Факторы эффекта Барнума: анализ и перспективы

 
Код статьиS020595920014245-5-1
DOI10.31857/S020595920014245-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин
Аффилиация: ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России
Адрес: Владивосток, пр-т Острякова, д. 2
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 2
Страницы61-70
Аннотация

Представлен обзор исследований, посвященных эффекту Барнума – склонности человека узнавать себя в тривиальных (обобщенных, неконкретных) описаниях. Данный эффект вычисляется посредством оценки точности, выставляемой испытуемым при соотнесении описания с самовосприятием. Важным условием возникновения эффекта Барнума является убежденность оценивающего в том, что описан именно он, а не кто-то другой. Рассмотрены исследования таких факторов, связанных с проявлением эффекта Барнума, как гендерная принадлежность, личностные особенности и характеристики (потребность в одобрении, самооценка, локус контроля, авторитарность, тревожность, незащищенность, доверчивость), интеллект, установка по отношению к исследованию (эффект отнесения к себе), а также внешних факторов (статус источника, тип методики, обобщенность, универсальность и приятность описания). Предложена модель детерминант эффекта Барнума, обобщающая основные достижения в данной области исследований. 

Ключевые словапсихологический портрет, эффект Барнума, эффект отнесения к себе, детерминанты эффекта Барнума, личная проверка, релевантность описания, приятность описания
Получено21.03.2021
Дата публикации04.04.2021
Кол-во символов27688
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2666

Оценка читателей: голосов 0

1. Калита В.В., Гайдай А.С. Релевантность психологического портрета как детерминанта эффекта Барнума // Вестник КемГУ. 2018. №1 (73). С. 133−138.

2. Науменко А.С. Влияние формы тестовых интерпретаций на принятие решений специалистами по подбору персонала // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 3 (4). С. 127−140.

3. Пантелеев А.Ф. Проблема достоверности результатов социально-психологического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. № 2 (19). С. 176−182.

4. Севостьянов О.В. Медицинский оккультизм: распространенность и влияние на клиническую психиатрическую практику // Научные результаты биомедицинских исследований. 2020. № 2 (6). С. 273−288.

5. Сугоняев К.В. Можно ли оценить личностные характеристики с помощью теста Люшера? // Психология. Психофизиология. 2019. № 2 (12). С. 41−59.

6. Bachrach A.K., Pattishall E.G. An experiment in universal, personal validation // Psychiatry. 1960. № 23. P. 267–270.

7. Baucom D.H., Greene R.L. The universality of generalized personality statements // Journ. of Personality Assessment. 1979. № 43. P. 497–500.

8. Carrier N.A. Need correlates of “gullibility” // Journ. of Abnormal and Social Psychology. 1963. № 66. P. 84–86.

9. Claridge G., Clark K., Powney E., Hassan E. Schizotypy and the Barnum Effect // Personality, Individual Differences. 2008. № 44(2). P. 436–444.

10. Collins R.W., Dmitruk V.M., Ranney J.J. Personal validation: Some empirical, ethical considerations // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 70–77.

11. Dmitruk V.M., Collins R.W., Clinger D.I. The “Barnum Effect”, acceptance of negative personal evaluation // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1973. № 41. P. 192–194.

12. Forer B.R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journ. of Abnormal and Social Psychology. 1949. № 44. P. 118–123.

13. Greene R.L. Student acceptance of generalized personality interpretations: A reexamination // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 965.

14. Greene R.L. Can clients provide valuable feedback to clinicians about their personality interpretations? Greene replies // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1978. № 46. P. 1496–1497.

15. Greene, R.L., Harris, M.E., & Macon, R.S. Another look at personal validation // Journal of Personality Assessment. 1979. № 43(4). P. 419–423.

16. Halperin K., Snyder C., Shenkel R., Houston B. Effects of source status, message favorability on acceptance of personality feedback // Journ. of Applied Psychology. 1976. № 61. P. 85–88.

17. Lattal K.A., Lattal A.D. Students' “gullibility”: A systematic replication // Journ. of Psychology, 67. 1967. P. 319–322.

18. Layne C. Relationship between the Barnum Effect, personality inventory responses // Journ. of Clinical Psychology. 1978. № 34. P. 94-97.

19. Layne C. The Barnum Effect: Rationality versus gullibility // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1979. № 47. P. 219–221.

20. Layne C., Ally G. How and why people accept personality feedback // Journ. of Personality Assessment. 1980. № 44. P. 541–546.

21. Layne C., Michels P.Y. Inventory responding as a model of people's acceptance of personality interpretations // Journ. of Personality Assessment. 1979. № 43. P. 509–513.

22. Manning E.J. “Personal validation”: Replication of Forer's study // Psychological Reports. 1968. № 23. P. 181−182.

23. Marks D., Kammann R. The psychology of the “psychic”. Buffalo, NY: Prometheus, 1980.

24. Merrens M.R., Richards W.S. Acceptance of generalized versus bona fide personality interpretations // Psychological Reports. 1970. № 27. P. 691–694.

25. Mosher D.L. Approval motive, acceptance of “fake” personality test interpretations which differ in favorability // Psychological Reports. 1965. № 17. P. 395–402.

26. Mason O.J., Budge K. Schizotypy, self-referential thinking, the Barnum effect // Journ. of behavior therapy and experimental psychiatry. 2011. V.42. № 2. P. 145–148.

27. Orpen R.B., Jamotte A. The acceptance of generalized personality interpretations. Journ. of Social Psychology. 1975. № 96. P. 147–148.

28. Rosen G.M. Effects of source prestige on subjects' acceptance of the Barnum Effect: Psychologist versus astrologer // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1975. № 43. P. 95.

29. Snyder C.R., Clair M.S. Does insecurity breed acceptance? Effects of trait, situational insecurity on acceptance of positive, negative diagnostic feedback // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 843–850.

30. Snyder C.R., Shenkel R.J. Effects of favorability, modality, relevance upon acceptance of general personality interpretations prior to, after receiving diagnostic feedback // Journ. of Consulting, Clinical Psychology. 1976. № 44. P. 34–41.

31. Ulrich, R. E., Stachnik, T. J., & Stainton, N. R. Student acceptance of generalized personality interpretations // Psychological Reports. 1963. № 13(3). P. 831–834.

32. Weisberg P. Student acceptance of bogus personality interpretations differing in level of social desirability // Psychological Reports. 1970. № 27. P. 743–746.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх