Влияние формата текста на когнитивную оценку достоверности его содержания

 
Код статьиS020595920020499-4-1
DOI10.31857/S020595920020499-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Инженер-исследователь лаборатории поведенческой нейродинамики
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Должность: Доцент кафедры общей психологии
Аффилиация: Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная адмирала Макарова, д. 6, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 3
Страницы89-101
Аннотация

Существуют теоретические основания предполагать, что формат современных текстов влияет на оценку их достоверности читателями. Однако имеющиеся работы по этой проблеме не раскрывают психологических оснований данного влияния. Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение процессов когнитивной оценки достоверности информации, представленной в текстах вербального и иконического форматов. Проверялись гипотезы о том, что формат текста влияет на 1) оценку достоверности его содержания и 2) уверенность читателя в такой оценке. Участники исследования (N = 200; 88.5% женщин; 15–56 лет, Ме = 28) 1) знакомились с 20 текстами, описывающими вымышленные факты (10 текстов вербального формата, 10 — иконического); 2) выносили суждения о достоверности каждого из фактов; 3) оценивали собственную уверенность в принятых решениях. Было обнаружено, что читатели значительно чаще оценивают факты, представленные в текстах иконического формата, как недостоверные, однако размер выявленного эффекта был мал. Влияние формата текста на уверенность респондентов в принятых ими решениях также оказалось незначительным, в отличие от влияния такого фактора, как содержание принятого решения. Респонденты значительно увереннее выносили свои суждения, когда считали, что предложенная им информация является вымыслом, а не правдой. Были сделаны выводы о том, что образные компоненты, входящие в состав иконических текстов, накладывают ограничения на процесс формирования читателем ментальной репрезентации, согласующейся с его общими знаниями. Это может приводить к снижению доверия человека к информации и к его большей уверенности в решениях о недостоверности изученных фактов.

Ключевые словачтение, когнитивная оценка достоверности, доверие информации, вербальный текст, иконический текст
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта Правительства Российской Федерации № 14.W03.31.0010.
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов30351
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 428

Оценка читателей: голосов 0

1. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов // Психологический журнал, 2021. Т. 42. № 1. С. 66–79.

2. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Паттерны интеллектуального поведения, проявляющиеся при работе с вербальными и иконическими текстами // Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения. Сборник статей участников международной научной конференции молодых ученых / Под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 78–88.

3. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Паттерны когнитивной деятельности, опосредующей понимание вербальных и иконических текстов // Психологические исследования: Вып. 10 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. С. 66–77.

4. Веккер Л.М. Психические процессы. Том 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

5. Жизнь онлайн: потребление, пользование, развлечения // Аналитический обзор ВЦИОМ, 2020. 16 декабря. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-onlain-potreblenie-polzovanie-razvlechenija (дата обращения 17.02.2021).

6. Исследование “Источники новостей и доверие СМИ” // Левада-центр (выполняет в России функции иностранного агента), 2020. 27 февраля. URL: https://www.levada.ru/2020/02/27/istochniki-novostej-i-doverie-smi (дата обращения 17.02.2021).

7. Медиапотребление в Росcии — 2020 // Исследовательский центр компании “Делойт” в СНГ. Москва, октябрь 2020.

8. Щербакова О.В. Информационно-энергетическая организация некоторых паттернов метакогнитивной регуляции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Педагогика. Социология, 2012. № 3. С. 103–114.

9. Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания комического. Дисс. …канд. психол. наук. СПб.: 2009.

10. Якушина Е.В. Медиаобразование. Как проверить достоверность информации в Интернете? // Медиа. Информация. Коммуникация, 2013. № 6. С. 6–8.

11. Ainsworth S. DeFT: A conceptual framework for considering learning with multiple representations // Learning and Instruction, 2006. V.16. № 3. P. 183–198.

12. Anderson C.A. Imagination and expectation: The effect of imagining behavioral scripts on personal intentions // Journal of Personality and Social Psychology, 1983. V. 45. № 2. P. 293–305.

13. Carroll J.S. The effect of imagining an event on expectations for the event: An interpretation in terms of the availability heuristic // Journal of Experimental Social Psychology, 1978. V. 14. № 1. P. 88–96.

14. Clark R.E., Feldon D.F. Ten Common but Questionable Principles of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Eds. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 151–173.

15. Eitel A., Scheiter K., Schüler A. How Inspecting a Picture Affects Processing of Text in Multimedia Learning // Applied Cognitive Psychology, 2013. V. 27. № 4. P. 451–461.

16. Foy J., Gerrig R. Flying to neverland: how readers tacitly judge norms during comprehension // Memory and Cognition, 2014. V. 42. № 8. P. 1250–1259.

17. Hameleers M., Powell T.E., Van Der Meer T.G.L.A., Bos L. A picture paints a thousand lies? The effects and mechanisms of multimodal disinformation and rebuttals disseminated via social media // Political Communication, 2020. V. 37. № 2. P. 281–301.

18. Hegarty M., Just M.A. Constructing mental models of machines from text and diagrams // Journal of Memory and Language, 1993. V. 32. № 6. P. 717–742.

19. Hegarty M. Multimedia Learning and the Development of Mental Models // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Eds. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 673–702.

20. Jajdelska E., Anderson M., Butler C., Fabb N., Finnigan E., Garwood I., Kelly S., Kirk W., Kukkonen K., Mullally S., Schwan S. Picture This: A Review of Research Relating to Narrative Processing by Moving Image Versus Language // Frontiers in Psychology, 2019. V. 10. 1161.

21. Kalogeropoulos A., Suiter J., Udris L., Eisenegger M. News media trust and news consumption: factors related to trust in news in 35 countries // International Journal of Communication, 2019. V. 13. P. 3672–3693.

22. Koehler D.J. Explanation, imagination, and confidence in judgment // Psychological bulletin, 1991. V. 110. № 3. P. 499–519.

23. Lee W.-K., Wu Ch.-J. Eye Movements in Integrating Geometric Text and Figure: Scanpaths and Given-New Effects // International Journal of Science and Mathematics Education, 2018. V. 16. № 4. P. 699–714.

24. Livio O., Cohen J. ‘Fool me once, shame on you’: Direct personal experience and media trust // Journalism, 2018. V. 19. № 5. P. 684–698.

25. Mayer R.E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Ed. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 43-71.

26. Messaris P., Abraham L. The role of images in framing news stories // Framing public life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World / Eds. S.D. Reese, O.H. Gandy, A.E. Grant. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001. P. 215–226.

27. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford University Press, 1990.

28. Petrova Т., Riekhakaynen Е. Processing of Verbal and Non-verbal Patterns: An Eye-Tracking Study of Russian // Third international congress on information and communication technology. ICICT 2018. London: Springer, 2019. Р. 269–275.

29. Pulvermüller F., Härle M., Hummel F. Walking or Talking?: Behavioral and Neurophysiological Correlates of Action Verb Processing // Brain and Language, 2001. V. 78. № 2. P. 143–168.

30. Rayner K., Rotello C.M., Stewart A.J., Keir J., Duffy S.A. Integrating text and pictorial information: eye movements when looking at print advertisements // Journal of Experimental Psychology, 2001. V. 7. № 3. Р. 219–226.

31. Schnotz W. Integrated model of text and picture comprehension // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Ed. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 72–103.

32. Seo K. Meta-Analysis on Visual Persuasion – Does Adding Images to Texts Influence Persuasion? // Athens Journal of Mass Media and Communications, 2020. V. 6. № 3. P. 177–190.

33. Sharpe D. Chi-Square Test is Statistically Significant: Now What? // Practical Assessment, Research and Evaluation, 2015. V. 20. 8.

34. Speer N.K., Reynolds J.R., Swallow K.M., Zacks J.M. Reading Stories Activates Neural Representations of Visual and Motor Experiences // Psychological Science, 2009. V. 20. № 8. P. 989–999.

35. Steinbrück U., Schaumburg H., Duda S., Krüger T. A picture says more than a thousand words: photographs as trust builders in e-commerce websites // CHI '02 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. Association for Computing Machinery. NY, USA, 2002. P. 748–749.

36. Stenning K., Oberlander J. A cognitive theory of graphical and linguistic reasoning: Logic and implementation // Cognitive Science, 1995. V. 19. № 1. P. 97–140.

37. Tsai C., Klayman J., Hastie R. Effects of amount of information on judgment accuracy and confidence // Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2008. V. 107. № 2. P. 97–105.

38. Turcotte J., York C., Irving J., Scholl R.M., Pingree R.J. News recommendations from social media opinion leaders: Effects on media trust and information seeking // Journal of Computer-Mediated Communication, 2015. V. 20. № 5. P. 520–535.

39. Zinko R., Stolk P., Furner Z., Almond B. A picture is worth a thousand words: how images influence information quality and information load in online reviews // Electronic Markets, 2020. V. 30. № 4. P. 775–789.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх