Catholics and Protestants of Riga in the middle of the 18th century

 
PIIS086956870010786-5-1
DOI10.31857/S086956870010786-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg Mining University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 4
Pages182-187
Abstract

         

Keywords
AcknowledgmentThis research was supported by the grant of the Russian Science Foundation № 19-18-00073 «National Identity in the Imperial Politics of Memory: History of The Grand Duchy of Lithuania and the Polish-Lithuanian State in Historiography and Social Thought of the 19th–20th Centuries».
Received24.04.2020
Publication date07.09.2020
Number of characters16696
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Триумфальная победа Петра I в Северной войне повлекла за собой не только присоединение к России Прибалтики с таким мощным экономическими центром как Рига, но и появление среди подданных молодой империи проживавших там иноверцев, чей правовой статус ещё предстояло установить. В то же время папский престол получил возможность хотя бы частично восстановить влияние в регионе, контроль за которым был утрачен более двух столетий назад.
2 В середине 1720-х гг. подавляющее большинство жителей Риги исповедовало протестантизм. Согласно докладам католических священников, их паства в городе насчитывала лишь 500 человек, но с апреля по ноябрь она более чем удваивалась за счёт литовцев, приезжавших из Речи Посполитой торговать. В первой половине 1730-х гг. в Риге и её предместье постоянно проживало около 600 католиков (не считая офицеров местного гарнизона), а весной–осенью – до 1 300. При этом в начале 1735 г., по данным рижского магистрата, среди них росло 149 младенцев1. 1. АВПРИ, ф. 10, оп. 10/1, 1735 г., д. 1, л. 3, 12 об.
3 До присоединения к России публичные католические богослужения в Риге были запрещены. Разрешалось лишь проводить за городом службы для прибывших торговцев-католиков в нанятом на время помещении или в палатке, недалеко от Западной Двины2. 4 июля 1710 г. эту практику гарантировали «Аккордные пункты, заключённые в лагере под Ригою между шляхетством и земством княжества Лифляндского и генерал-фельдмаршалом графом Шереметевым». В первом же из них принималось условие: «Чтоб как в земле, так и во всех городах, поныне в Лифляндии отправляемую евангельскую веру, по правилам непременнаго Аугсбургскаго исповедания, и от той церкви по принятым Евангельским книгам без всякого вмешения, под каким бы оное предлогом учинено не было, чисто и непременно сохранять, всех обывателей земских и городских при том сильно и непременно защищать, и как при внутренней, так и внешней церковной администрации издревле обыкновенных консисториев патронства без перемены вечно сохранять»3. Схожая норма имелась и в Ништадтском трактате 1721 г., согласно которому «в таких уступленных землях не имеет никакое принуждение в совести ведено быть; но паче евангелическая вера, кирхи и школы, и что к тому принадлежит, на таком основании на каком при последнем свейском правительстве были оставлены и содержаны»4. 2. Там же, 1732 г., д. 1.

3. ПСЗ-I. T. 4. № 2279. С. 520.

4. Там же. T. 6. № 3819. С. 425.
4 Между тем данные гарантии вступали в противоречие с уже действовавшими в России правовыми актами. Так, появившийся 16 апреля 1702 г. манифест дозволял свободное частное и публичное богослужение не только протестантов, но и католиков: «Буде же случится, что в каком-либо месте нашего государства или при наших армиях и гарнизонах не будет настоящаго духовного чину, проповедника или церкви: то каждому позволено будет не токмо в доме своем, самому и с домашними своими, службу Господу Богу совершать, но и принимать к себе тех, которые желают у него собираться, чтобы по предписанию всеобщаго постановления христианских церквей единогласно возхвалять Бога и таким образом отправлять богослужение»5. Регламент Государственной коммерц-коллегии, утверждённый 3 марта 1719 г., предписывал, «чтоб каждой иноземец, купец и корабельщик со своими людьми свободное отправление веры своей имел»6. К тому же высокопоставленные католики – рижский комендант А. Брилли, а с 1729 г. и губернатор (с 1740 г. – генерал-губернатор) П.П. Ласси – могли оказать содействие своим единоверцам. В результате, в Риге складывалась ситуация религиозного конфликта. В историографии, как отечественной, так и зарубежной, о нём в лучшем случае кратко упоминается7. Причём если материалы Ватиканского архива (документация Конгрегации пропаганды веры) использовались в работах Ю. Рейнхольда, то российские архивные фонды ещё только начинают исследоваться. Однако анализ противоречий, возникших в Риге после присоединения Остзейского края к Российской империи, важен для понимания особенностей конфессиональной политики самодержавия на окраинах в XVIII в. 5. Там же. T. 4. № 1910. С. 194.

6. Там же. Т. 5. № 3318. С. 675.

7. Андреев А.Н. Западно-христианские вероисповедания и общество в России в XVIII в. Дис. … д-ра ист. наук. Челябинск, 2011. Т. 1. C. 131–132, 144; Андреев А.Н. Католик на русской службе Пётр Петрович Ласси // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2015. T. 15. № 3. С. 41; Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung) // Archivum Franciscanum Historicum. 1961. Vol. 54. S. 329–402; 1962. Vol. 55. S. 193–251.

Number of purchasers: 0, views: 580

Readers community rating: votes 0

1. Andreev A.N. Zapadno-khristianskie veroispovedaniya i obschestvo v Rossii v XVIII v. Dis. … d-ra ist. nauk. Chelyabinsk, 2011. T. 1. C. 131–132. 144.

2. Andreev A.N. Katolik na russkoj sluzhbe Pyotr Petrovich Lassi // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2015. T. 15. № 3. S. 41.

3. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung) // Archivum Franciscanum Historicum. 1961. Vol. 54. S. 329–402; 1962. Vol. 55. S. 193–251.

4. Samylovskaya E.A. Katolicheskaya obschina Sankt-Peterburga v pervoj polovin XVIII veka. Dis. … kand. ist. nauk. SPb., 2016. S. 121.

Система Orphus

Loading...
Up