Церковная жизнь на среднем Дону в 1917–1930 гг.

 
Код статьиS086956870010156-2-1
DOI10.31857/S086956870010156-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Агеев Е.А. Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917–1930 гг.). М.: Спасское дело, 2019. 256 с., ил.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Донской государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Аффилиация: Донской государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы192-194
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено06.05.2020
Дата публикации24.06.2020
Кол-во символов7144
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние годы наметились определённые изменения в изучении истории Русской Церкви в первые послереволюционные десятилетия, тех, кто обращается к ней, всё чаще интересует положение прихода и прихожан, круг их идей и представлений. Всё больше появляется микроисторических исследований и работ, посвящённых региональной специфике.
2 К их числу относится и монография иерея Евгения Анатольевича Агеева «Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917–1930 гг.)», написанная на материале Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского. В ней рассматриваются судьбы представителей приходского духовенства, деятельность монастырей, благочиний и приходов Донской епархии (с. 29). Свой труд автор – потомок «раскулаченных» и репрессированных в 1930-х гг. донских казаков, посвятил «памяти всех родных и неродных, известных и безвестных, ссыльных и заключённых, расстрелянных и оставленных на муки» (с. 10).
3 Необходимо отметить плохую сохранность источников, освещающих обстоятельства церковной жизни на среднем Дону, особенно в годы Гражданской войны, в ходе которой красные уничтожили окружной суд и архив в станице Усть-Медведицкой (с. 26). Тем не менее автору удалось, систематизировав и тщательно проработав немногочисленные сохранившиеся данные, создать качественное и логичное изложение происходивших событий. В основном он опирается на материалы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем вооружёнными силами Юга России, анализирует собранные ею в 1919 г. опросные листы донских храмов, обобщает их информацию (порядка 350 анкет, охвативших почти 60% приходов Области Войска Донского), часть из них до него не рассматривалась. Ценный и достаточно редкий источник – приходские летописи Христорождественского храма станицы Урюпинской и Пантелеимоновского храма хутора Летовский станицы Кременской Усть-Медведицкого округа. Помимо сведений о жизни духовенства и мирян в условиях боевых действий и начавшихся гонений, они передают отношение современников к окружавшей их действительности. Большой интерес представляет и «Книга Филоновского благочиннического совета для записи просьб и решений по ним», опубликованная в монографии в качестве приложения (как и фрагмент из летописи Пантелеймоновского храма). В монографии использованы также документы репрессивных органов, экспонаты и материалы музейных фондов области.
4 В первой главе «Церковная жизнь на территории Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского в годы революции и Гражданской войны (1918–1920 гг.)» (с. 50–97) показано, что в центре внимания православного духовенства и мирян с весны 1917 г., помимо стремительных политических изменений, находились проблемы преподавания Закона Божия, организации местных церковных органов самоуправления (прежде всего благочиннических и приходских советов), выборность клириков на вакантные места, подготовка к Поместному собору и, в частности, избрание представителей на епархиальный съезд выборщиков, куда отправились священник Василий Кожин (будущий митрополит Гермоген) и преподаватель Урюпинского реального училища Ф.Г. Кашменский (с. 58). Впоследствии они стали членами Собора. Здесь же говорится о том, как менялись настроения верующих после Октябрьского переворота, как революционные комитеты начали грубо вмешиваться в церковные дела, накладывая свои ограничения на совершение богослужений в храме, как нарастала антирелигиозная пропаганда (с. 63, 67–68). Затем развернувшиеся в крае боевые действия привели к запустению храмов, прекращению богослужения, голоду и нужде (с. 70). Отдельный параграф посвящён деятельности Филоновского благочиннического совета (с. 75–87), занимавшегося в соответствии с решениями Чрезвычайного Донского епархиального съезда 1917 г. выборами клириков, а позднее вынужденного реагировать на последствия боёв (убийство священника Павла Вилкова, ограбление церкви в станице Павловской, повреждение других церквей и т.п.). После окончательного установления в Области советской власти совет прекратил существование (с. 86).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 4, всего просмотров: 709

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх