Проблемы малой группы и личности в научном творчестве А. С. Чернышева (к 85-летию со дня рождения)

 
Код статьиS020595920017081-5-1
DOI10.31857/S020595920017081-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск, ул. Радищева, 33
Должность: профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Курский государственный университет” (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск, ул. Радищева, 33
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск, ул. Радищева, 33
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 5
Страницы109-118
Аннотация

В связи с 85-летием со дня рождения анализируются научные взгляды видного отечественного социального психолога А.С. Чернышева, отмечается его вклад в разработку параметрической теории малых групп и коллективов, методов социальной психологии и другие области психологической науки. Показано, как его идеи и разработки нашли воплощение в деятельности психологической службы образования, в социальном обучении молодежи, в профессиональной подготовке психологов. Раскрыта его роль как лидера Курской научной школы в социально-педагогической психологии.

Ключевые словаистория социальной психологии, А.С. Чернышев, параметрическая теория коллектива, социально-психологический эксперимент, организованность, социальное обучение, развивающая социальная среда, психологическая служба
Дата публикации08.11.2021
Кол-во символов30260
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Профессиональное становление Алексея Сергеевича Чернышева как социального психолога, исследовавшего проблемы малых социальных групп и личности, пришлось на 1960-е гг., когда происходило интенсивное восстановление отечественной социальной психологии. Не претендуя на исчерпывающий анализ исследовательской деятельности и научных представлений А.С. Чернышева, авторы предприняли попытку проанализировать его творческое наследие в тех предметных областях социальной психологии, где его вклад в психологическую науку и практику был определяющим: разработка параметрической теории коллектива, концепция организованности малых групп и коллективов, психология группового субъекта, разработка научно-методических основ психологической службы образования, концепция социального обучения молодежи в условиях развивающих социальных сред (“социальных оазисов”), самоопределение и мироощущение российской молодежи. Избрав в качестве источника наиболее известные и цитируемые научные и научно-методическое публикации Алексея Сергеевича, мы стремились понять логику и содержание творчества с опорой на хронологию.
2 Отличительной чертой исследований А.С. Чернышева являлось сочетание теории, эксперимента и практики в изучении проблем, а стержневой темой, которой он был верен на протяжении всей жизни — психология малой группы. Проблемы личности, предупреждения и решения конфликтных педагогических ситуаций, социальной одаренности детей, лидерства и др. в его представлениях были тесно связаны с групповой психологией.
3 Обобщая вышеизложенное, сформулирована цель исследования: выполнить теоретический анализ проблем малой группы и личности в научном творчестве известного ученого – доктора психологических наук, профессора А.С. Чернышева.
4

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗОВАННОСТИ КАК СТРУКТУРЫ СВОЙСТВ КОЛЛЕКТИВА

5 Деятельность А.С. Чернышева как психолога-исследователя начинается осенью 1964 г., когда он поступил в очную аспирантуру при кафедре педагогики и психологии Курского государственного педагогического института (КГПИ) по теории педагогики. Научным руководителем А.С. Чернышева был доцент кафедры педагогики и психологии Лев Ильич Уманский, исследователь психологии организаторских способностей школьников, инициатор разработки параметрометрической (параметрической) концепции коллектива. В том же году Л.И. Уманским, И.А. Френкелем, Л.Ф. Спириным, А.С. Чернышевым и А.С. Крикуновым была организована на общественных началах социально-психологическая лаборатория, членами который стали ученики Л.И. Уманского [17]. Аспирантура Л.И. Уманского подготовила к научной и педагогической деятельности “костяк” будущей кафедры психологии КГПИ (которая была создана в 1971 году) на три десятилетия, в лице Л.И. Акатова, Е.И. Дымова, А.С. Крикунова, А.Н. Лутошкина, И.С. Полонского, Е.И. Тимощука, Е.А. Шанина и др. После окончания аспирантуры в 1967 г. А.С. Чернышев был принят на должность ассистента кафедры педагогики и психологии КГПИ.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 80

Оценка читателей: голосов 0

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Актуальные проблемы психологии. Указатель 1362 докторских диссертаций 1935–2014 гг. / Под общ. ред. А.Я. Анцупова. М.: НО “Ассоциация “Лига содействия оборонным предприятиям”, 2015. 416 с.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во: “Институт психологии РАН”, 1995. С. 28–41.

3. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.

4. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53–64.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

6. Теоретический и практический опыт научной школы Уманского — Чернышева: история и перспективы (интервью А.С. Чернышева в связи с его 80-летием и 45-летием кафедры психологии Курского государственного университета) // Изд-во: “Институт психологии РАН”. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 4. С. 223–255. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/g16/t1-4/s16-4-10.html (дата обращения: 21.03.2021).

7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

8. Уманский Л.И., Френкель И.А., Чернышев А.С. и др. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива // Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов: Ученые записки КГПИ. Т. 88. Курск, 1971. С. 5–19.

9. Уманский Л.И., Чернышев А.С., Тарасов Б.В. Групповой сенсомоторный интегратор // Вопросы психологии. 1969. №1. С.128–130.

10. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

11. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1980. 43 с.

12. Чернышев А.С. Экспериментальное изучение организованности группы школьников (в условиях сенсомоторной деятельности): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1969. 18 с.

13. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

14. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 275 с.

15. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во: “Институт психологии РАН”, 2005. 189 с.

16. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск: Изд-во ИПК и ПРО, 1994. 54 с.

17. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л. Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития // Психологический журнал. Т. 40. 2019. № 4. С. 95–106.

18. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Динамика мироощущения и социального самоопределения подростков и юношей в изменяющейся России на рубеже XX–XXI веков: программа социально-психологического исследования. Курск: изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. 103 с.

19. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3(11). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/217/ (дата обращения: 21.03.2021).

20. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологическая модель учебной группы как субъекта жизнедеятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №2 (34). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1704/ (дата обращения: 21.03.2021).

21. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Вклад Курской психологической школы молодежных лидеров в молодежное движение и кадровый потенциал региона // Вестник практической психологии образования. 2019. № 2 (2). С. 15–19.

22. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Параметрическая теория малых групп и коллективов. Курск: изд-во Курск. гос. ун-та, 2019. 243 с.

23. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. и др. Организация психологической службы в школе. Галич, 1991. 125 с.

24. Чернышев А.С., Фришман И.И., Чертова А.А. и др. Профильный лагерь: курский вектор: теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях. Курск: ООО АПИИТ “Гиром”, 2014. 152 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх