Биосоциальная проблема в контексте методологии психологической науки

 
Код статьиS020595920009336-5-1
DOI10.31857/S020595920009336-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Аффилиация: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Адрес: Ярославль, ул .Республиканская, д.108/1
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы122-130
Аннотация

Статья является откликом на публикацию И.А. Мироненко, А.Л. Журавлева “Биосоциальная проблема в контексте глобальной психологической науки: об универсальных характеристиках человека”. Подчеркивается методологическая, теоретическая и практическая актуальность поднятой в статье проблемы, связанная с поиском ответов российской психологии на вызовы глобализации. Делается вывод о том, что для конструктивного решения данной проблемы в настоящее время в российской психологии существуют некоторые препятствия. Главное из них заключается в том, что мейнстрим российской психологии реально продолжает опираться на трактовку психического как процесса, тогда как в новых условиях необходим новый онтологический подход, предполагающий изменение трактовки предмета психологии. Предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека (см. В.Д. Шадриков “Внутренний мир человека”). Утверждается, что центральной категорией в архитектонике предмета является понятие “способность”, предлагаемое уровневое строение которого позволяет конструктивно отнестись к рассмотрению биосоциальной проблемы в психологии. Другим важным моментом является использование причинно-следственного объяснения в психологии: без изменения трактовки предмета психологии использование причинно-следственного объяснения чрезвычайно ограничено, так как неизбежно ведет к редукции психического к непсихическому. Об этом свидетельствует почти полное исчезновение термина “объяснение” в современных психологических исследованиях. В действительности в этих случаях объяснение подменяется “интерпретацией”, под которой подразумеваются виды объяснения, не указывающие на причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями. Принятие того, что внутренний мир человека является предметом психологии, возвращает причинно-следственное объяснение в психологию, которое в этом случае становится нередуктивным.

Ключевые словаПсихология, глобализация, биосоциальная проблема, биосоциальная проблема в психологии, методология, способности, уровневая структура способностей, предмет психологии
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00157)
Получено26.04.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов28066
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1288

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель.С очинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 550 с.

2. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. 227 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

4. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: МГУ, 1983. 165 с.

5. Ломов Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. с. 34−64.

6. Мазилов В.А. Deanima: Предмет психологии и границы его постижения // Высшее образование сегодня. № 6. 2019. С. 60−70.

7. Мазилов В.А. Предмет психологии. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 186 с.

8. Мазилов В. А. Психология в эпоху глобализации: поиски собственного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 39. №6. С. 149−153.

9. Мироненко И.А., Журавлев А.Л. Биосоциальная проблема в контексте глобальной психологической науки: об универсальных характеристиках человека // Психологический журнал. 2019. Т. 40. №6. С. 87−98.

10. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. М., 1970.

11. Платон. Государство / Сочинения. Т. 3. М., 1994. 416 с.

12. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 512 с.

13. Федосеев П.Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. С. 5−33.

14. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. 274 с.

15. Шадриков, В. Д. Внутренний мир человека. М., 2006. 386 с.

16. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата / Под. ред. В.Д. Шадрикова, В.А. Мазилова. М.: Юрайт, 2015. 411 с.

17. Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. №1. 2006. С. 97–106.

18. Юревич А.В. Объяснение в психологии // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 1. С. 74−87.

19. Brown R. Explanation in social science. Chicago, 1963.

20. Jung K.G. Die Bedeutung von Konstitution und Vererbung fur die Psychologie // Ges.Werke. Bd. 8. 1967. Р. 418−423.

21. Piaget J. L'explication en psychologie et le parallelism psychophysiologique // Traité de psychologie expérimentale. V. I. Histoire etméthode / P. Fraisse, J. Piaget et M. Reuchlin. Paris: Presses univ. de France. 1963. P. 121−152

Система Orphus

Загрузка...
Вверх