Профессиональное становление субъекта и динамика актуализации условий среды как ресурсов

 
Код статьиS020595920029009-5-1
DOI10.31857/S020595920029009-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии.
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 №6
Страницы26-36
Аннотация

Цель исследования: изучение связей динамики профессионального становления субъекта на протяжении трудовой жизни и условий социальной среды, актуализируемых как ресурсов. Гипотезы: 1. Условия социальной среды, актуализируемые как ресурсы на разных этапах профессионального становления субъекта, могут изменять силу влияния и валентность (знак). 2. В разных профессиональных сферах условия среды как ресурсы субъекта различаются. 3. У лиц с разной успешностью “вертикальной карьеры” условия среды как ресурсы субъекта различаются. 4. Различаются связи динамики становления и актуализируемых ресурсов у представителей сфер деятельности с “высокой” и “плоской иерархией” должностного продвижения. Использовалась авторская методика “Динамика стиля профессиональной жизни”. Респонденты оценивали в баллах (от 0 до 8) условия социальной среды как “факторы профессионализма”, динамику своего профессионализма от 20 до 65 лет (ретроспективно и проспективно), фиксировались их социально-демографические и служебно-должностные характеристики. Опрошено 567 чел. — 306 мужчин и 261 женщины в возрасте 30−50 лет — 132 государственных служащих, 221 менеджера, 129 инженеров и руководителей подразделений промышленных предприятий, 85 учителей, занимающих должности от рядового специалиста до заместителя министра). Анализировались особенности актуализации условий социальной среды как интерсубъектных и внесубъектных ресурсов; использовалась описательная статистика, t-сравнение для независимых групп и множественный регрессионный анализ (МРА), метод Forward (прямой). Результаты. Представители четырех групп (госслужащие, инженеры, менеджеры, учителя) были сходными по их социально-демографическим характеристикам — по возрасту (М = 40.7, SD = 9.8), стажу работы (М = 19.8, SD = 10.1), стажу управленческой деятельности (М = 7.7, SD = 8.7), 424 чел. состояли в браке (75 %), среднее число детей — 1.3; они занимали должности от рядового специалиста до заместителя министра (в баллах анкеты — от 3 до 8; М = 3.7, SD = 1.5); сходными были и особенности их родительской семьи; оценки ими субъективной значимости условий среды как “факторов профессионализма” находились в интервале от 0 до 8 по большей части анализируемых переменных. Динамика профессионального становления субъекта (ПСС) характеризовалась повышением уровня профессионализма до 50 лет и последующим его понижением при умеренной межиндивидуальной вариативности, различающимися у представителей разных профессиональных групп. Более выраженно различались актуализируемые ими условия среды как ресурсы от 20 до 65 лет. Выводы: 1. На протяжении трудовой жизни человека условия социальной среды избирательно актуализируются как ресурсы, на разных этапах становления профессионализма изменяют силу влияния и валентность (знак). 2. Избирательное (а не суммарное) воздействие условий среды как ресурсов различается у представителей разных профессиональных сфер, разных социальных групп. 3. У представителей сфер деятельности с “высокой иерархией” — большого числа позиций должностного продвижения (государственных служащих, инженеров промышленных предприятий, менеджеров коммерческих организаций) и “плоской иерархией” — ограниченного числа позиций (учителей) различаются связи динамики их профессионального становления и актуализируемых условий среды как ресурсов; такие связи также различаются у лиц с разной успешностью “вертикальной карьеры” (специалистов и руководителей).

Ключевые словапрофессиональное становление, динамика, актуализация, ресурсы, среда, условия, эффективность деятельности, успешность субъекта
Источник финансированияИсследование выполнено в соответствии с Государственным заданием № 0138-2021-0010 “Регуляция профессионального взаимодействия в условиях организационных и технологических вызовов”.
Дата публикации30.12.2023
Кол-во символов30919
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 73

Оценка читателей: голосов 0

1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 189 с.

2. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Актуализация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. М.: Изд-во РГСУ, 2015. 215 с.

3. Гришина Н.В. (2007). Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007 Т. 28. № 5. С. 81–88.

4. Дружинин В.Н. Психология способностей. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. 541 с.

5. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013. 400 с.

6. Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Психология креативности, одаренногениальности. Танрог: Изд-во Южного федерального университета, 2021. 237 с.

7. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. 396 с.

8. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 5–11.

9. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. 459 с.

10. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.

11. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, № 3. С. 27–61.

12. Толочек В.А., Денисова В.Г. Динамика профессионального становления в представлениях субъектов: самооценки как самодостаточные эмпирические данные // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 26–39.

13. Толочек В.А., Журавлева Н.И. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 91–107.

14. Толочек В.А. Типовые стили спортивной деятельности как психологический феномен: ресурсы эффективности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 70–82.

15. Толочек В.А. Психология труда. СПб.: Питер, 2021. 496 с.

16. Толочек В.А. Условия социальной среды, ресурсы, социальная успешность субъектов: открытые вопросы // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 36–47.

17. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Кострома: Изд-во: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. 238 с.

18. Bronfenbrener U. The ecology of human development. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1979. 352 р.

19. Cicchetti D., & Rogosch F.A. The role of self-organization in the promotion of resilience in maltreated children // Development and Psychopathology. 1997. V. 9. №4. P. 799–817.

20. Diener E., Fujita F. Resources, personal strivings, and subjective well-being: A nomothetic and idiographic approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. V. 68. № 5. P. 926–935.

21. Kovas Y., Haworth C.M.A., Dale P.S., Plomin R. The genetic and environmental origins of learning abilities and disabilities in the early school years. Monographs of the Society for Research in Child Development, 2007. 158 р.

22. Masten A.S., & Obradović J. Competence and resilience in development // Annals of the New York Academy of Sciences. 2006. V. 1094. P. 13–27.

23. Matheny K.B., Aycock D.W., Curlette W.,L., Junker G.N. The coping resources inventory for stress: A measure of perceived resourcefulness // Journal of Clinical Psychology. 1993. V. 49. № 6. P. 815–830.

24. Quinn R.E., Rohrbaugh J.A. A spatial model of effectiveness criteria: Towards a competing values approach to organizational analysis // Management Science. 1983. V. 29. № 3. P. 363–377.

25. Thoits P.A. Stress, coping and social support processes: Where are we? (What next?) // Journal of Health and Behavior. 1995. V. 36. P. 53–79.

26. Taylor Sh.E. Health Psychology. New York: McGraw Hills, Inc. 2018. 444 р.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх