Конфуцианство как гражданская религия: проблемы и перспективы

 
Код статьиS013128120005311-3-1
DOI10.31857/S013128120005311-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Амурский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №3
Страницы168-177
Аннотация

Кон­цеп­ция гра­ж­дан­ской ре­ли­гии се­го­дня при­об­ре­та­ет зна­че­ние для ки­тай­ско­го со­циу­ма. Ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции — цен­но­сти, сим­во­лы, ри­туа­лы, убе­ж­де­ния — свя­зы­ва­ют всех гра­ж­дан в еди­ное це­лое, оп­ре­де­ляя ре­ли­ги­оз­ную со­став­ляю­щую об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Гра­ж­дан­ская ре­ли­гия в Ки­тае, фун­ди­ро­ван­ная кон­фу­ци­ан­ски­ми цен­но­стя­ми, при­зва­на дать ки­тай­ской на­ции пол­ную общ­ность ин­те­ре­сов, чувств и мыс­лей.

Ключевые словаКонфуцианство, конфуцианская религиозность, гражданская религия
Получено11.06.2019
Дата публикации25.06.2019
Кол-во символов35158
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Конфуцианство интегрировано в китайскую культуру так, что оно неизбежно является предметом теоретических и эмпирических исследований. Жаркие споры о религиозной стороне конфуцианства уже в прошлом, факт наличия религиозного в конфуцианстве признан многими исследователями. В русле конфуцианских исследований последних лет находятся размышления о том, возможно ли в КНР учредить государственную религию, базирующуюся на конфуцианской традиции, или конфуцианство сможет развиваться в форме гражданской религии. В основе этих дискуссий, с одной стороны, настоящее возрождение конфуцианства, происходящее на фоне ностальгии по маоизму и антиконфуцианских настроений, с другой стороны, неоднозначные отношения политики и традиционной культуры. Тема конфуцианства как гражданской религии имеет комплекс политических, социальных и культурных подтекстов.
2

Изменение отношения к религии

3 В Китае изменилось отношение к религии, хотя религиозная политика, основанная на атеизме, в целом сохраняет свои позиции. В течение ХХ в. китайские интеллектуалы трактовали религию негативно, что явилось следствием знакомства с европейским Просвещением, а позже — воздействия радикального марксизма-ленинизма-маоизма. Европейское Просвещение стало основой антирелигиозных настроений во время «Движения за новую культуру» в 1910е — 1920е годы. Позже идеология марксизма-ленинизма-маоизма подавляла религию как реакционную социальную и политическую силу. Ультралевый режим пошел еще дальше в 1966–1979 гг., но эта тенденция, как известно, потерпела крах с приходом к власти Дэн Сяопина. Представителям ряда религий была дана свобода распространять свои убеждения, в религиоведческой науке взяли курс на приобщение к зарубежным немарксистским религиоведческим теориям и преодоление узкого взгляда на религию как сугубо реакционное явление1. 1. .В рамках «политики открытости» были сформированы идеологические выводы и в отношении религии. Произошли изменения в интерпретации религии, стало возможным системное и специализированное развитие религиоведческой науки. Подробнее см.: Забияко А.А., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая пол. XX — начало XXI в.). Статья первая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2013. № 2. С. 64–74; Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая половина XX — начало XXI в.). Статья вторая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2013. № 3. С. 70–88. О формировании и современном состоянии религиоведческой науки КНР см.: Филонов С.В., Ли Синь. Формирование и современное состояние китайского религиоведения (об оценках извне и изнутри) // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2018. № 1. С. 126–143.
4 Жэнь Цзиюй (1916–2009)2 — один из тех, кто критиковал конфуцианство. В 1964 г. он был выбран Мао Цзэдуном для организации Института мировых религий, чьей миссией было критиковать теизм и громить религию при помощи марксизма-ленинизма-маоизма. После окончания культурной революции Жэнь Цзиюй продолжил нападки на конфуцианство как религию, обвиняя его в социальных и политических проблемах Китая. Хотя в его взглядах очевидно влияние марксистской идеологии и наследия культурной революции, тем не менее его концепция конфуцианской религии стала импульсом к переоценке конфуцианского культурного наследия в условиях коммунистического Китая в конце ХХ — начале ХХI в. 2. .Жэнь Цзиюй известен как философ, историк и религиовед. В 1964 г. им была создана первая в истории КНР академическая научная структура, специализирующаяся в области религиоведения, — Научно-исследовательский институт религий мира при Академии общественных наук Китая. Вплоть до 1985 г. Жэнь Цзиюй оставался его директором. Подробнее см.: Филонов С.В. Исследования даосизма в Китае: достижения и перспективы // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 1(33). С. 88; Филонов С.В., Ли Синь. Указ. соч.
5 Определение Жэнь Цзиюем конфуцианства как религии изначально встретило неоднозначную реакцию со стороны большинства религиоведов, философов и историков. Однако в начале ХХI в. Ли Шэнь, его ученик, использовал утверждения Жэнь Цзиюя в своей двухтомной работе «История конфуцианской религии». Неожиданно, но многие исследователи конфуцианства воспрянули и отозвались на эту публикацию. Вероятно, они ждали возможности высказать недовольство по поводу нападок на конфуцианство. Но их недовольство было сопряжено с уважением к основателю Института мировых религий. Поэтому книга Ли Шэня оказалась хорошей мишенью для критики. В это время интернет-сайт www.confucius2000.com стал важной платформой обсуждения конфуцианства.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 762

Оценка читателей: голосов 0

1. . В рамках «политики открытости» были сформированы идеологические выводы и в отношении религии. Произошли изменения в интерпретации религии, стало возможным системное и специализированное развитие религиоведческой науки. Подробнее см.: Забияко А.А., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая пол. XX — начало XXI в.). Статья первая // Религиоведение. Научно-теорети¬чес-кий журнал. 2013. № 2. С. 64–74; Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии ки-тайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая половина XX — начало XXI в.). Статья вторая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2013. № 3. С. 70–88. О формировании и современном состоянии религиоведческой науки КНР см.: Филонов С.В., Ли Синь. Формирование и современное состояние китайского религиоведения (об оценках извне и изнутри) // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2018. № 1. С. 126–143.

2. . Жэнь Цзиюй известен как философ, историк и религиовед. В 1964 г. им была создана первая в истории КНР академическая научная структура, специализирующаяся в области религиоведения, — Научно-исследовательский институт религий мира при Академии общественных наук Китая. Вплоть до 1985 г. Жэнь Цзиюй оставался его директором. Подробнее см.: Филонов С.В. Исследования даосизма в Китае: достижения и перспективы // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 1(33). С. 88; Филонов С.В., Ли Синь. Указ. соч.

3. . Хаймурзина М.А. Развитие современной конфуцианской мысли в ХХ—ХХI в.: периодизация, представители и смысловое содержание терминов // Россия и Китай: история и культура. Сб. статей и докладов участников X Международной научно-практической конференции. Казань: Академия наук РТ, 2017. С. 654–660.

4. . См., например: Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Понятие «религия» в трудах современных конфуцианцев // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 124–133.

5. . Billioud S. The revival of Confucianism in the sphere of mores and the reactivation of the civil religion debate in China // Confucianism, a habit of the heart / ed. by Ph.J. Ivanhoe, Sungmoon Kim. N.Y., 2016. P. 47–70.

6. . Конфуцианская концепция аньшэнь лимин предполагает духовное развитие человека в реальной жизни: «препоручение себя небесному Пути», «следование небесному велению» через самоличное «осознание и совершенствование [индивидуальной] природы», следование моральным истинам и нравственное совершенствование. В результате достигается соединение двух сторон — духовного умиротворения и удовлетворения посюсторонней жизнью. Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Философский анализ конфуцианской религии в творчестве Лю Шусяня // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11. С. 194–196.

7. . Billioud S. Op. cit. P. 50.

8. . Yang Fenggang. Confucianism as civil religion // Confucianism, a habit of the heart / ed. by Ph. J. Ivanhoe, Sungmoon Kim. N.Y., 2016. P. 30.

9. . О связи политических лозунгов с конфуцианством см., например: Россия — Китай — 2050: стратегия соразвития // Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко. М.: Институт экономических стратегий, 2006.

10. . Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX — начала XXI в.: дис… канд. филос. наук: 09.00.14. АмГУ. Благовещенск, 2014. 180 с.

11. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 25–46.

12. . Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Новые тенденции в официальных трактовках религии в КНР // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2017. № 1. С. 49–55.

13. . Чэнь Мин. Вэньхуа жусюэ: сыбянь юй луньбянь: [Культурное конфуцианство: размышления и споры]. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2009. С. 74.

14. . Там же. С. 47–55.

15. . Там же. С. 45.

16. . Там же. С. 45–49.

17. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 31.

18. . Ibid. P. 32.

19. . Такое определение религии является характерным для религиоведческой науки КНР. Оно сформировано в рамках теории «четырех элементов религии» Люй Дацзи. Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства…

20. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 35.

21. . Ibid. P. 36.

22. . Ibid. P. 38–39.

23. . Сведения о количестве христиан (католиков и протестантов) существенно разнятся: от 23 до 80 млн верующих. Официальная статистика дает еще более скромные показатели. Подробнее о христианах в Китае см.: Пелевина О.В. Христианские общины в современном Китае: типология китайских религиоведов // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 151–160.

24. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 40.

25. . Ibid.

26. . Ibid. P. 43.

27. . Это может быть небольшое семейное предприятие, где хозяин/ка — ярый приверженец конфуцианства, желающий привить основные конфуцианские идеи своим сотрудникам — социалистическому поколению, лишенному основных представлений о традиционной культуре. Или это могут быть «маленькие академии» (шу юань), такие, как конфуцианская школа Цзян Цина, куда приходят люди разного возраста и для которых конфуцианство становится источником духовного становления и смысла жизни. См.: Billioud S. Op. cit. P. 50–51.

28. . Ibid. P. 53–54.

29. . Ibid. P. 55–56.

30. . «Культурная революция» в КНР привела на Тайване к переоценке традиционной культуры и конфуцианских ценностей, включая сыновнюю почтительность и верность государству, а также способствовала возобновлению внимания, в частности, к «трем принципам» Сунь Ятсена. Гоминдановские лидеры обратились к конфуцианской системе даотун, которая позволяла проследить древнейшие истоки китайской культуры. Были введены программы, целью которых было внедрение конфуцианских ценностей. Это укрепило легитимность гоминьдановского режима. См: Billioud S. Op. cit. P. 62.

31. . Ibid. P. 62.

32. . Ibid. P. 53.

33. . Ibid. P. 63.

34. . Ibid. P. 64.

35. . Ibid.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх