Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ

 
Код статьиS020595920000831-0-1
DOI10.31857/S020595920000831-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Адрес: Российская Федерация
Должность: профессор
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Психологический институт РАО”
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 № 6
Страницы47-58
Аннотация

Представлены результаты лонгитюдного исследования связи чувства числа и успешности обучения математике в младшем школьном возрасте. Анализировались данные 133 школьников – участников Российского лонгитюдного исследования академической успешности – по двум аспектам чувства числа, связанным с умением сравнивать несимволически и символически выраженные количества, и успешности в изучении математики на третьем и четвертом году школьного обучения. Средний возраст школьников во время первого измерения составил 9.82+0.3 лет; во время второго измерения – 10.82+0.3 лет. Для анализа взаимосвязей использовался метод перекрестно-лонгитюдного структурного моделирования. Показано, что наилучшим образом эмпирические данные описывает реципрокная модель, предполагающая наличие перекрестных связей между чувством числа и успешностью обучения математике в младшем школьном возрасте. Результаты лонгитюдного анализа выявили различия во взаимосвязях успешности обучения математике с двумя аспектами чувства числа. Так, академическая успешность учеников третьего класса является предиктором при обучении в четвертом классе только для показателя чувства числа, связанного с оценкой символически выраженных количеств. Напротив, для аспекта чувства числа, связанного с оперированием несимволически выраженными количествами, успешность обучения математике, измеренная годом ранее, не играет значимой роли. Выявлены различия и в возрастной динамике двух аспектов чувства числа в ходе начального обучения: наиболее стабильным во времени является показатель чувства числа, связанный с оперированием несимволически выраженными количествами. Результаты интерпретируются в контексте проблемы соотношения когнитивного развития и обучения.

Ключевые словачувство числа, успешность в обучении математике, младший школьный возраст, перекрестно-лонгитюдный анализ, обучение, развитие
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 17-78-30028.
Получено22.12.2018
Дата публикации22.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1990

Оценка читателей: голосов 0

1. Журавлев А. Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998. С. 11–37.

2. Малых С. Б., Тихомирова Т. Н., Жоу С., Вей В., Родич М., и др. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскультурный анализ // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 133–143.

3. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 145–276.

4. Тихомирова Т. Н., Малых С. Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. М.; СПб.: Нестор-История, 2017.

5. Тихомирова Т. Н., Малых С. Б., Тосто М. Г., Ковас Ю. В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 41–53.

6. Тихомирова Т. Н., Мисожникова Е. Б., Кузьмина Ю. В., Малых С. Б. Взаимосвязь невербального интеллекта и успешности в математике в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 6–22.

7. Тихомирова Т. Н., Модяев А. Д., Леонова Н. М., Малых C. Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. C. 43–54.

8. Booth J. L., Siegler R. S. Numerical magnitude representations influence arithmetic learning // Child dev. 2008. V. 79 (4). P. 1016–1031.

9. Dehaene S. The Number Sense: How the mind creates mathematics. Oxford: Oxford University Press USA, 2011.

10. Desoete A., Ceulemans A., De Weerdt F. & Pieters S. Can we predict mathematical learning disabilities from symbolic and non-symbolic comparison tasks in kindergarten? Findings from a longitudinal study // Brit. J. Educ. Psychol. 2012. V. 82(1). P. 64–81.

11. Geary D. C. Cognitive predictors of achievement growth in mathematics: a 5-year longitudinal study // Dev. psychol. 2011. V. 47(6). P. 1539.

12. Geary D. C., Hoard M. K., Nugent L., Byrd-Craven J. Development of number line representations in children with mathematical learning disability // Dev. neuropsychol. 2008. V. 33(3). P. 277–299.

13. Halberda J., Ly R., Wilmer J., Naiman D., Germine L. Number sense across the lifespan as revealed by a massive internet-based sample // Proc. Natl. Acad. Sci. 2012. V. 109 (28). P. 11116–11120.

14. Halberda J., Mazzocco M. M., Feigenson L. Individual differences in nonverbal estimation ability predict maths achievement // Nature. 2008. V. 455. P. 665–668.

15. Inglis M., Attridge N., Catchelor S., Gilmore S. Non-verbal number acuity correlates with symbolic mathematics achievement: but only in children // Psychon. Bull. Rev. 2011. V. 18(6). P. 1222–1229.

16. Little T. D., Preacher K. J., Selig J. P., & Card N. A. New developments in latent variable panel analyses of longitudinal data // Int. J. Behav. Dev. 2007. V. 31(4). P. 357–365.

17. Mazzocco M. M.M., Feigenson L., Halberda J. Preschoolers’ Precision of the Approximate Number System Predicts Later School Mathematics Performance // PLoS ONE. 2011. V. 6(9). P. 1–8.

18. Merritt D. J., DeWind N.K., Brannon E. M. Comparative cognition of number representation // T. R. Zentall, E. A. Wasserman (Eds.). The Oxford Handbook of Comparative Cognition. New York, NY: Oxford University Press, 2012. P. 451–476.

19. Opfer J. E., Siegler R. S. Representational change and children’s numerical estimation // Cogn. Psychol. 2007. V. 55. P. 169–195.

20. Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin J-P. & Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics // Dev. Sci. 2015. V. 18(1). P. 165–174.

21. Siegler R. S., Booth J. L. Development of numerical estimation in young children // Child dev. 2004. V. 75(2). P. 428–444.

22. Siegler R. S., Ramani G. B. Playing linear number board games – but not circular ones – improves low-income preschoolers’ numerical understanding // J. Educ. Psychol. 2009. V. 101 (3). P. 545.

23. Soltesz F., Scoz D., Scoz L. Relationship between magnitude representation, counting and memory in 4- to 7-year old children: A developmental study // Behav. Brain Funct. 2010. V. 6(13). P. 1–14.

24. Tikhomirova T. N. Spatial thinking and memory in Russian high school students with different levels of mathematical fluency // Procedia Soc. Behav. Sci. 2017. V. 237. P. 1260–1264.

25. Whalen J., Gallistel C. R., Gelman R. Nonverbal counting in humans: The psychophysics of number representation // Psychol. Sci. 1999. V. 10(2). P. 130–137.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх