Русскоязычная адаптация методики диагностики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств

 
Код статьиS020595920024909-5-1
DOI10.31857/S020595920024909-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: индивидуальный предприниматель, психолог-исследователь
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заведующий лабораторией социальной и экономической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 2
Страницы75-88
Аннотация

Статья посвящена психологическим аспектам использования сервисов онлайн-знакомств и инструментария для изучения мотивов пользователей таких сервисов. Был выполнен теоретический анализ российских и зарубежных исследований пользователей сервисов онлайн-знакомств. Анализ показал, что общий исследовательский интерес связан с личностными характеристиками пользователей и их стратегиями самопрезентации в таких сервисах, кроме того, среди зарубежных исследователей распространено изучение особенностей сексуального поведения и мотивации пользователей, а также восприятия ими конфиденциальности данных, предоставляемых таким сервисам. Не было обнаружено русскоязычных работ по проблеме мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств. В связи с отсутствием русскоязычного инструментария для адаптации была выбрана самая объемная по количеству представленных мотивов методика Tinder Motives Scale, разработанная Э. Тиммерманс (Timmermans), Э. де Калуве (De Caluwé). Проведенная работа по русскоязычной адаптации и проверке психометрических свойств методики на выборке общим объемом 3540 человек (мужчин 2255 чел., возраст от 18 до 60 и более лет) позволила предложить валидную и надежную, сокращенную (с 58 до 22 пунктов) и модифицированную русскоязычную версию методики для диагностики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств (добавлена шкала “Материальная мотивация”, не подтвердились шкалы “Флирт / развитие навыков общения”, “Путешествия”, “Принадлежность к группе”, “Давление друзей”, “Поиск людей с той же сексуальной ориентацией”, “Отвлечение от дел”, “Любопытство”).

Ключевые словамотивация онлайн-знакомств, цифровая революция, виртуальная реальность, цифровое поведение, психологические аспекты цифровизации
Источник финансированияРабота выполняется по Госзаданию 0138-2021-0010 “Социально-психологические факторы поведения личности и группы в условиях глобальных изменений”.
Дата публикации29.03.2023
Кол-во символов32611
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 184

Оценка читателей: голосов 0

1. Бекетова Е.А., Колесникова В.О. Особенности самооценки у людей, осуществляющих знакомство в интернет-пространстве и реальной жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (часть 4). С. 691–693.

2. Деменчук А.В. Мобильные приложения для знакомств: трансформация интимности // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы I Международной научно-практической конференции. 20–23 сентября 2019 г., Иркутск / под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск: Изд-во Иркутский государственный университет, 2019. С. 157–160.

3. Каштанова О.В. Стратегические и тактические приемы брачного выбора // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 315–318.

4. Матанцева Д.А. Стереотипы и нарушение социальных ритуалов общения на сайтах знакомств (Badoo) // Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и перспективы. Сборник статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов / Под общ. ред. Р.И. Анисимова. М.: Изд-во Российский государственный гуманитарный университет, 2020. С. 214–223.

5. Матвеенко В.В. Информационно-коммуникационные технологии как социокультурная практика знакомств // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 5 (105). С. 96–102.

6. Мелешников А.А. Роль интерпретации и оценки физического облика при общении на сайтах знакомств // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика 2009. Т. 15. № 4. С. 166–170.

7. Миронова Ю.Г. Альтернативная форма матримониального поведения: интернет-знакомства // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 2. С. 157–164.

8. Миронова Ю.Г., Тырнова Н.А. Интернет-знакомства как форма брачного выбора современной молодежи: социологический анализ // Социология. 2017. № 4. С. 32–35.

9. Панкратова Л.С. Этические проблемы и политика регулирования внедрения технологий искусственного интеллекта в сервисы онлайн знакомств // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 47–50.

10. Пипия К. “Невидимое меньшинство”: к проблеме гомофобии в России // Левада-центр . URL: https://www.levada.ru/2015/05/05/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossii/ (дата обращения 09.10.2022).

11. Россияне в пандемию стали больше тратить на онлайн-знакомства // РИА Новости. 31.10.2021. URL: https://ria.ru/20211031/onlayn-znakomstva-1757059955.html (дата обращения 30.11.2021).

12. Толкачев Д.С. Особенности исследований сексуальной ориентации: демографические характеристики российских гомосексуалов // Демографическое обозрение. 2021. Т. 8. № 3. С. 74–95.

13. Урусова Е.А., Хусяинов Т.М. Неслучайные встречи: как технологизируются знакомства и отношения в условиях общества постмодерна // Logos et Рraxis. 2018. Т. 17. № 4. С. 31–40.

14. Шмидт Д.А., Воробьева А.Е. Типы российских пользователей сервисов интернет-знакомств: мотивация и личностные черты // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 2. С. 119–139.

15. Ansari A. Modern Romance. London: Allen Lane, 2015.

16. Ayers C. Tinder: The app that’s setting the dating scene on fire. 2014. URL: http://www.theaustralian.com.au/life/weekend-australian-magazine/tinder-the-app-thatssetting-the-dating-scene-on-fire/story-e6frg8h6-1226933263450 (дата обращения 21.09.2015).

17. Bauman Z. Liquid Love: On the Frailty of Human Bonds. Cambridge: Polity, 2003.

18. Blackhart G.C., Fitzpatrick J., Williamson J. Dispositional factors predicting use of online dating sites and behaviors related to online dating // Computers in Human Behavior. 2014. № 33. P. 113–118.

19. Blackwell C., Birnholz J., Abbott C. Seeing and Being Seen: Co-situation and Impression Formation using Grindr, a Location-aware Gay Dating App // New Media & Society. 2015. V. 7. № 17. P. 1117–1136.

20. Botnen E.O., Bendixen M., Grøntvedt T.V., Kennair L.E.O. Individual differences in sociosexuality predict picture-based mobile dating app use // Personality and Individual Differences. 2018. № 131. P. 67–73.

21. Chan L.S. Who uses dating apps? Exploring the relationships among trust, sensation-seeking, smartphone use, and the intent to use dating apps based on the integrative model // Computers in Human Behavior. 2017. № 72. P. 246–258.

22. Ellison N.B., Hancock J.T., Toma C.L. Profile as promise: A framework for conceptualizing veracity in online dating self-presentations // New Media and Society. 2012. № 14. P. 45–62.

23. Freier A. Tinder mobile app statistics and revenue. 2015. URL: http://www.businessofapps.com/tinder-mobile-app-statistics-and-revenue/ (дата обращения 22.09.2015)

24. Gatter K., Hodkinson K. On the differences between Tinder versus online dating agencies: Questioning a myth. An exploratory study // Cogent Psychology. 2016. V. 1. № 3.

25. Gudeluna D. There’s an app for that: The uses and gratifications of online social networks for gay men // Sexuality & Culture. 2012. V. 4. № 16. P. 347–365.

26. Hall J.A., Park N., Song H., Cody M.J. Strategic misrepresentation in online dating: The effects of gender, self-monitoring, and personality traits// Journal of Social and Personal Relationships. 2010. №27. P. 117–135.

27. Jankowiak W., et al. Teasing with Sex, Hunting for a Relationship: What a Popular Adult Dating/Sex Site Can Tell Us About 21st Century USA Female Sexual Behavior. URL: https://www.binghamton.edu/evos/evos/wp-content/uploads/2009/08/Teasing-with-Sex.pdf (дата обращения 14.11.2020)

28. Korchmaros J.D., Ybarra M.L., Mitchell K.J. Adolescent online romantic relationship initiation: differences by sexual and gender identification // Journal of Adolescence. 2015. № 40. P. 54–64.

29. Lutz C., Ranzini G. Where Dating Meets Data: Investigating Social and Institutional Privacy Concerns on Tinder // Social Media + Society. 2017. V. 3. № 1.

30. Orosz G., et al. The personality, motivational, and need-based background of problematic Tinder use // Journal of Behavioral Addictions. 2018. № 7. P. 301–316.

31. Race K. Speculative Pragmatism and Intimate Arrangements: Online Hook-up Devices in Gay Life// Culture, Health and Sexuality. 2015. V. 4. № 17. P. 496–511.

32. Rosenfeld M.J., Thomas R.J. Searching for a Mate: The Rise of the Internet as a Social Intermediary // American Sociological Review. 2012. V. 4. № 77. P. 523–547.

33. Sales N.J. Tinder and the dawn of the “Dating apocalypse” // URL: http://www.vanityfair.com/culture/2015/08/tinder-hook-up-culture-end-of-dating (дата обращения 30.08.2022)

34. Stevens S.B., Morris T.L. College dating and social anxiety: using the Internet as a means of connecting to others // CyberPsychology & Behavior. 2007. V. 5. № 10. P. 680–688.

35. Sumter S., Vandenbosch L., Ligtenberg L. Love me Tinder: Untangling emerging adults’ motivations for using the dating application Tinder // Telematics and Informatics. 2016. V. 1. №34. P. 67–78.

36. Sumter S.R., Vandenbosch L. Dating gone mobile: Demographic and personality-based correlates of using smartphone-based dating applications among emerging adults // New media & Society. 2019. V. 3. № 21. P. 655–673.

37. Timmermans E., De Caluwé E. Development and Validation of the Tinder Motives Scale (TMS) // Computers in Human Behavior. 2017. № 70. P. 341–350.

38. Toma C.L., Hancock J.T. Looks and lies: The role of physical attractiveness in online dating self-presentation and deception // Communication Research. 2010. № 37. P. 335–351.

39. Toma C.L., Hancock J.T. What lies beneath: The linguistic traces of deception in online dating profiles // Journal of Communication. 2012. №62. P. 78–97.

40. Toma C.L., Hancock J.T., Ellison N.B. Separating fact from fiction: An examination of deceptive self-presentation in online dating profiles // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. № 34. P. 1023–1036.

41. Valkenburg P.M., Peter J. Who visits online dating sites? Exploring some characteristics of online daters // CyberPsychology & Behavior. 2007. V. 6. № 10. P. 849–852.

42. Van De Wiele C., Tong S.T. Breaking boundaries: The uses & gratifications of grindr // Proceedings of the 2014 ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing. 2014. P. 619–630.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх