Динамика проблематики психологии развития в публикациях “Психологического журнала”

 
Код статьиS020595920004521-9-1
DOI10.31857/S020595920004521-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 3
Страницы5-21
Аннотация

Предложен анализ публикаций “Психологического журнала” за период с 2000 по 2017 гг., посвященных проблемам психологии развития. Проанализировано 123 статьи, в том числе: теоретико-методологические (28 статей), экспериментальные (86 статьей) и методические (9 статей). Задачей исследования являлось отслеживание тенденций научных поисков, представленных в публикациях за рассматриваемый период. Показано, что в теоретических, эмпирических и методических научных трудах отражены изменения, произошедшие в психологии развития в последние два десятилетия. В частности, в публикациях произошло расширение поля психологии развития за счет появления новых областей исследований (пренатальная психология, геронтопсихология, акмеология), состоялся пересмотр устоявшихся понятий (одаренности, индивидуальных ментальных ресурсов, структуры сознания, его генеза, исполнительных функций), разработаны новые понятия — модель психического, контроль поведения, жизнеспособность. Произошло значительное углубление понимания психического развития, продемонстрировано новое понимание условий развития речи и ее связи с навыками чтения, развития математических способностей, серьезную эмпирическую разработку получила проблема регуляции и саморегуляции психического развития. Фокус исследований в психологии развития переместился на внутренние ресурсы, обуславливающие становление саморегуляции в онтогенезе человека. Общей характеристикой работ рассматриваемого периода следует считать переход от поиска универсальных закономерностей к изучению их индивидуальной представленности и выраженности, уникальности психического развития, саморазвития и самодетерминации. При этом развитие человека как субъекта с его максимальной уникальностью и индивидуальностью становится направляющей, которая задает координаты и будущее психологии развития. В целом, проведенный анализ свидетельствует о значительных изменениях в психологии развития, отражающих новый этап развития науки, с характерной для нее мультидисциплинарностью, полипарадигмальностью и транспарадигмальностью, что делает ее все более открытой научной областью психологического знания.

Ключевые словапсихология развития, развитие регуляции поведения, когнитивное развитие, развитие способностей, фактор семьи, социальная среда, методики
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке РФФИ, грант 17-06-00069
Получено26.03.2019
Дата публикации25.04.2019
Кол-во символов43782
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2686

Оценка читателей: голосов 0

1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологическая безопасность личности в период поздней взрослости и старости // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №3. С. 22–29.

2. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №3. С. 85–99

3. Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Личностные особенности в опосредовании связей психического здоровья с чувствительностью к вознаграждению и наказанию // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 3. С. 32–43.

4. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №6. С. 50–56.

5. Блинникова И.В. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №2. С.54–65.

6. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 48–67.

7. Бражникова А.Н. Доброта, терпимость и эмпатия в структуре нравственно-психологических отношений личности студентов // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №. 3. С. 29–39.

8. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 78–87.

9. Валуева Е.А., Григорьев А.А., Ушакова Д.В. Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 55–63.

10. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Методика “Подростки о родителях” (ПоР): основные этапы апробации русскоязычной версии // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №5. С. 86–95.

11. Виленская Г.А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 4. С. 52–63.

12. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 21–31.

13. Волкова Е.В. Единство дифференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №1. С. 54–70.

14. Володарская Е.А., Логвинова Н.Ю. “Родительская” и “студенческая” модели представлений о семейном воспитании // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №5. С. 26–34.

15. Волочков А.А. Психология субъекта. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. 2003. Том 14. № 3. С. 21–31.

16. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5–11 лет и становление модели психического. // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №1. С. 56–70.

17. Головей Л.А. Онтопсихология — психология развития индивидуальности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 61–69.

18. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 32–43.

19. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник “Шкалы академической мотивации” // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107.

20. Дорофеева И.Н., Падун М.А. Особенности саморегуляции и профиль латеральной организации мозга // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №1. С. 101–111.

21. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 102–109.

22. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии: разработка и перспективы // Психологический журнал. 2016. Т. 38. №4. С. 29–40.

23. Журавлев А.Л. Дробышева Т.В. Представления о бедном и богатом человеке как феномен экономического сознания формирующейся личности // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 46–68.

24. Калмыкова Е. С., Гагарина М.А., Падун М.А. Роль типа привязанности в генезе и динамике аддиктивного поведения. Часть II // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №1. С. 107–117.

25. Каменская В.Г., Зверева С.В. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №4. С. 76–86.

26. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности. // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 70–82.

27. Козлова Е. А., Ахметова О. А., Слободская Е.Р. Стабильность и динамика личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 33–40.

28. Колесникова Н.И. Половозрастные различия в понимании ментальных феноменов в разные периоды взрослости // Психологический журнал. 2011. Т. 33. № 3. С. 64–75.

29. Колмогорова А.В., Слободская Е.Р., Гартштейн М.Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №2. С. 82–97.

30. Костромина С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 61–70.

31. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №2. С. 5–15.

32. Кузнецова В.В. Черты личности как медиатор взаимосвязи между методами воспитания и проблемами поведения у детей // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С.31–40.

33. Лактионова А.И., Махнач А.В. Факторы жизнеспособности девиантных подростков // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №6. С. 39–46.

34. Лебедева Е.И. Понимание намерений в ситуации обмана детьми с типичным развитием и аутизмом // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №1. С. 82–93.

35. Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 27–34.

36. Луценко Е.Л., Цокота В.Р. Адаптационный потенциал женщин, готовящихся стать суррогатными матерями // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 15–23.

37. Ляксо Е.Е., Громова А.Д., Куражова А.В., Романова О.А., Остроухов А.В. Влияние материнской депривации и неврологических заболеваний на речевое развитие детей первых трех лет жизни // Психологический журнал. 2006. Т. 27. №2. С. 102–123.

38. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражова А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 73–87.

39. Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет // Психологический журнал. 2013. Т. 34. №3. С. 24–35.

40. Марцинковская Т.Д. Социализация в эпоху транзитивности: методологический аспект // Психологический журнал. 2016. Т. 37. №5. С. 14–21.

41. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 69–84.

42. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 108–122.

43. Мингазова Д.В. Фатыхова Р.М. Нестерова И.Н. Методика определения склонности к деструктивному общению (МОДО) у подростков // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №3. С. 91–104.

44. Моросанова В.И., Фомина Т. Г., Ковас Ю. В., Богданова О. Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 35–46.

45. Николаева Е. И., Меренкова В.С. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №4. С. 70–77.

46. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №3. С. 61–71.

47. Подпрыгина В.В., Блинникова И.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №3. С. 30–44.

48. Реан А.А. Психологические проблемы акмеологии. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 87–95.

49. Рубченко А.К. Отношение юношей и девушек к себе и родителям при эпизодической и хронической семейной депривации // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №4. С. 38–46.

50. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 32–42.

51. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте.// Психологический журнал. 2000. Т. 20. № 5. С. 23–34.

52. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №3. С. 68–85.

53. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №4. С. 54–65.

54. Сергиенко Е.А., Никитина Е.А. Механизмы восприятия пола человека по изображению лиц новорожденных. // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №.4. С. 5–14.

55. Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №1. С. 34–46.

56. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №1. С. 120–132.

57. Сергиенко Е.А. Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта // Психологический журнал. 2017. Т.38. № 2. С. 5–18.

58. Сергиенко Е.А., Таланова Н.Н. Связь уровня развития модели психического с пониманием телевизионной рекламы детьми 3-6 лет // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №3. С. 76–86.

59. Слободская Е. Р., Ахметова О.А., Кузнецова В.Б., Риппинен Т.О. Взаимодействие чувствительности к подкреплению и семейных факторов благополучия детей и подростков // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 60–69.

60. Скрипкина Т.П. Система доверительных отношений как условие развития субъектности в онтогенезе // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 39–49.

61. Соколова О.А., Сергиенко Е.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 69–82.

62. Субботский Е.В. Феноменальное и рациональное в сознании: борьба за доминантность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №5. С. 90–97.

63. Тилиндене И., Растаускене Г., Емельяновас А. Взаимосвязь самооценки подростков и пережитого ими опыта издевательств со стороны сверстников // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 26–34.

64. Тилиндене И., Швагжденеа Б., Шукиса С. Взаимосвязь личностных характеристик подростков и пережитого ими опыта участия в издевательствах // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 53–61.

65. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Тосто М.Г., Ковас Ю.В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 41–53.

66. Тихомирова Т.Н., Модяев А.Д., Леонова Н.М., Малых C.Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 43–54.

67. Чернего Д.И., Мухамедрахимов Р.Ж. Сравнительное исследование развития детей с разным сроком гестации в возрасте от 3 до 24 месяцев, воспитывающихся в доме ребенка // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 47–55.

68. Чернего Д.И., Васильева М.Ю., Солодунова М.Ю., Никифорова Н.В., Пальмов О.И., МакКолл Р.Б., Гроарк К., Мухамедрахимов Р.Ж. Психическое развитие недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка разного типa // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 55–65.

69. Чораян И.О. Онтогенетические аспекты совершенствования интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №3. С. 44–55.

70. Чуракова И.Е. Социально-психологическое исследование виктимности девушек – жертв сексуального рабства // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 5. С. 77–87.

71. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 59–69.

72. Харламенкова Н.Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №3. С. 56–64.

73. Харламенкова Н.Е. Признаки сепарации дочери в отношениях с маскулинной и фемининной матерью // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 58–68.

74. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 69–78.

75. Холодная М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В.Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 5–14.

76. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. Т. 38. №5. С. 5–17.

77. Якиманская И.С. Психологические проблемы развития личности ученика в трудах Н.А. Менчинской // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №1. С. 102–110.

78. Якимчик О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №2. С. 101–116.

79. Яньшин П.В., Фомина Ю.В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №1. С.60–70.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх