Взаимодействия “человек–лошадь” в ипповенции: экопсихологический подход к развитию психики

 
Код статьиS020595920027083-7-1
DOI10.31857/S020595920027083-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
Аффилиация: ФГБНУ “Психологический институт Российской академии образования”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 4
Страницы27-37
Аннотация

Ипповенция как направление психотерапевтического и развивающего личность взаимодействия “человек–лошадь” последние годы экстенсивно развивается в России. За рубежом аналогичные практики представлены разнообразием моделей (equine assisted psychotherapy, equine facilitated psychotherapy, equine-assisted counseling, equine-assisted growth and learning и т.п.), основанных на разных теоретических подходах. Систематизация этих моделей позволяет соотнести их с определенными функциональными задачами ипповенции как целостной системы: психотерапевтической, коррекционно-консультативной, социально-психологической и образовательно-педагогической. Однако на методологическом уровне выявляется противоречие. Практическая реализация большей части этих задач строится в гносеологической парадигме, когда лошадь для человека выступает как объект его действий, или же человек “субъектифицирует” лошадь (наделяет ее “человеческими” личностными качествами). В то же время существует точка зрения, согласно которой лошади по своей природе наделены субъектностью в поведении и отношениях, что соответствует онтологической парадигме анализа взаимодействий в системе “человек–лошадь”. Решение данного противоречия, на наш взгляд, возможно с позиций экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов) и разработанной в его рамках экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий. Это обусловлено тем, что в основе данного подхода лежит представление о творческой природе психики как формы бытия, которая находит свое проявление в психологических возможностях и человека, и лошади выступать субъектами своего бытия и субъектами социальных взаимодействий. Проведен анализ психотерапевтического и развивающего потенциала техник ипповенции в контексте базовых типов экопсихологических взаимодействий “человек–лошадь” (объект-объектного, субъект-объектного, объект-субъектного, субъект-обособленного, субъект-совместного и субъект-порождающего). Сделан вывод о том, что методология экопсихологического подхода к развитию психики дает возможность рассматривать ипповенцию как систему социальных взаимодействий, построенную на едином теоретическом основании и позволяющую решать разные психотерапевтические и развивающие задачи в условиях взаимоотношений “человек–лошадь”.

Ключевые словаэкопсихологический подход, ипповенция как система, взаимодействия “человек–лошадь”, психотерапия, субъект-средовые взаимодействия, гносеологическая парадигма, онтологическая парадигма
Источник финансированияРабота О.Г. Лопуховой выполнена в рамках Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (ПРИОРИТЕТ-2030).
Получено12.08.2023
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов31450
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 91

Оценка читателей: голосов 0

1. Газизов К.К., Лопухова О.Г. Ипповенция — психологическая коррекция и развитие личности с помощью лошади // Журнал “Иппотерапия”. Вестник Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта. 2016. № 2 (4). С. 24–27.

2. Дерябо С.Д. Антропоморфизация природных объектов // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 61–69.

3. Копытин А.И. Концептуальные основы эко-арт-терапии // Медицинская психология в России. 2019. T. 11. № 1. C. 4.

4. Лопухова О.Г., Газизов К.К. Психотерапия и обучение с участием лошади: теория, практика и связь с экопсихологией // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. T. 1. № 1. С. 67–78.

5. Лопухова О.Г., Газизов К.К., Аболиц А.С. “Ипповенция” как реализация экопсихологического подхода в психотерапии и развитии личности // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / отв. ред. В.И. Панов. М.: ФГБНУ “Психологический институт РАО”; Курск: Университетская книга, 2020. С. 146–150.

6. Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. В трех частях. Ч. 2. М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2003.

7. Любимов Ф.А. Зоопсихология как основа обучения лошади. М.: ГорКа, 2005.

8. Никольская А.В., Костригин А.А. Эффективность использования анималотерапии в когнитивно-поведенческой терапии: психотерапевтические кейсы // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 4. С. 149–164.

9. Никольская А.В., Панов В.И. Возможность конструктивного конфликта в межвидовой группе “человек – домашнее животное” // Психология конструктивной конфликтности личности / Под ред. А.В. Карпова, М.М. Кашапова. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 84–111.

10. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014.

11. Панов В.И. Коммуникативные взаимодействия в межвидовой группе “человек – домашнее животное” в контексте экопсихологических типов взаимодействий // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. T. 9. № 1. С. 60–70.

12. Панов В.И. Экопсихология развития: гносеологическая и онтологическая парадигмы // Познание и переживание. 2020. Т. 1. № 1. С. 38–54.

13. Рабаданова Р.С., Новиков А.В., Виноградова М.К., Слабкая Д.Н. Ипповенция как действенный практический метод психолого-педагогического воздействия в современном обществе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 2 А. С. 317–324.

14. Bachi K., Terkel J., Teichman M. Equine-facilitated psychotherapy for at-risk adolescents: The influence on self-image, self-control and trust // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2012. V. 17. № 2. P. 298–312.

15. Bareiss H.-J. Therapeutische Mensch-Pferd-Interaktion (TMPI). Grundzuege eines ganzheitlichen und mehrdimensionalen Strukturmodells. // Praxis der Psychomotorik: Zeitschrift für Bewegungs und Entwicklungsförderung. 1996. V. 21. № 2. Р. 93–98.

16. Birke L. Talking about horses: control and freedom in the world of “natural horsemanship” // Society and Animals. 2008. № 16. P. 107–126.

17. Blake H.N. Talking with horses: A study of communication between man and horse. London: Souvenir Press. 1975.

18. Brandt C. Equine-facilitated psychotherapy as a complementary treatment intervention // The Practitioner Scholar: Journal of Counseling and Professional Psychology. 2013. V. 2. № 1. P. 23–42.

19. Chardonnens E. The use of animals as co-therapists on a farm: The child-horse bond in person-centered equine-assisted psychotherapy // Person-Centered and Experiential Psychotherapies. 2009. № 8. P. 319–332.

20. De Jaegher H., Froese T. On the role of social interaction in individual agency // Adaptive Behavior. 2009. V. 17. № 5. P. 444–460.

21. Lac V. Horsing around: gestalt equine psychotherapy as humanistic play therapy // Journal of Humanistic Psychology. 2016. V. 56. № 2. P. 194–209.

22. Lac V. Amy’s story: an existential-integrative equine-facilitated psychotherapy approach to anorexia nervosa // Journal of Humanistic Psychology. 2017. V. 57. № 3. P. 301–312.

23. Lentini J.A., Knox M.A. Qualitative and quantitative review of equine facilitated psychotherapy (EFP) with children and adolescents // The Open Complementary Medicine Journal. 2009. V. 1. № 1. P. 51–57.

24. Lopukhova O.G. Correction of parent-child relationship through Equine assisted learning “Control and Тrust” // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (IFTE 2017 - III International Forum on Teacher Education). 2017. P. 485–493.

25. Kemp K., et al. Equine facilitated therapy with children and adolescents who have been sexually abused: A program evaluation study // Journal of child and family studies. 2014. V. 23. № 3. P. 558–566.

26. Kern-Godal A., Arnevik E. More than just a break from treatment: How substance use disorder patients experience the stable environment in horse-assisted therapy // Substance Abuse: Research and Treatment. 2016. № 10. P. 99–108.

27. Kirby M. Gestalt equine psychotherapy // Gestalt journal of Australia and New Zealand. 2010. V. 6. № 2. P. 60–68.

28. Trotter K.S., Chandler C.K., Goodwin-Bond D., Casey J. A comparative study of the efficacy of group equine assisted counseling with at-risk children and adolescents // Journal of creativity in mental health and social care in the community. 2008. V. 3. № 3. P. 254–284.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх