Изменение структуры и распределения въездного турпотока в Болгарии в период пандемии COVID-19

 
Код статьиS221979310025389-0-1
DOI10.37490/S221979310025389-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант кафедры географии
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Должность: кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и организации туризма
Аффилиация: Экономический университет — Варна
Адрес: Болгария, Варна
Должность: Доктор географических наук, профессор кафедры географии
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №2/2023
Страницы78-89
Аннотация

Болгария является крупным центром туризма на Чёрном море. Целью исследования является выявление изменений в структуре въездного туристского потока и географических особенностей его распределения в Болгарии вследствие пандемии COVID-19. В результате проведённого исследования были выделены группы стран, занимающие различное место в структуре въездного туристского потока в Болгарию: соседние страны, государства Большой семёрки, другие страны Западной Европы, постсоциалистические государства Европы и прочие страны. Пандемия привела к перераспределению въездного туристского потока в Болгарию, в первую очередь, в пользу соседних стран. В 2019 г. наиболее посещались иностранными туристами причерноморские области Болгарии, а также столица страны София. В некоторых приграничных областях была сравнительно более высокой доля иностранных туристов по сравнению с внутренними регионами страны, но по объёму туристского потока они значительно уступали причерноморским. В 2021 г. объём въездного туристского потока заметно сократился вследствие пандемии COVID-19. В причерноморских областях доля иностранных туристов, как и в 2019 г., сохранилась на высоком уровне, за исключением Бургасской области, в которой ярко проявился эффект замещения внутренними туристами. В столице страны Софии также сохранился высокий удельный вес въездного туристского потока.

Ключевые словаБолгария, география туризма, въездной турпоток, пандемия COVID-19, приморский туризм
Получено28.06.2023
Дата публикации29.06.2023
Кол-во символов13006
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Пандемия COVID-19 привела к значительному уменьшению международного туризма в странах Европу. Во многих европейских странах величина въездного турпотока сократилась многократно. Болгария традиционно выступает в качестве центра притяжения туристов, ориентированных на рекреацию на побережье Чёрного моря. В силу своего географического положения, а также социалистического прошлого, значительная часть иностранных туристов по-прежнему приходится на страны Восточной Европы, в т. ч. на Россию и Украину. Однако пандемия COVID-19 привела к заметному изменению структуры въездного туристского потока.
2 Целью исследования является выявление изменений в структуре въездного туристского потока и географических особенностей его распределения в Болгарии вследствие пандемии COVID-19.
3 Степень изученности проблемы. Въездному туризму Болгарии посвящено достаточно много исследований, однако большинство из них рассматривает его с позиции развития туристской индустрии (например, [3; 14; 25] и др.). Вторую большую группу работ составляют исследования по оценке современного состояния и перспектив развития различных видов туризма в стране, например, культурно-познавательного [7], сельского [11], медицинского [19], СПА и велнес-туризма [22], и др., а также работы по изучению культурно-исторического наследия Болгарии как туристского ресурса [5]. Третью категорию исследований представляют работы, посвящённые созданию позитивного имиджа страны как туристского направления (например, [23; 24] и др.). В нескольких публикациях Болгария рассматривается как одно из перспективных направлений выездного туризма из России [4; 16; 21], причём учитывается и советский опыт тесного сотрудничества с Болгарией в туристской сфере [15].
4 На этом фоне достаточно редко встречаются работы, где изучается динамика и структура международного туристского потока в Болгарию. Так, нужно отметить статью, где представлены результаты анализа структуры въездного турпотока в страну в период с 2007 по 2016 гг. [28]. В этой работе сделан вывод, что около половины туристов приезжает из соседних стран, и эти потоки имеют характер «диффузии», их объём зависит от протяжённости сухопутной границы, но имеет слабый сезонный характер. Второй крупной категорией зарубежных гостей являются прибывающие в летний период для отдыха на море.
5 Кроме того, с точки зрения изучения особенностей распределения турпотока в стране особое внимание нужно обратить на публикации, касающиеся теоретических и практических вопросов туристского районирования Болгарии [2; 12; 13]. В этих работах отмечено, что туристское районирование создаёт важную основу улучшения территориальной организации туризма, и оно должно стать эффективным инструментом для реализации туристского потенциала всех регионов Болгарии с учётом потребностей туристов из разных стран.

всего просмотров: 134

Оценка читателей: голосов 0

1. Виды туризма и география турпотоков в зеркале пандемии COVID-19 / Под ред. А. Г. Манакова. Псков: Псковский государственный университет, 2022. 214 с.

2. Горбунова О. В., Михайлин А. Н. Роль и принципы туристического районирования в Болгарии // Управление. 2018. Т. 6. № 2. С. 19–25. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2018-2-19-25.

3. Горбунова О. В. Современное состояние туристического сектора в Болгарии // Вестник университета. 2018. № 4. С. 84–90. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-4-84-90.

4. Демидов Н. С. О Болгарии как о перспективном направлении на туристическом рынке России // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию города Томска. Томск, 2019. С. 262–265.

5. Димитров С. П. Культурно-историческое наследие Болгарии как туристический ресурс // Научные горизонты. 2019. № 1 (17). С. 67–71.

6. Ермишкина О. К. Опыт развития внутреннего туризма в Болгарии // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства. Сборник статей участников Второй научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2013. С. 178–186.

7. Зарипова Э. Г., Галимов Ш. Ш. Развитие культурно-познавательного туризма в Болгарии // Теоретические и практические аспекты научных исследований в туризме. Материалы I научно-практической конференции. Казань: ООО «НОЦ «Знание», 2019. С. 110–116.

8. Иванов И. А., Манаков А. Г. Изменение въездного турпотока в странах Европы вследствие пандемии COVID-19 в 2020 году // Туризм и региональное развитие. 2021. № 2 (3). С. 3–16.

9. Иванов И. А. Оценка соседского турпотока в европейских странах: статистико-картографический анализ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 1. С. 64–71.

10. Иванов И. А. Сравнительный анализ динамики въездного и внутреннего турпотоков в странах Европы в 2020–2021 гг. // Географический вестник. 2022. № 3 (62). С. 153–168. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2022-3-153-168.

11. Кацаров М. Н., Пенерлиев М. Р. Возможность пространственной организации сельского туризма в Болгарии на основе болгарских фольклорных регионов // Актуальные проблемы развития сельского (аграрного) туризма в условиях современных геополитических и социально-экономических вызовов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. С. 18–22.

12. Кръстев В. К. Относно новото туристическо райониране на България: критични съображения // Проблеми на географията. 2015. № 3–4. С. 21–33.

13. Крыстев В. К. Туристское районирование: дискурс о методе // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2019. № 5. С. 50–59.

14. Курилова Е. В., Танчев Ж. Д. Тенденции, проблемы и перспективы развития въездного туризма в Болгарии // Управленец. 2016. № 3 (61). С. 72–76.

15. Попов А. Д. Народная республика Болгария как объект зарубежного туризма советских граждан // Дриновський збірник. 2011. Т. 4. С. 302–309.

16. Попова Н., Мукова Л. К вопросу о российском туризме в Болгарии: геополитические, экономические и правовые аспекты // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 8 (78). С. 17–31. https://doi.org/10.22412/1995-042X-11-8-2.

17. Попова Н. Р., Мукова Л. А. Геополитика и туризм в условиях пандемии COVID-19 (на примере Болгарии) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т. 16. № 1. С. 64–80. https://doi.org/10.24412/1995-0411-2022-1-64-80.

18. Попова Н. Туристическая политика в Болгарии в условиях COVID-19 // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2020. № 7. С. 261–266.

19. Сиджимова Д. А., Сиджимов М. А. Возможности развития медицинского туризма в Болгарии // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы III Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2014. С. 205–206.

20. Танчев Ж. Д. Состояние туристического сектора в Болгарии во время пандемии коронавируса // Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. С. 53–56.

21. Чеглазова М. Е., Таланова А. Болгария, как популярное направление детского отдыха среди российских туристов // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь: ООО Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 444–449.

22. Янчева К. Д. Предложения о повышении конкурентоспособности СПА и велнес-туризма на территории муниципалитета Варна, Болгария // Природное и историко-культурное наследие Восточной Европы как объект социально-географических исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2019. С. 35–42.

23. Dimitrov P. M., Stankova M. Z., Vasenska I., Uzunova D. Increasing attractiveness and image recognition of Bulgaria as a tourism destination // Tourism & Management Studies. 2017. No. 13 (3). P. 39–47. DOI: 10.18089/tms.2017.13305.

24. Dyankov T., Krastev V., Yancheva K. Evaluation of brand identity of Bulgaria as a tourist destination // Tourism. 2018. Vol. 66. No. 1. P. 19–34.

25. Genchev E. The influence of foreign tourism flows on the Bulgarian industry // Trakia Journal of Sciences. 2019. Vol. 17. Suppl. 1. P. 276–283. https://doi.org/10.15547/tjs.2019.s.01.044.

26. Hristova V., Wołejsza P. Glamping entrepreneurs’ perspective after COVID-19 — some evidences from Poland and Bulgaria // Научные горизонты. 2021. № 1 (41). С. 64–74.

27. Korinth B., Wendt J. A. The impact of COVID-19 pandemic on foreign tourism in European countries // Prace Komisji Geografii Przemysłu Polskiego Towarzystwa Geograficznego. 2021. Vol. 35. No. 3. P. 186–204.

28. Korol O., Skutar T. Theoretical approaches in the research of inbound tourism: the case of Bulgaria // Geo Journal of Tourism and Geosites. 2019. Vol. 26. No. 3. P. 887–904. https://doi.org/10.30892/gtg.26317-405.

29. Varadzhakova D., Naumov N. COVID-19 free programs as a trend in the post pandemic hospitality quality: the case of bulgarian hotel chains // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры. Материалы III Международной научно-практической конференции. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. С. 63–69.

30. Zheleva V., Mutafov E. Impact of COVID-19 on the tourism sector in Bulgaria: state, measures to deal with the effects of pandemic // Sixth International Scientific Conference “Business and regional development”. SHS Web Conf. 2021. Vol. 120, 01014. https://doi.org/10.1051/shsconf/202112001014.

Рис. 1. Структура въездного турпотока в Болгарию в 2008–2021 гг. (07_Ivanov_Рис._1.png, 10 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Объём въездного турпотока и доля иностранных туристов по областям Болгарии в 2019 г. (07_Ivanov_Рис_2.png, 562 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Объём въездного турпотока и доля иностранных туристов по областям Болгарии в 2021 г. (07_Ivanov_Рис.3.png, 560 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх