Троллинг как деструктивная онлайн-практика: подростки и молодежь в роли жертв, агрессоров и наблюдателей

 
Код статьиS020595920022780-4-1
DOI10.31857/S020595920022780-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры психологии личности факультета психологии
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Московский институт психоанализа
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность:  Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Должность: Заместитель заведующего кафедрой социальной психологии
Аффилиация: Московский государственный университет, Московский институт психоанализа
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 5
Страницы27-35
Аннотация

Подростки и молодежь как активные онлайн-пользователи сталкиваются с различными формами деструктивного поведения в сети, среди которых лидирует киберагрессия. Цель работы — выявление социально-психологических факторов столкновения подростков и молодых людей с троллингом, а также анализ (с учетом ролевой структуры ситуации) особенностей негативных проявлений цифровой социальности как результата накопления опыта социального взаимодействия онлайн. 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 18–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из восьми федеральных округов РФ оценивали свой опыт и возможную реакцию на столкновение с ситуацией троллинга, а также заполняли методики оценки пользовательской активности, соблюдения правил общения онлайн и офлайн, интернет-зависимости, личностных черт, толерантности, эмпатии, агрессивности. Результаты выявляют роль свидетеля троллинга как наиболее распространенную у подростков и молодежи, часто недооцениваемую со стороны родителей подростков. Более высокий риск столкновения с троллингом характерен для пользователей с более высокой цифровой активностью, особенно у подростков 12–13 лет. В качестве личностных характеристик, связанных с наблюдение за троллингом, выступают меньшая готовность соблюдать этикет при общении, меньшая толерантность и сознательность, большая агрессивность и нейротизм. Выбор роли “тролля” связан с более низким уровнем доброжелательности и толерантности и высоким уровнем агрессивности, а предпочтение активной просоциальной роли — с более высокими показателями эмпатии, толерантности, доброжелательности и готовности соблюдать правила общения онлайн и офлайн.

Ключевые словакиберагрессия, подростки, молодежь, социальные роли, троллинг, толерантность, агрессивность, личностные черты
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-013-00857 “Социокультурные и личностные предикторы деструктивного и аутодеструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи”.
Дата публикации16.11.2022
Кол-во символов19496
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 287

Оценка читателей: голосов 0

1. Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 223-227.

2. Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмурдского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. №1. С. 48–51.

3. Григорян Л.К., Горинова Е.В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 142–157.

4. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.12.2017).

5. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 115–124.

6. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. Учебное пособие. М: МГМСУ, 2011.

7. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80.

8. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450.

9. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Экспресс опросник “Индекс толерантности” // Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М: Смысл, 2008. С. 46–51.

10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Соблюдение правил общения онлайн и офлайн: межпоколенческий анализ // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 4. С. 73–84.

11. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М: Смысл, 2017.

12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 2. № 38. С. 3–20.

13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 3. С. 87–96.

14. Bellmore A., Resnik F., Olson C., Calvin A., Brummer M. Trolls/Trolling // The International Encyclopedia of Media Literacy. 2019. P. 1–8.

15. Bentley L.A., Cowan D.G. The socially dominant troll: Acceptance attitudes towards trolling // Personality and Individual Differences. 2021. V.173. P. 110628.

16. Buckels E. E., Trapnell P. D., Andjelovic T., Paulhus D.L. Internet trolling and everyday sadism: Parallel effects on pain perception and moral judgment // Journ. of Personality. 2019. V. 87. № 2. Р. 328–340.

17. Buckels E.E., Trapnell P.D., Paulhus D.L. Trolls just want to have fun. Personal // Individ. Differ. 2014. V. 67. P. 97–102.

18. Coles B.A., West M. Trolling the trolls: Online forum users constructions of the nature and properties of trolling // Comput. Hum. Behav. 2016. V. 60. P. 233–244.

19. Craker N., March E. The dark side of Facebook®: The dark tetrad, negative socialpotency, and trolling behaviours // Personality and Individual Differences. 2016, V. 102, P. 79–84.

20. Dynel M. “Trolling is not stupid”: Internet trolling as the art of deception serving entertainment // Intercultural Pragmatics. 2016. V. 13. № 3. P. 353–381.

21. Fichman P., Sanfilippo M.R. Online Trolling and Its Perpetrators: Under the Cyberbridge, Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2016.

22. Gylfason H.F., Sveinsdottir A.H., Vésteinsdóttir V., Sigurvinsdottir R. Haters Gonna Hate, Trolls Gonna Troll: The Personality Profile of a Facebook Troll // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021. V. 18. P. 5722.

23. Machackova, H., Dedkova, L., Sevcikova, A., Cerna, A. Bystanders’ Supportive and Passive Responses to Cyberaggression // Journ. of School Violence. 2016. V. 17. № 1. Р. 99–110.

24. Maltby J., Day L., Hatcher R M., Tazzyman S., Flowe H.D., Palmer E.J., … Cutts K. Implicit theories of online trolling: Evidence that attention-seeking conceptions are associated with increased psychological resilience // British Journal of Psychology. 2015. V.107. № 3. P. 448–466.

25. March E., Grieve R., Marrington J., Jonason P.K. Trolling on Tinder® (and other dating apps): Examining the role of the dark tetrad and impulsivity // Personality and Individual Differences. 2017. V. 110. P. 139–143.

26. Moreno-Ruiz D., Martínez-Ferrer B., García-Bacete F. Parenting styles, cyberaggression, and cybervictimization among adolescents // Computers in Human Behavior. 2019. № 93. Р. 252–259.

27. Phillips W. This is why we can’t have nice things: Mapping the relationship between online trolling and mainstream culture. Cambridge, MA: MIT Press, 2015.

28. Sest N., March E. Constructing the cyber-troll: Psychopathy, sadism, and empathy // Personality and Individual Differences. 2017. V. 119. P. 69–72.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх