Вербальная семантика и ее истоки у ребенка первого года жизни

 
Код статьиS020595920002248-8-1
DOI10.31857/S020595920002248-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 № 6
Страницы37-46
Аннотация

Теоретический анализ проведенного эмпирического исследования и данных литературы посвящен проблеме происхождения и роли осмысленных переживаний в жизни маленького ребенка. Показано, что с опорой на врожденные способности младенца (к чувствительности, действиям и научению) осмысленность исходно формируется у ребенка на основе производимых им действий, отражающих объективно действующие законы окружающей среды. Выявлен пошаговый ход развития поведения младенца, приводящий его к переживанию осмысленности и приобретению смысловой линии его концептуальной сферы. Рассмотрен путь, по которому ребенок научается понимать слышимую речь и порождать речь, понимаемую окружающими. Обсуждается вопрос о “взаимодействии” субъективного и объективного в раннем онтогенезе ребенка. Показано, что взаимодействия как формы прямого действия одной сущности на другую не обнаруживается. Есть обеспеченный рядом поведенческих реакций переход от воздействия внешних впечатлений к семантическим переживаниям субъекта. Представленные данные понимаются как шаг в разработке так называемой “малой психофизической проблемы” в области языка.

Ключевые словаРазвитие младенца, поведенческие акты, возникновение осмысленных переживаний, отсутствие прямого взаимодействия субъективного и объективного компонентов в онтогенезе младенца
Получено22.12.2018
Дата публикации22.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1457

Оценка читателей: голосов 0

1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980.

2. Байаржон Р. Представления младенцев о скрытых объектах // Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13–35.

3. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 50–103.

4. Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2015. С. 15–47.

5. Воронин Л. Г. Эволюция высшей нервной деятельности. М.: Мир, 1977.

6. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М.: Наука, 1986.

7. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагог. психология. М.: Издательство Моск. ун-та. 1997. С. 210–229.

8. Ляксо Е. Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиол. журн. 2003. Т. 89. № 2. С. 207–218.

9. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

10. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 133–136.

11. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

12. Скиннер Б. Ф. Поведение организмов. Пер. с англ. М.: Оперант, 2016.

13. Смит Л. Представления младенцев о скрытых объектах // Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13–35.

14. Соловьев В. Д. Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития // Теоретические и прикладные исследования психологии речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. М.: Изд. “Институт психологии РАН”, 1988. С. 141–156.

15. Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ, 2010.

16. Ушакова Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. Изд. “Институт психологии РАН”. М.: 2011.

17. Ушакова Т. Н. Зарождение и развитие начатков речи у младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0–12) // Психология. Журнал ГУ ВШЭ. 2017. Т. 14. № 2. С. 338–355.

18. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.: Изд-во: Ленинградское отделение “Наука”, 1977.

19. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983.

20. Kuhl P. K. Learning and representation in speech and language // Current Opinion in Neurobiology. 1994. V. 4. P. 812–822.

21. Kuhl P. K. Early language acquisition: cracking the speech code // Nature Reviews. Neuroscience. 2004. 5(11). P. 831–843.

22. Skinner B. F. Verbal behavior. Acton, MA: Copley Publishing Group. Appleton-Century-Crofts, Inc. New York, 1957.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх