Забудьте то, что выучили: влияние медитации на намеренное забывание

 
Код статьиS020595920023641-1-1
DOI10.31857/S020595920023641-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры общей психологии
Аффилиация: Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная адмирала Макарова, д. 6, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 6
Страницы28-42
Аннотация

Одним из важных аспектов эффективности работы памяти является невоспроизведение (забывание) ошибочной, травматичной или не значимой в данный момент информации. Поэтому особую важность имеет разработка методов, позволяющих контролировать и облегчать процесс забывания. Цель данной работы — изучение влияния систематических ментальных тренировок (медитации открытого мониторинга) на величину эффекта намеренного забывания. В экспериментальном исследовании участвовали 106 добровольцев (69 женщин, 18–35 лет). Интервенция предполагала прохождение курса из 30 медитаций открытого мониторинга или 30 псевдомедитаций. До и после интервенции измерялись: а) эффект намеренного забывания (с помощью метода “думать/не думать” с последующим опросом о предпочитаемых стратегиях намеренного забывания) и б) эффект Струпа (с помощью классического Струп-теста) для контроля влияния медитации открытого мониторинга на механизмы ингибиции, которые предположительно участвуют в проявлении лабораторного эффекта намеренного забывания. В контрольной группе участники не подвергались экспериментальному воздействию. Статистически значимого влияния ментальных тренировок на величины исследуемых эффектов обнаружено не было. Получены следующие статистически значимые результаты: в группе медитации после интервенции стратегии, препятствующие намеренному забыванию, стали использоваться реже, чем в группе псевдомедитации (p=0.009) и контрольной (p=0.007), а стратегии, фасилитирующие забывание, — чаще, чем до интервенции (p=0.013). Результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения амнезогенного потенциала ментальных тренировок различного типа.

Ключевые словапамять, метапамять, намеренное забывание, ментальная тренировка, медитация, метод “думать/не думать”, тест Струпа
Источник финансированияАвторы благодарят Алену Алексеевну Гофман за помощь при подготовке исследования, а также основателей и сотрудников приложения “Практика” за техническую поддержку. Исследование выполнено при финансовой поддержке Санкт-Петербургского государственного университета (проект №94615876).
Дата публикации22.12.2022
Кол-во символов38795
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 293

Оценка читателей: голосов 0

1. Аллахвердов В.М., Аллахвердов М.В. Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 90–102.

2. Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. №. 3. С. 78–91.

3. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд–во “Институт психологии РАН”, 1997.

4. Ainsworth B., Eddershaw R., Meron D., Baldwin D.S., Garner M. The effect of focused attention and open monitoring meditation on attention network function in healthy volunteers // Psychiatry research. 2013. V. 210. №. 3. P. 1226–1231.

5. Anderson M.C., Green C. Suppressing unwanted memories by executive control // Nature. 2001. V. 410. №. 6826. P. 366

6. Anderson M.C., Hanslmayr S. Neural mechanisms of motivated forgetting // Trends in cognitive sciences. 2014. V. 18. №. 6. P. 279–292

7. Anderson M.C., Huddleston E. Towards a cognitive and neurobiological model of motivated forgetting // True and false recovered memories. Springer, New York, NY, 2012. P. 53–120.

8. Basden B.H., Basden D.R., Gargano G.J. Directed forgetting in implicit and explicit memory tests: A comparison of methods // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1993. V. 19. №. 3. P. 603.

9. Bashmakova I., Shcherbakova O. Just open your mind? A randomized controlled study on the effects of meditation on creativity // Frontiers in Psychology. 2021. V. 12. №. 663881.

10. Bishop S.R., Lau M., Shapiro S., Carlson L., Anderson N.D., Carmody J., Devins G. Mindfulness: A proposed operational definition // Clinical psychology: Science and practice. 2004. V. 11. №. 3. P. 230–241.

11. Capurso V., Fabbro F., Crescentini C. Mindful creativity: the influence of mindfulness meditation on creative thinking // Frontiers in psychology. 2014. V. 4. P. 1020.

12. Cavanaugh J.C., Perlmutter M. Metamemory: A critical examination // Child development. 1982. P. 11–28.

13. Didonna F. Clinical handbook of mindfulness. New York, NY: Springer, 2009. P. 447–462.

14. Dunlosky J., Mueller M.L., Thiede K.W. Methodology for investigating human metamemory: Problems and pitfalls // J. Dunlosky & S. K. Tauber (Eds.), Oxford library of psychology // The Oxford handbook of metamemory. 2016 P. 23–37.

15. Eberth J., Sedlmeier P. The effects of mindfulness meditation: a meta-analysis // Mindfulness. 2012. V. 3. №. 3. P. 174–189.

16. Faul F., Erdfelder E., Lang A.G., Buchner A. G* Power 3: A flexible statistical power analysis program for the social, behavioral, and biomedical sciences // Behavior research methods. 2007. V. 39. № 2. P. 175–191.

17. Hertel P.T. Calcaterra G. Intentional forgetting benefits from thought substitution // Psychonomic Bulletin & Review. 2005. V. 12. №. 3. P. 484–489.

18. Jankowski T., Holas P. Metacognitive model of mindfulness // Consciousness and cognition. 2014. V. 28. P. 64–80.

19. Kabat-Zinn J. Mindfulness-based interventions in context: past, present, and future // Clinical psychology: Science and practice. 2003. V. 10. №. 2. P. 144–156.

20. Kabat–Zinn J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients based on the practice of mindfulness meditation: Theoretical considerations and preliminary results // General hospital psychiatry. 1982. V. 4. №. 1. P. 33–47.

21. Lippelt D.P., Hommel B., Colzato L.S. Focused attention, open monitoring and loving kindness meditation: effects on attention, conflict monitoring, and creativity A review // Frontiers in psychology. 2014. V. 5. P. 1083.

22. Lutz A., Dunne J.D., Davidson R.J. Meditation and the neuroscience of consciousness: An introduction // The Cambridge handbook of consciousness. 2006. V. 19. Ch. 19 P. 497–550

23. Lutz A., Slagter H.A., Dunne J.D., Davidson R.J. Attention regulation and monitoring in meditation // Trends in cognitive sciences. 2008. V. 12. №. 4. P. 163–169.

24. MacLeod C.M. Directed forgetting // Encyclopedia of the Sciences of Learning. 2012. P. 993–995.

25. MacLeod C.M. Directed forgetting affects both direct and indirect tests of memory // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. V. 15. №. 1. P. 13.

26. MacLeod C.M. The Stroop task: The" gold standard" of attentional measures // Journal of Experimental Psychology: General. 1992. V. 121. №. 1. P. 12.

27. Nelson T.O. Metamemory: A theoretical framework and new findings //Psychology of learning and motivation. Academic Press, 1990. V. 26. P. 125–173.

28. Nelson T.O., Narens L. Why investigate metacognition // Metacognition: Knowing about knowing. 1994. P. 1–25.

29. Nichols A.L., Maner J.K. The good–subject effect: Investigating participant demand characteristics // The Journal of general psychology. 2008. V. 135. №. 2. P. 151–166.

30. Noone C., Hogan M.J. A randomised active–controlled trial to examine the effects of an online mindfulness intervention on executive control, critical thinking and key thinking dispositions in a university student sample // BMC psychology. 2018. V. 6. №. 1. P. 1–18.

31. Picard L., Reffuveille I., Eustache F., Piolino P. Development of autonoetic autobiographical memory in school–age children: genuine age effect or development of basic cognitive abilities? // Consciousness and cognition. 2009. V. 18. №. 4. P. 864–876.

32. Sahakyan L., Foster N.L. The need for metaforgetting: Insights from directed forgetting // The Oxford Handbook of Metamemory. 2016. P. 341.

33. Slagter H.A., Lutz A., Greischar L.L., Francis A.D., Nieuwenhuis S., Davis J.M., Davidson R.J. Mental training affects distribution of limited brain resources // PLoS biology. 2007. V. 5. №. 6. P. e138.

34. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journal of experimental psychology. 1935. V. 18. №. 6. P. 643.

35. Tang Y.Y., Hölzel B.K., Posner M.I. The neuroscience of mindfulness meditation // Nature Reviews Neuroscience. 2015. V. 16. №. 4. P. 213–225.

36. Wells A. Emotional disorders and metacognition: Innovative cognitive therapy. John Wiley & Sons, 2002. Ch. 1. P. 3–14.

37. Wessel I., Wetzels S., Jelicic M., Merckelbach H. Dissociation and memory suppression: A comparison of high and low dissociative individuals’ performance on the think no think task // Personality and Individual Differences. 2005. V. 39. №. 8. P. 1461–1470.

38. Zeidan F., Johnson S.K., Diamond B.J., David Z., Goolkasian P. Mindfulness meditation improves cognition: Evidence of brief mental training // Consciousness and cognition. 2010. V. 19. №. 2. P. 597–605.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх