Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов

 
Код статьиS020595920013333-2-1
DOI10.31857/S020595920013333-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Инженер-исследователь лаборатории поведенческой нейродинамики
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Должность: Доцент кафедры общей психологии
Аффилиация: Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная адмирала Макарова, д. 6, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 1
Страницы66-79
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивных механизмов, опосредующих понимание текстов разного формата. На основании классических когнитивных теорий можно ожидать положительных эффектов от включения иллюстраций в текст. Однако в работах последних лет обнаруживается, что читатели хуже понимают общий смысл иконических текстов, но при этом склонны положительно оценивать свой опыт взаимодействия с ними. Существующие противоречия стали причиной проведения настоящего исследования, целью которого являлось изучение когнитивных механизмов (успешности понимания и самооценки понимания прочитанного), опосредующих работу читателей с текстами разного формата: вербальными и иконическими (представленными совокупностью словесных и графических элементов, образующих смысловое единство). Проверялись гипотезы о том, что вербальные тексты понимаются читателями лучше, чем иконические; а также о том, что самооценка понимания иконических текстов у читателей выше, чем самооценка понимания вербальных текстов. С участниками исследования (N = 40, 31 женщина и 9 мужчин, 18–37 лет, Ме = 22) проводились полуструктурированные интервью. Респондентам необходимо было прочитать два текста разного формата и содержания; выполнить тестовые задания по текстам, оценить свой уровень понимания текстов, а также обсудить тексты с интервьюером. Полученные результаты не позволили выявить значимых различий в полноте понимания текстов разного формата (χ2 = 5.836, p =0.179) и успешности выполнения тестовых заданий (U = 618.5, p = 0.139), связанных с этими текстами. Показатели самооценки понимания прочитанного при работе с текстами вербального формата оказались значимо выше, чем при работе с текстами иконического формата (U = 455.00, p=0.004). Были сделаны выводы о том, что 1) когнитивные механизмы понимания текстов разного формата характеризуются качественной спецификой; 2) возникающие при работе со сложными иконическими текстами трудности могут фиксироваться читателями и учитываться при оценке собственной успешности в понимании прочитанного.

Ключевые словачтение, понимание, самооценка понимания, вербальный текст, иконический текст
Получено08.01.2021
Дата публикации20.01.2021
Кол-во символов36636
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1120

Оценка читателей: голосов 0

1. Бельчиков Ю.А. Взаимодействие функциональных разновидностей языка (Контаминированные тексты) // Культура русской речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М.: Наука, 1996. С. 335–357.

2. Бернацкая А.А. К проблеме “креолизации” текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 3 (11). Красноярск: Красноярский университет, 2000. С. 104–110.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. Том 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

4. Гостев А.А. Проблема вторичных образов в психологии // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 17–26.

5. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005.

6. Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 102–109.

7. Леонтьев А.А. Признаки цельности и связности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения / Под. ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева. М.: Наука, 1976. С. 46–48.

8. Максименко О.И. Поликодовый vs креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. C. 93–102.

9. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.

10. Сиротко-Сибирский С.А. Смысловое содержание текста и его отражение в ключевых словах (на материале русских текстов публицистического стиля): автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1988.

11. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высшая школа, 1990. С. 180–186.

12. Щербакова О.В. Феномен понимания как интрапсихический межъязыковой обратимый перевод (на примере комических текстов) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 12. Вып. 4. С. 215–225.

13. Электронный портал журнала “Инфографика”. URL: https://infogra.ru/infographicsmag (дата обращения 15.10.2019).

14. Bauer M., Johnson-Laird P. How diagrams can improve reasoning // Psychological Science. 1993. № 4(6). Р. 372–378.

15. Glenberg A.M., Langston W.E. Comprehension of illustrated text: Pictures help to build mental models // Journal of Memory and Language. 1992. № 31(2). Р. 129–151.

16. Leutner D. Motivation and emotion as mediators in multimedia learning // Learning and Instruction. 2014. №29. P. 174–175.

17. Lindner М.А., Lüdtke О., Grund S., Köller О. The merits of representational pictures in educational assessment: Evidence for cognitive and motivational effects in a time-on-task analysis // Contemporary Educational Psychology. 2017. № 51. Р. 482–492.

18. Mayer R.E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // The Cambridge handbook of multimedia learning / Ed. R.E. Mayer. N.Y.: NY US: Cambridge University Press. 2005. P. 31–48.

19. Mayer R.E., Anderson R.B. Animations Need Narrations: An Experimental Test of a Dual-Coding Hypothesis // Journal of Educational Psychology. 1991. V. 83, № 4. Р. 484–490.

20. Mayer R.E., Gallini J.K. When is an illustration worth ten thousand words? // Journal of Educational Psychology. 1990. № 82(4). Р. 715–726.

21. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford University Press, 1990.

22. Paivio A. Abstractness, imagery and meaningfulness in paired-associate learning // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1965. № 4. P. 32–38.

23. Paivio A., Yuille J.C., Madigan S.A. Concreteness, imagery and meaningful values for 925 nouns // Journal of Experimental Psychology. 1968. V. 76, № 1, pt. 2. P. 1–25.

24. Peek J. The Role of Illustrations in Processing and Remembering Illustrated Text // The Psychology of Illustration: Vol 1. Basic Research / Ed. D.M. Willows, H.A. Houghton. N.Y.: Springer. 1987. P. 115–151.

25. Petrova T., Bratash V., Zhukatinskaya E., Salnikova A., Suhareva A., Zhelezova E. An Eye-Tracking Study of Processing Sketches: Evidence from Russian // Neurobiology of Speech and Language Proceedings of the 2nd International Workshop Organised by the Laboratory of Behavioural Neurodynamics / Ed. O. Shcherbakova, Y. Shtyrov. St. Petersburg: Scifiya-print, 2018. Р. 34.

26. Petrova Т., Riekhakaynen Е. Processing of Verbal and Non-verbal Patterns: An Eye-Tracking Study of Russian // Third international congress on information and communication technology. ICICT 2018. London: Springer, 2019. Р. 269–275.

27. Samuels S.J., Biesbrock E., Terry P.R. The effect of pictures on children’s attitudes toward presented stories // The Journal of Educational Research. 1974. № 67(6). Р. 243–246.

28. Schnotz W. An Integrated Model of Text and Picture Comprehension // The Cambridge handbook of multimedia learning / Ed. R.E. Mayer. N.Y.: NY US: Cambridge University Press. 2005. P. 49–70.

29. Schnotz W., Bannert М. Construction and interference in learning from multiple representation // Learning and Instruction. 2003. № 13. Р. 141–156.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх