages16-25
Abstract

        

Keywords
Received22.10.2020
Publication date18.03.2021
Number of characters34538
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Одно из самых ярких русских публицистических произведений XVII в., актуальное по сей день, не задумывалось как памфлет о первенстве Русской Церкви в мировом православии. «Прения с греками о вере» являлись частью посольского отчёта русского дипломата Арсения Суханова, написанной и отредактированной им в Валахии летом 1650 г.1 Обязанность Суханова заключалась в том, чтобы веско отвечать на каждый выпад иноземцев против России. Эта работа и показана в статейном списке. Повод был серьёзен: греческие монахи сожгли книги московской печати, изданные от имени царя с благословения патриарха, как содержащие ересь. Русское православие расценивало это как оскорбление, которое каралось по 1-й статье Соборного уложения 1649 г.; виновных требовалось «сыскивати всякими сыски накрепко» и сжечь2. Суханов провёл следствие о сожжении книг. В ходе дискуссий он убедил греческое духовенство отказаться от обвинения русских книг и обрядов в ереси и вывел оппонентов из-под этой статьи. В то же время он чётко сформулировал официальный взгляд Москвы на мнение греков, что восточные патриархи могут быть для русских «учителями веры». 1. «Прения» редактировались с 6 июня (последняя дата белового, затем не раз исправленного текста) до 23 сентября (отъезд автора с другой, весьма трудной дипломатической задачей) 1650 г.

2. Соборное уложение 1649 года. М., 1961. С. 70.
2 Черновой автограф церковной части отчёта Суханова в Посольский приказ сохранился3. Он написан на бумаге, взятой дипломатом в поездку 1649–1650 гг.4 и предназначенной для наиболее важных документов. Впоследствии манускрипт был приплетён к одной из рукописных книг, которые Арсений увлечённо собирал, переписывал, редактировал и дополнял. Это один из двух «Русских хронографов» его авторской редакции: список с обильными пометами и комментариями, но без обширного текста на основе Троицкой редакции Никоновской летописи, который сделал знаменитым его второй Хронограф, отредактированный в начале 1660-х гг.5 3. РГАДА, ф. 181, д. 659, л. 348–360. Предшествующий черновику «Прений» Хронограф Суханова датируется по бумаге 1650-ми гг. (Богданов А.П. Автограф «Прений с греками о вере» Арсения Суханова // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С. 175–205).

4. На идентичной по рисунку водяного знака и по интервалам между понтюзо бумаге им были написаны челобитная, удовлетворённая царём 9 мая 1649 г.; отписка в Посольский приказ из поездки не ранее 11 февраля 1650 г.; перевод с греческого языка «Проречения над гробом Константина Великого», поданный в приказ «в вечеру» 9 декабря 1650 г. и подклеенный в столбец после политической части статейного списка, перед «Прениями» (РГАДА, ф. 52, оп. 1, д. 22 (1649 г.), л. 1, 76; д. 8, л. 35–36).

5. РНБ, F.XVII.17. Кодекс с правкой Суханова 1661–1663 гг. О нём см.: Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 486–487; Каган-Тарковская М.Д. Младшие редакции «Повести о двух посольствах» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Т. XXX. Л., 1976. С. 304–306; Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 274–280.
3 Автограф сохранил две первых редакции церковной части отчёта, который Суханов в течение лета 1650 г. уточнял и дополнял, прежде чем осенью вновь с головой уйти в политические дела. Третья, окончательная редакция была подана им в Посольский приказ 9 декабря 1650 г. «в вечеру», на следующий день после возвращения в Москву, в составе полного отчёта о дипломатической миссии 1649–1650 гг. Это рукопись приказных подьячих, бегло поправленная Арсением. Как и черновой автограф, авторизованный список не имеет заглавия, начинаясь (как было принято в посольских отчётах) описанием обстоятельств этой части его дипломатической миссии. Общая цель миссии указана в начале Статейного списка 1649–1650 гг. Помещённая после политического отчёта в конце написанного на столбцах свитка, третья редакция нуждалась в восстановлении части текста, утраченного из-за ветхости6. В то же время она стала основой богатой старообрядческой рукописной традиции после реформ Никона, когда официально считалось, что греки, с которыми дискутировал Суханов, правы, а его позиция в споре отражает русское невежество7. 6. РГАДА, ф. 52, оп. 1, д. 8 (1649 г.), л. 37–71.

7. Итоги изучения рукописной традиции «Прений», насчитывающей 54 списка, подведены в монографии: Богданов А.П. «Прения с греками о вере» 1650 г.: Отношения Русской и Греческой церквей в XI–XVII вв. М., 2020.

Number of purchasers: 0, views: 482

Readers community rating: votes 0

1. Belokurov S.A. Arsenij Sukhanov. Issledovanie. Ch. I. Biografiya Arseniya Sukhanova. M., 1891.

2. Belokurov S.A. Startsa Arseniya Sukhanova «Statejnyj spisok» i «Preniya s grekami o vere». SPb., 1883.

3. Belokurov S.A. Poezdka startsa Arseniya Sukhanova v Gruziyu (1637–1640 gg.) // Khristianskoe chtenie. 1884. № 3–4.

4. Belyaev I.[D]. Perepisnaya kniga domovoj kazny patriarkha Nikona // Vremennik Obschestva istorii i drevnostej Rossijskikh pri Moskovskom universitete. Kn. 15. Otd. II. M., 1852. S. 1–136.

5. Bogdanov A.P. «Preniya s grekami o vere» 1650 g.: Otnosheniya Russkoj i Grecheskoj tserkvej v XI–XVII vv. M., 2020.

6. Bogdanov A.P. Patriarkh Filaret. Ten' za tronom. M., 2014.

7. Bogdanov A.P. Russkie patriarkhi ot Iova do Iosifa. M., 2015. S. 376–400.

8. Bogdanov A.P. Ukraina v politike Rossii XVII veka // Problemy russkoj istorii. Vyp. VI. Magnitogorsk, 2006. S. 235–269.

9. Bogdanov A.P. Ukraina i motivatsiya vojn Rossii (1653–1700) // Istoriya russko-ukrainskikh otnoshenij v XVII–XVIII vekakh (K 350-letiyu Pereyaslavskoj Rady). Byulleten' Nauchnogo soveta RAN «Istoriya mezhdunarodnykh otnoshenij i vneshnej politiki Rossii». Vyp. 2 (2004–2005 gg.). M., 2006. S. 51–70.

10. Bogdanov A.P. Avtograf «Prenij s grekami o vere» Arseniya Sukhanova // Istochnikovedenie otechestvennoj istorii. M., 1989. S. 175–205.

11. Bogdanov A.P. Tsar'-reformator Fyodor Alekseevich: starshij brat Petra I. M., 2018. S. 354–356.

12. Vossoedinenie Ukrainy s Rossiej. Dokumenty i materialy. V 3 t. T. 2. M., 1953.

13. Dmitrievskij A.A. Ispravlenie knig pri patriarkhe Nikone i posleduyuschikh patriarkhakh. M., 2004.

14. Zharova I.Yu. «Proskinitarij» Arseniya Sukhanova: istoriko-literaturnaya osnova i zhanrovo-poehticheskoe svoeobrazie teksta. Dis. … kand. filol. nauk. M., 2013.

15. Kagan M.D. Arsenij (v miru Anton Sukhanov) // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi (dalee – SKKDR). Vyp. 3 (XVII v.). Ch. 1. SPb., 1992. S. 98–103.

16. Kagan-Tarkovskaya M.D. Mladshie redaktsii «Povesti o dvukh posol'stvakh» // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury Instituta russkoj literatury AN SSSR (Pushkinskij Dom). T. XXX. L., 1976. S. 304–306.

17. Kapterev N.F. Priezd v Moskvu ierusalimskogo patriarkha Paisiya v 1649 g. // Pribavleniya k izdaniyu Tvorenij sv. ottsev v russkom pere¬vode za 1891 g. Kn. 1. M., 1891.

18. Kapterev N.F. Kharakter otnoshenij Rossii k pravoslavnomu Vostoku v XVI i XVII stoletiyakh. Sergiev Posad, 1914.

19. Kapterev N.F. Snosheniya ierusalimskikh patriarkhov s russkim pravitel'stvom s poloviny XVI do kontsa XVIII stoletiya // Pravoslavnyj Palestinskij sbornik. T. 15. Vyp. 1(43). SPb., 1895.

20. Kloss B.M. Nikonovskij svod i russkie letopisi XVI–XVII vekov. M., 1980. S. 274–280.

21. Makarij (Bulgakov), mitr. Istoriya Russkoj tserkvi. T. IX. M., 1882. S. 148–158.

22. Nasonov A.N. Istoriya russkogo letopisaniya XI – nachala XVIII v.: Ocherki i issledovaniya. M., 1969. S. 486–487.

23. Oparina T.A. «Ispravlenie very grekov» v russkoj tserkvi pervoj poloviny XVII v. // Rossiya i Khristianskij Vostok. Vyp. II–III. M., 2004. S. 288–325.

24. Panchenko A.M. Akundinov (Akidinov, Ankidinov, Ankudinov) Timofej Demidovich // SKKDR. Vyp. 3. Ch. 1. S. 53–55.

25. Proskinitarij Arseniya Sukhanova s risunkami i planom: 1649–1653 gg. // Pravoslavnyj Palestinskij sbornik. T. 7. Vyp. 3(21). SPb., 1889.

26. Sobornoe ulozhenie 1649 goda. M., 1961. S. 70.

27. Talina G.V. Vseya Velikiya, i Malyya, i Belyya Rossii samoderzhavie. M., 2005.

28. Talina G.V. Tsar' Aleksej Mikhajlovich: lichnost', myslitel', gosudarstvennyj deyatel'. M., 1996.

Система Orphus

Loading...
Up