Зеркала “ольвийского типа” – показатель влияния античного мира на Северном Кавказе

 
Код статьиS086960630016286-3-1
DOI10.31857/S086960630016286-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Москва, Россия
Аннотация

В статье анализируются бронзовые предметы, которые известны в литературе как “ольвийские зеркала”. Эти вещи породили значительное количество вопросов о месте производства, путях распространения и этнической принадлежности их создателей. Рассматривается один из типов таких предметов с изображением льва на конце ручки. Подобные полные формы пока не встречены на территории Скифии, однако их число пополнилось новыми находками и теперь большинство абсолютно идентичных вещей происходит с Северного Кавказа. Изображение в виде фигурки лежащего льва позволило связать эти предметы с Милетом, так как лежащий лев являлся символом этого города. Присутствие подобных античных произведений на Северном Кавказе, в отдаленных от греческих городов регионах, позволяет предположить стремление эллинов расширить культурную и экономическую базу своих контактов с населением Северо-Восточного Причерноморья. 

Ключевые словаСеверный Кавказ, зеркала “ольвийского типа”, Милет, изображение льва, эллины, скифы
Получено16.08.2021
Кол-во символов30434
Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Находки предметов, которые получили в литературе название “ольвийских” (реже “скифских”) зеркал1, несмотря на то, что уже неоднократно подвергались всестороннему разбору, продолжают интересовать исследователей и сейчас, вызывая значительное количество вопросов о месте производства этих вещей, путях распространения и этнической принадлежности их создателей и пользователей (Фармаковский, 1914. С. 26–29; Граков, 1947; Oberländer, 19672; Ольговський, 1992; Кузнецова, 2002. С. 208; Маслов, 2002; Кузнецова, 2010. С. 239–241; Бандрівський, 2010. С. 159–162; Канторович, 2015. С. 140–146, 313–318; Ольговский, 2017а; б; Оборин, 2019 и др.). Интерес к данным предметам поддерживается их ареалом, поскольку они встречаются на обширной территории: и в Северной Африке, и в Западной Европе, и в Северном Причерноморье, и в Волго-Камье, и на Урале, и на Северном Кавказе, фиксируя факт проявления греческой цивилизации в культуре населения указанных территорий (Кузнецова, 2002. С. 142–212). Помимо этого, количество их увеличивается за счет новых находок, часть из которых обнаружена в северокавказском регионе, что и заставляет еще раз вернуться к теме, касающейся этой греческой формы, называемой “зеркалами”. 1. Чаще их называют зеркалами “ольвийского типа”, что удачно соотносится с самым большим количеством целых форм, обнаруженных в Ольвии (Кузнецова, 2010. С. 239).

2. Более подробная историография была представлена ранее (Кузнецова, 1991. С. 72–76; Кузнецова, 2002. С. 197; Кузнецова, 2010. С. 239, 261, 262).
2 Рассматриваемые предметы представляют собой плоские, круглые диски, с высоким бортиком (до 1 см) и каннелированными (имитация античных колонн) ручками, верх которых оформлен в виде эллипса или шестиугольника, включавших сегмент над ними, а конец представлен либо фигуркой стоящего кошачьего хищника (рис. 1, 1), либо головкой барана (рис. 1, 2). Ранее уже отмечалось, что часть таких предметов была украшена наверху ручки изображением фигурки лежащего оленя, а конец – также изображением стоящего кошачьего хищника (рис. 1, 3) или головки барана (рис. 1, 4)3. 3. В общей классификации зеркал Скифии они входят в класс (II) сложносоставных зеркал, составляют отдел с боковыми (II) бронзовыми (1 группа) ручками и разделены на 5 основных типов с вариантами и два типа, не встреченные на скифской территории (Кузнецова, 2002. С. 142–190).
3 В свое время эти предметы были подробно проанализированы, и в данном случае хотелось бы напомнить, что похожие формы были идентифицированы не столько как зеркала, сколько как культовые сосуды и определены как “зеркала-патеры” (Кузнецова, 2002. С. 205–208; 2010. С. 7, 8).
4
Кузнецова__рис_1

Рис. 1. Зеркала “ольвийского типа”: 1 – Сумская область (фото от Ю.В. Оборина); 2 – Хмельницкая область Городокский район (по: Клочко, Козыменко, 2017. С. 264. Илл. 3); 3 – Старокорсунское городище, случайная находка, 1993 г. (© Красно- дарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, 2021, инв. № КМ 11177; фото от Ю.В. Зеленского); 4 – Ольвия, могила 64, 1912 (© Государственный Эрмитаж, 2021; ОАМ ГЭ инв. № О. 1912. 273). Fig. 1. Mirrors of “Olbian type”

5 Двойное название к рассматриваемым предметам было применено потому, что для безусловной атрибуции “ольвийских” зеркал именно в таком качестве, отсутствует возможность определить у них рабочую (зеркальную) сторону, так как орнамент в виде каннелюр расположен на обеих сторонах ручек. При этом двухсторонние зооморфные изображения на ручках имеют нейтральное (профильное) расположение, а головка барана, хотя чаще всего развернута лобной частью к гладкой стороне диска, могла размещаться и иначе, что позволило предположить их бифункциональное применение (Кузнецова, 2002. С. 212). Помимо этого, у экземпляров из Ольвии, мог.75/ 1910 г., и Тузлинского некрополя, гробница 55 близ г. Тамань, с фигуркой кошачьего хищника на конце ручки, имеются отпечатки ткани на обеих сторонах диска, причем следы достаточно глубоки, чтобы видеть в них отпечатки ткани от одежды или футляра, так как они сохранились даже после реставрации предметов, а это свидетельствует о том, что ткань отпечаталась в воске и металле, а не в корродированном слое, удаление которого привело бы к полному их уничтожению. При изготовлении утрачиваемых моделей литейщики в основном использовали воск, но применяли также дерево, солому, кожу, веревки, ткань (Минасян, 2014. С. 189, 190)4. 4. Отпечатки, по всей видимости, относятся к прокладке при изготовлении восковой модели для диска, если его копировали с уже имевшихся металлических экземпляров. Известна ножка котла (ГЭ, инв. № 2233/15) с отпечатком кусочка ткани на восковой модели (Минасян, 2014. С. 191. Илл. 69, 3).

1. Бандрівський М. Образотворчі традиції на заход Українського Лісостепу в VІІ – напочатку VІ ст. до нар. Хр.: витоки і причини трансформації // Археологический альманах. № 21. Изобразительное искусство в археологическом наследии / Гл. ред. А.В. Колесник. Донецк: Лебедь, 2010. С. 145–177.

2. Барцева Т.Б. Цветная металлообработка скифского времени. Лесостепное Днепровское Левобережье. М.: Наука, 1981. 126 с.

3. Граков Б. Чи мала Ольвiя торговельнi зносини з Поволжям i Приураллям в архаiчну i класичну епохи? // Археологія. 1947. Вип. І. С. 23–38.

4. Гуцал А.Ф., Гуцал В.А. Курганний комплекс з бронзовим дзеркалом iз Шутновець // Эпоха раннего железа / Отв. ред. С.С. Бессонова. Киев; Полтава: Ин-т археологии Нац. акад. наук Украины, 2009. С. 125–134.

5. Дерябин В.Е. Многомерная биометрия для антропологов. М.: Московский гос. ун-т, 1983. 227 с.

6. Зограф А.Н. Античные монеты. М.: Изд-во АН СССР, 1951 (МИА; № 16). 263 с.

7. Зуев В. Бронзовые зеркала с о. Березань // Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок: материалы междунар. науч. конф. Ч. 2 / Отв. ред. В.Ю. Зуев. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. С. 48–55.

8. Зуев В.Ю. Бронзовые зеркала с о. Березань // Северное Причерноморье в античную эпоху: материалы юбилейного междунар. круглого стола, посвящ. 10-летию конф. “Боспорский феномен” / Отв. ред. В.Ю. Зуев. СПб.: Нестор-История, 2008. С. 41–52.

9. Зуев В.Ю. Об одной серии зеркал борисфенитского типа // Причерноморье в античное и раннесредневековое время. Вып. 2. Сборник научных трудов, посвященный 70­летию профессора В.П. Копылова / Отв. ред. А.Н. Коваленко. Ростов­на­Дону, 2018. С. 232–243.

10. Ильинская В.А. Образ кошачьего хищника в раннескифском искусстве // Советская археология. 1971. № 2. С. 64–85.

11. Канторович А.Р. Скифский звериный стиль Восточной Европы: классификация, типология, хронология, эволюция: дис. … д-ра ист. наук. М., 2015. 1724 с.

12. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III. Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2004. 291 с.

13. Клочко В.И., Козыменко А.В. Древний металл Украины. Киев: САМ, 2017. 368 с.

14. Кобылина М.М. Милет. М.: Наука, 1965. 202 с.

15. Кузнецова Т.М. Этюды по скифской истории. М.: ИА РАН, 1991. 150 с.

16. Кузнецова Т.М. Зеркала Скифии VI–III вв. до н.э. Т. 1. М.: Индрик, 2002. 352 с.

17. Кузнецова Т.М. Зеркала Скифии VI–III вв. до н.э. Т. 2. М.: Таус, 2010. 426 с.

18. Кузнецова Т.М. О времени и условиях появления бронзовых зеркал в Северопонтийском регионе // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. Т. 46, № 4. С. 59–66.

19. Манычев В.И., Назаров В.В., Недопако Д.П., Паньков С.В. Новая находка бронзового зеркала на о. Березань // ВОRISТНЕNIКА–2004: материалы междунар. науч. конф. к 100-летию начала исследований острова Березань Э.Р. фон Штерном / Отв. ред. С.Д. Крыжицкий. Николаев: Нац. акад. наук Украины, 2004. С. 35–41.

20. Маслов В.Е. Зеркало “ольвийского” типа из Краснодарского края // Российская археология. 2002. № 3. С. 153–157.

21. Минасян Р.С. Металлообработка в древности и Средневековье. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. 372 с.

22. Мифы народов мира: энцикл. Т. 2 / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энцикл., 1988. 671 с.

23. Оборин Ю.В. Ручка античного зеркала борисфенитского типа [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/39705879/Oborin_THE_BORYSTHENITIC_TYPE_ANTIQUE_MIRRORS_HANDLE (дата обращения: 01.12.2019).

24. Ольговский С.Я. О караванном пути из Ольвии на Урал и в Поволжье и вопросы происхождения зеркал и крестовидных блях // Археология Евразийских степей. 2017а. № 3. С. 209–223.

25. Ольговский С.Я. Существовал ли караванный путь из Ольвии на Урал и в Поволжье в архаическую эпоху? // Старожитності раннього залізного віку. Київ: Інститут археології Національної академії наук України, 2017б (Археологiя i древня iсторiя України; вип. 2 (23). С. 476–483.

26. Ольговський С.Я. Походження дзеркал “ольвiйського” типу // Археологiя. 1992. № 3. С. 14–21.

27. Переводчикова Е.В. Прикубанский вариант скифского звериного стиля: дис. … канд. ист. наук. М., 1980. 190 с., 146 с. ил.

28. Ремесленное производство Борисфена. Металлургия и металлообработка [Электронный ресурс]. URL: http://www.borysthenes.org/content/colonisation/colonisation8.htm (дата обращения: 17.11.2020).

29. Розанова Н.П. Бронзовое зеркало с надписью из Ольвии // Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. К 100-летию со дня рождения акад. С.А. Жебелёва. 1867–1967 / Отв. ред. В.Ф. Гайдукевич. Л.: Наука, 1968. С. 248–251.

30. Русяева A.C. Милет – Дидимы – Борисфен – Ольвия. Проблемы колонизации Нижнего Побужья // Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 25–64.

31. Русяева А.С. Эпиграфические памятники. Скульптура // Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время / Отв. ред. С.Д. Крыжицкий. Киев: Наукова думка, 1987. С. 134–170.

32. Русяева А.С., Русяева М.В. Ольвия Понтийская: город счастья и печали. Киев: Стилос, 2004. 227 с.

33. Рябкова Т.В. Поселение Тарасова Балка – памятник раннего железного века в Закубанье (предварительная публикация) // Археология без границ: коллекции, проблемы, исследования, гипотезы. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015 (Труды Государственного Эрмитажа; т. 77). С. 359–374.

34. Рябкова Т.В. Работы Южно-Кубанской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Краснодарском крае и Адыгее // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 41. Материалы и исследования по археологии Евразии. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. С. 121–125.

35. Скуднова В.М. Скифские зеркала из архаического некрополя Ольвии // Культура и искусство античного мира. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962 (Труды Государственного Эрмитажа; т. 7). С. 5–27.

36. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.: Наука, 1964. 380 с.

37. Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). Барнаул: Азбука, 2011. 144 с.

38. Фармаковский Б.В. Архаический период в России. Памятники греческаго архаическаго и древняго восточнаго искусства, найденные в греческих колониях по северному берегу Чёрнаго моря, в курганах Скифии и на Кавказе // Материалы по археологии России. № 34. Петроград: Тип. Гл. Упр. Уделов, 1914. С. 15–78.

39. Шрамко I.Б., Заднiков С.А. Дослiдження курганiв на некрополi Скоробiру 2017 р. // Археологічні дослідження Більського городища 2017 / I.I. Корост. Київ; Котельва: Центр пам’яткознавства Національної академії наук України, 2018. С. 6–21.

40. Hoffmann H. Graeco-Scythian mirrors // American Journal of Archaeology. 1965. Vol. 69, № 1. Р. 65–67.

41. Oberländer P. Griechische Handspiegel. Hamburg: Universität, 1967. 300 s.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх