Исследование процессов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием

 
Код статьиS020595920008518-5-1
DOI10.31857/S020595920008518-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор биологического факультета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Россия
Должность: Профессор биологического факультета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы66-77
Аннотация

Исследование посвящено изучению специфики формирования процессов антиципации у детей с атипичным развитием (в частности, у детей с расстройствами аутического спектра). Это позволяет более полно понять становление процессов ментальной репрезентации и выявить узловые моменты, приводящие к нарушению антиципационной функции при атипичном развитии. Проведено сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, в возрасте от 5.8 до 6.6 лет) и детей с расстройством аутического спектра (РАС) (44 ребенка, из них 4 девочки и 40 мальчиков, в возрасте от 6.1 до 7.6 лет). Дети с типичным развитием были протестированы на уровень интеллектуального развития по методу Векслера для детей дошкольного возраста (WHHSI), установлено, что уровень их вербального и невербального интеллекта соответствуют возрастной норме. Для определения уровня развития детей с РАС было проведено дополнительное тестирование. Выраженность РАС установлена по Оценочной шкале раннего детского аутизма — Childhood Autism Rating Scale (CАRS), уровень речевого развития определен с помощью анализа речевых карт, а уровень невербального интеллекта оценивался по международной шкале действия Лейтер — Leiter International Performance Scale. В результате проведенной оценки были выделены три группы детей с РАС: РАС1 (6 детей) имели легкую форму РАС, их речь соответствовала ОНР II, а невербальный IQ составлял 57–69 баллов. Дети группы РАС2 (18детей) имели умеренную форму РАС, речь на уровне ОНР II-I и невербальный IQ в пределах 49–59 баллов. Дети группы РАС3 (20 детей) имели тяжелую форму РАС, их речь соответствовала ОНР I, а невербальный IQ варьировал от 39 до 47 баллов. В дальнейшем с помощью прайминг-парадигмы было исследовано воздействие предваряющей зрительной стимуляции на скорость распознавания детьми тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использованы рисунки зверей и клякс разной конфигурации. В качестве праймов предъявлялись комбинированные рисунки, состоящие из тестовых стимулов в виде глобальных и встроенных локальных элементов. Полученные результаты позволили установить, что у детей с типичным развитием облегчающее влияние на время распознавания оказывает предваряющая глобальная информация независимо от типа тестовых стимулов. Аналогичный характер прайминг-эффекта у детей с расстройством аутического спектра наблюдался только при низком уровне проявления аутизма и только в случае распознавания фигур зверей. Когда выраженность аутизма была умеренной, преобладало облегчающее воздействие локальной предваряющей информации независимо от типа тестовых стимулов. При высоком уровне проявления аутизма облегчающее влияние локальной предваряющей информации наблюдалось только в случае распознавания фигур зверей. Таким образом, установлено, что реализация процессов антиципации у детей с атипичным развитием зависит от типа различаемой информации и уровня нарушения развития. 

Ключевые словаПроцессы антиципации, расстройства аутического спектра, распознавание изображений, время реакции, дошкольный возраст
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-06-00644 ОГН
Получено17.02.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов32087
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1244

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018.

2. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2009.

3. Койфман А.Я. Установка и неосознаваемый семантический прайминг: разные термины или разные феномены? // Российский журнал когнитивной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 45–62.

4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2013.

6. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / Под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014.

7. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.

8. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка. М.: Детство-Пресс, 2007.

9. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.

10. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте // Мир психологии. 2015. Т. 81. № 1. С. 53–64.

11. Сорокин А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 38–44.

12. Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Особенности формирования зрительно-слуховых ассоциаций в условиях нормы и патологии // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 14. № 2. С. 80–88.

13. Шапошникова А.Ф. Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутического спектра с использованием рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма // Социальная и клирическая психиатрия. 2012. Т.22. № 2. С. 63–68.

14. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review. Understanding other minds. Oxford: Oxford University Press, 2000.

15. Bertone A. Acuity. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. N.Y: Springer, 2013.

16. Booth R., Happe F. Evidence of reduced global processing in autism spectrum disorder // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2018. V. 48, № 4. P. 1397–1408.

17. Bӧlte S., Holtmann M., Poustka F., Scheurich A., Schmidt L. Gestalt perception and local–global processing in high-functioning autism // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2007. V. 37. № 8. P. 1493–1504.

18. Happe F., Frith U. The weak central coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2006. V. 36. № 1. P. 5–25.

19. Janiszewski C., Wyer R.S. Content and process priming: A review // Journ. of Consumer Psychology. 2014. V. 24. № 1. P. 96–118.

20. Kim Y., Porter A.M., Goolkasian P. Conceptual priming with pictures and environmental sounds // Acta Psychologica. 2014. V. 146. № 2. P. 73–83.

21. Kimchi R. The perception of hierarchical structure: Oxford Handbook of Perceptual Organization / J. Wagemans (Ed.). Oxford, UK: Oxford University Press. 2015. P. 129–149.

22. Koldewyn K., Jiang Y.V., Weigelt S., Kanwisher N. Global/local processing in autism: not a disability, but a disinclination // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2013. V. 43. № 10. P. 2329–2340.

23. Mottron L., Dawson M., Soulieres I., Hubert B., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principles of autistic perception // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2006. V. 36. № 1. Р. 27–43.

24. Nadin M. Anticipation — The End Is Where We Start From. Baden, Switzerland: Lars Müller Publishers, 2003.

25. Nilsson J.E., Falck-Ytter T., Bölte S. Local and Global Visual Processing in 3-Year-Olds With and Without Autism // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2018. V. 48. № 3. P. 2249–2278.

26. Palmer C.J., Lawson R.P., Hohw J. Bayesian approaches to autism: Towards volatility, action and behavior // Psychological Bulletin. 2017. V. 143. № 5. P. 521–542.

27. Pellicano E., Burr D. When the world becomes too real: a Bayesian explanation of autistic perception // Trends in Cognitive Science. 2012. V. 16. № 10. P. 504–510.

28. Perilli F.G., Barrada J.A., Maiche A. Temporal dynamics of action contribution to object categorization // Psicológica. 2013. V. 34. № 2. P. 145–162.

29. Robertson C.E., Baron-Cohen S. Sensory perception in autism // Nat. Rev. Neurosci. 2017. V. 18. № 11. P. 671–684.

30. Roid G.H., Mille L.J., Pomplun M., Koch C. Leiter-3: Leiter International Performance Scale: Manual / G. Roid (Ed.).Wood Dale, Illinois: Stoelting Co. 2013. P. 5–307.

31. Rueda M.R., Rothbart M.K., McCandliss B.D., Saccomanno L., Posner M.I. Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2005. V. 102. № 2. P. 14931–14936.

32. Schacter D.L., Buckner R.L. Priming and the brain. Review // Neuron. 1998. V. 20. P. 185–195.

33. Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F., Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 1980. V. 10. № 1. P. 91–103.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх