Shia Paramilitary Groups as an Instrument of Iranian Influence in Iraq

 
PIIS086904990028445-1-1
DOI10.31857/S086904990028445-1
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Research Student, Center of Arabic and Islamic Studies, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

Since 2014, when the Iraqi state faced the existential threat from ISIS, the Iranian influence in Iraq has significantly increased. Encouraged by Iranian secret services, Iraqi Prime Minister N. al-Maliki initiated the creation of what became known as the “popular mobilization forces”, comprised of Shia paramilitary volunteers. This highly motivated force has played a key role in the warfare, thus compensating the low morale of the then-demoralized Iraqi army. Soon some leaders of pro-Iranian paramilitary groups through their political wings were ushered to the Iraqi parliament. In 2017, upon the announced victory over ISIS and subsequent decrease of budgetary funds, these forces engaged themselves in shadow economy, namely in the cross-border trade with Iran. The USA backed Prime Minister M. al-Kadhimi tried to curb these groups but failed. Meanwhile, his pro-Iranian rivals managed to raise their protégé M. as-Sudani to the Prime Minister’s seat. With Iran as the US main rival in Iraq, the whole Middle East region found itself on the precipice of a full-scale military confrontation between US and Iranian proxies.

KeywordsIraq, Iran, USA, Shia, policy, mobilization forces.
Received08.11.2023
Number of characters33861
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Иракско-иранское партнёрство сложно назвать равноправным, учитывая значительное влияние Ирана на внутреннюю ситуацию своего западного соседа. Качественный рост этого влияния произошёл в период с 2014 по 2017 гг., когда Ирак боролся против экстремистского квазигосударственного образования, угрожавшего существованию самого иракского государства. В 2014 г. иракская армия без боя оставила крупнейший город севера – Мосул, и на защиту режима встали негосударственные игроки в лице верховного лидера шиитов аятоллы Али ас-Систани и шиитских военно-политических формирований, большинство из которых имели ярко выраженную проиранскую направленность. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ШИИТСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РОЛЬ ИРАНА В ЭКОНОМИКЕ ИРАКА Весьма красноречиво неравноправность иракско-иранского партнёрства ощущается при рассмотрении такой, казалось бы, отнюдь не самой для Ирака проблемы как ситуация с сухопутными терминалами на границе с Ираном. Этот частный вопрос позволяет индуктивно выйти на принципиальные особенности общей ситуации в иракском государстве с точки зрения иранского влияния. Развитию влияния Ирана в Ираке активно способствует доминирование на иракской политической арене проиранских сил, имеющих большинство в парламенте и контролирующих правительство. Важен Ирак для Ирана и экономически, как крупный рынок сбыта иранских товаров, и именно в связи с этим проблема пограничных КПП получает особую остроту. Проиранские силы, доминирующие на иракской политической арене, установив контроль за пунктами грузового транзита на границе с Ираном, обеспечили себе преференции при организации транзита иранских товаров, что, безусловно, принесло значительную выгоду и самому Ирану. Попытки главы иракского правительства Мустафы аль-Казыми (2019-2022), тесно связанного с американскими спецслужбами, ограничить контроль проиранских сил над трансграничными грузовыми перевозками успехом не увенчались, а новый премьер-министр, Мухаммад ас-Судани, будучи птенцом гнезда Нури аль-Малики, возглавлявшего иракского правительство с 2006 по 2014 гг. и активно боровшегося против американского влияния в стране, вряд ли способен повредить иранским интересам в Ираке, по крайней мере, на настоящем этапе. В условиях санкций значение Ирака как рынка сбыта товаров иранского производства трудно переоценить. На 1660-километровой границе между двумя государствами действуют как официальные, так и неофициальные пункты пропуска грузов (последние контролируются группами, имеющими отношение как к традиционному сообществу контрабандистов, так и к вооружённым шиитским формированиям, которые мало отличаются друг от друга с точки зрения отношения к закону). Официальных пунктов пропуска насчитывается девять [Abbas 2023]. Точная информация по неофициальным по понятным причинам отсутствует, однако имеются данные, что по состоянию на 2021 г. их действовало пять (при шести официальных на тот период) [Hasan 2023]. Иранские усилия по преодолению эффекта введённых против Исламской Республики санкций в контексте модели «экономики сопротивления», сформулированной аятоллой Али Хаменеи в 2010 г.[Lazovskiy 2020, pp. 20-23], дали свои результаты. Это выразилось в диверсификации экономики, в развитии промышленного производства в Иране, помимо добычи углеводородного сырья, сбыт которого оказался чрезвычайно затруднён санкционными мерами. Так, в 2011 г., когда модель объявленной «экономики сопротивления» только начала воплощаться на практике, объём экспорта Ирана без углеводородной продукции оценивался в 26,65 млрд. долларов США (из которых 4,67 млрд. приходилось на Ирак), но уже в 2013 г. этот показатель увеличился до 28,36 млрд. (с долей Ирака в 6 млрд. долларов), а в 2021 г. достиг 40,74 млрд. долларов США (из которых 8,9 млрд. долларов составлял экспорт неуглеводородной продукции в Ирак) [Abbas 2023]. Иранские руководители неоднократно заявляли публично о стремлении увеличить объем торговли с Ираком, несмотря на санкции США [Rouhani Deepens Ties… 2019]. Вашингтон, со своей стороны, обвинял Иран в использовании экспорта энергоносителей в Ирак в качестве инструмента для оказания давления на Багдад. Так, по словам спецпредставителя США по Ирану Брайана Хука (2018-2020), «Иран стремится превратить Ирак в свою провинцию, чтобы создать военную магистраль через северную часть Ближнего Востока, по которой Корпус стражей иранской революции будет переправлять оружие и боеприпасы» [Rouhani Deepens Ties… 2019]. Иранско-иракские торговые отношения характеризуются бросающимся в глаза дисбалансом: при большом разнообразии товаров, произведённых в Иране, ввозимых в Ирак, обратный поток весьма скуден. В немалой степени возникновению ирано-иракского торгового симбиоза способствовало состояние промышленности и сельского хозяйства в Ираке, приведённых в плачевное состояние десятилетиями войн и международных санкций. Иран, находящейся по соседству, сумел предложить на иракский рынок обширнейший ассортимент промышленных товаров, в которых остро нуждался иракский потребитель. Большая часть иранского экспорта в Ирак идёт через официальные блокпосты, за исключением электроэнергии и сжиженного газа. Наряду с этим, существуют и «неофициальные пункты пропуска», через которые, в основном, идёт контрабанда, оружие и наркотики, контролируемые как организованным преступным сообществом, так и вооружёнными шиитскими группами. Восстанавливая суверенитет федерального центра в Иракском Курдистане после непризнанного Багдадом референдума о независимости 2017 г., представители центральных властей в 2018 г. закрыли несколько пунктов пропуска на границе курдской автономии и Ирана, сочтя их незаконными. Представители иранского бизнеса отреагировали тогда на этот демарш иракских властей c тонко завуалированным критицизмом. Так, глава Торговой палаты иранского Керманшаха Кайван Кашифи посетовал, что иракская сторона не проинформировала их о закрытии терминалов, добавив, что эта мера отрицательно скажется на условиях жизни местных жителей [Iraq closes 7 unofficial border crossings… 2018]. Когда в 2020 г. на фоне объявленной ВОЗ пандемии иракское правительство приняло решение закрыть все КПП на границе с Ираном, часть из них продолжала действовать нелегально для ввоза иранской продукции, а вопрос о скорейшем открытии сухопутной границы для грузов из Ирана стал предметом двусторонних контактов на высшем уровне [Abu Zeed 2020]. РОЛЬ ИРАНА В МИЛИТАРИЗАЦИИ ШИИТСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ИРАКА Собственно, во многом благодаря влиянию Ирана появились и сами отряды шиитского ополчения «аль-хашд аш-шааби» [Krylov 2021]. В июне 2014 г. после того, как отряды ИГИЛ без боя вошли в Мосул, представитель великого аятоллы Али ас-Систани - Абдульмахди аль-Кербелаи от имени верховного лидера шиитов Ирака призвал единоверцев "встать на защиту Ирака, его народа и святынь, и добровольно присоединиться к силам безопасности" [Fatwa al-jihad al-kafaiy 2016]. В дальнейшем этот призыв получил каноническое оформление под названием «Фетва о джихаде до удовлетворения потребности» - «фатва аль-джихад аль-кифаий»1). Однако известно, что работа по формированию "аль-хашд аш-шаабий" началась за несколько месяцев до этого. В интернете есть видеокадры встречи премьер-министра Нури аль-Малики с командирами шиитского ополчения, на которой Хади аль-Амири, лидер проиранской «Организации Бадр» - старейшего из всех формирований, влившихся в шиитское ополчение, прямо утверждает, что оно создалось именно по решению аль-Малики и что произошло это ещё «до 9 июня» [2014 года – день взятия Мосула игиловцами, - К.Г.] [As-Seyid Hadi al-Amiri 2016]. Более того, аль-Амири утверждал, что непосредственное отношение к созданию шиитского ополчения имел иранский генерал Касем Сулеймани, усилия которого уже в середине апреля 2014 года привели к формированию «Рот народной защиты» («Сарая ад-дифаа аш-шаабий») [Kazimi 2016]. Есть сведения, что Сулеймани, руководивший зарубежными операциями Корпуса стражей исламской революции, сразу после падения Мосула посетил лидера шиитов Ирак аятоллу Али ас-Систани и убедил его в необходимости поддержать идею шиитского ополчения [Abbas 2023], что и воплотилось немедленно в упомянутой фетве. РОЛЬ ПРОИРАНСКОГО ХАШДА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ ИРАКА Успешные действия формирований хашда на антиигиловском направлении превратили их в важный фактор влияния на ситуацию внутри Ирака. Выгодный бизнес, связанный с импортом товаров из Ирана, не мог не остаться без пристального внимания лидеров этих влиятельных структур (прежде всего таких группировок, как «Катаиб Хезболла», «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Харакат Хезболла ан-Нуджабаа», Движение «Сааралла» и Организация Бадр, не брезгующих подкупом и шантажом для манипулирования сотрудниками иракской таможни), утвердившихся в национальном политикуме. Расставляя на местах своих людей или угрожая физической расправой таможенникам, они фактически руководили ввозом иранских товаров через пограничные терминалы на территориях шиитских провинций, нередко давая санкцию на транзит без должного оформления и уплаты пошлин, что негативно отразилось на поступлениях в казну иракского государства. Обычной практикой стали случаи ввоза груза без досмотра, внесение недостоверных сведений о наименованиях товара или его количестве с целью снизить размер официальной пошлины. Импортеры нередко обращались к связанным с шиитскими группировками таможенным брокерам, чтобы ускорить прохождение груза и избежать бюрократических проволочек, подкрепляя это взятками или иными формами участия в коррупционных схемах [Kartel al-fasad 2021]. Доходы с пунктов таможенного пропуска приобрели для шиитских группировок особое значение после окончания активных боевых действий на антиигиловском фронте. В их бюджетах эта статья вышла на первый план после того, как правительство, официально объявив победу над экстремистами в 2017 г., прекратило направлять шиитскому ополчению щедрое финансирование в рамках военных ассигнований. Известно, что различные шиитские группы сумели договориться между собой о разделе сфер влияния. В частности, таможенный терминал Мандали на границу с Ираном находится под контролем Организации Бадр, а КПП Зурбатъя является вотчиной «Асаиб Ахль аль-Хакк» [Kartel al-fasad 2021]. Примечательно, что в марте 2020 г. США внесли компанию грузовых перевозок «Аль-Хамаиль аль-Бахрийя ли-ль-Хидамат» (Al Khamael Maritime Services) из крупнейшего иракского морского порта Умм-Каср в санкционный список вместе с некоторыми высокопоставленными руководителями Корпуса стражей исламской революции, шиитской Организацией по реконструкции святынь в Ираке (Reconstruction Organization of the Holy Shrines in Iraq) и Аднаном аль-Хамидауи из иракской шиитской группировки «Катаиб Хезболла». В заявлении министерства финансов США говорилось, что с компанией связаны финансовые интересы Корпуса стражей исламской революции, который использовал её для ввоза грузов из Ирана без процедуры таможенного досмотра. Al Khamael Maritime Services также манипулировала механизмами сбора таможенных пошлин и организовывала продажу иранской нефти в обход американских санкций [U.S. Sanctions Iraqi Network… 2020]. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА В БОРЬБЕ С ИРАНСКИМ ВЛИЯНИЕМ В ИРАКЕ Поддержка Ираном формирований «народного ополчения» в борьбе против ИГИЛ сформировала в целом благоприятное отношение к деятельности представителей Исламской Республики в Ираке. Иран начал восприниматься многими как главный союзник в борьбе против экстремистов, дав серьезные основания для распространения в Ираке с его шиитским большинством идей межшиитской солидарности. Однако с разгромом квазигосударственного образования в суннитских районах в 2017 г. симпатии к Ирану стали ослабевать. Прекращение активной фазы боевых действий вновь выдвинуло на первый план вопросы состояния гражданской инфраструктуры, комплекс проблем, связанных с борьбой против коррупции и усилиями по нормализации экономической ситуации. В 2018 г. южные районы страны охватили массовые протесты, в ходе которых были совершены поджоги иранского консульства в Басре и представительства некоторых формирований хашда. В 2019 г. протесты продолжились, достигнув пика в октябре 2019 года. СМИ, в том числе и иракские, настойчиво пропагандировавшие протестные настроения, взяли тогда на вооружение идеологически заряженную фразу «революция тишрина2» («саврат тишрин»). Выступления происходили в Багдаде и шиитских районах к югу и востоку от иракской столицы под лозунгами борьбы с коррупцией и повышения уровня жизни населения. Никаких конкретных целей демонстранты не объявляли, организаторы протестов (а их многочисленность и продолжительность были бы невозможны без профессиональной организационной логистики) так и остались неизвестными, Если протесты 2012-2013 гг. в суннитских районах Ирака можно было довольно убедительно объяснить почти десятилетием маргинализации суннитского элемента в стране, где шиитское большинство, наконец, получило контроль над властными структурами, то выступления конца второго десятилетия нынешнего века, охватившие именно шиитские районы и приведшие в итоге к отставке кабинета Адиля Абдульмахди в конце ноября 2019 г. и чехарде с утверждением его преемника, заставляют задуматься, почему массовые выступления против коррупции произошли именно в шиитских районах, хотя положение на суннитских территориях вовсе не отличалось в лучшую сторону с точки зрения уровня жизни и коррупционной ситуации. Миновали массовые выступления и Иракский Курдистан, население которого сталкивается с не менее серьёзными проблемами, чем жители других районов Ирака. Для понимания этих событий важной деталью нам представляется наличие выраженной антииранской тональности. Она присутствовала в информационной концепции ряда телеканалов, таких как «Аш-Шаркия», активно поддерживавших антиправительственные протесты; и в печатных и интернет-СМИ. Если сравнить поведение населения в суннитских районах, полностью проигнорировавших протесты, и в шиитских районах, где имели место молодежные выступления с явным антииранским оттенком, можно сделать вывод, что абстрактные лозунги об улучшении жизненных условий и борьбе с коррупцией были не более чем поводом к тому, чтобы вывести людей на улицы в шиитских секторах. Логично предположить, что выводить на улицы суннитов, и без того настроенных антиирански, значило придать протестам конфессиональный характер и настроить против них значительную часть шиитского большинства. Для эффективности антииранской риторики необходимо было распространять её именно из уст шиитов, которых и вывели на улицы оставшиеся в тени организаторы, «попутно» внедрив в вокабуляр социального протеста нужные лозунги. И представляется отнюдь не случайным, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи в своём твите 30 октября 2019 г. обвинил США и Израиль в «провоцировании беспорядков и расшатывании ситуации в сфере безопасности» в Ираке и Ливане3, за чем последовали нападения толп молодёжи на иранские консульства сначала в Кербеле (в начале ноября 2019 г.), а затем – в Эн-Наджафе (в конце ноября 2019 г.) [Qunsuliyata Iran… 2019]. Бдительные «правозащитники» тогда тщательно фиксировали все столкновения, представляя протестующих исключительно как «мирных демонстрантов», противостоящих силам безопасности Ирака и связанным с ними проиранским вооружённым формированиям [Taqrir mufassal]. Примечательно, что проиранская шиитская пропаганда ввела тогда ярлык «джокерия» - от названия вышедшего в прокат незадолго до тех протестов голливудского фильма «Джокер» - для обозначения специально подготовленных провокаторов, направлявших массы и координировавших свои действия с посольством США. Сообщения значительного числа СМИ того периода носят откровенно агитационный характер и скорее мешают, чем помогают осмыслить суть событий. Было очевидно, что протестные акции были чётко организованы, участвовавшие в них группы функционально структурированы, при том, что координаторы выступлений не только не высказывали своих требований и не вступали в контакт с властями, но принципиально сохраняли своё инкогнито, а некоторые детали, такие как провокации с неизвестными, предположительно иранскими или проиранскими, снайперами и агентами, нападавшими на демонстрантов [Iran-backed militias… 2019], вызывали ощущение дежа вю у наблюдателей, знакомых с киевскими событиями февраля 2014 гг., когда ангажированные СМИ говорили о российских «снайперах» и «агентах» [Ukraine: Yanukoviych used paid killers 2014]. После нескольких безуспешных попыток сформировать правительство, в мае 2020 г. депутаты парламента Ирака большинством голосов поддержали назначение на пост премьер-министра Мустафы аль-Казыми, медиа-менеджера, участвовавшего в нескольких политических пиар-проектах госдепартамента США [Iraqi Memory Foundation]. Фигуру этого политика, возглавлявшего иракское государство до 2022 г., красноречиво характеризуют его упоминания в материалах Викиликс в качестве строго конфиденциального информатора посольства США в Багдаде и неожиданное назначение в 2016 году главой Национальной разведывательной службы, сделанное тогдашним премьер-министром Хайдаром аль-Аббади. Аль-Казыми предпринял решительные действия для возвращения контроля государственных органов над пограничными терминалами. По его указаниям специальные антитеррористические группы, подготовленные американскими инструкторами, проводили рейды в представительствах некоторых формирований шиитского ополчения в Багдаде и на пунктах пропуска на границе с Ираном. Шиитские группировки ответили отправкой своих демонстрантов к штаб-квартирам иракских силовых структур, вынудив аль-Казыми ослабить хватку. Попытка восстановить контроль над таможенными пунктами на границе с Ираном принесли результат – так, поступления в бюджет от транзита товаров через все пункты пропуска на границу за август 2020 г. увеличились до 95 млн долларов США, что вдвое больше аналогичного показателя за август 2019 г. Хотя данный статистический показатель не сопровождался разбивкой по регионам, логично предположить, что попытки ограничить контроль шиитских формирований над грузовым транзитом сыграли здесь определённую роль [Abbas 2023]. Правда, помимо официальных пунктов пропуска на границе с Ираном действовали неофициальные, находящиеся под полным контролем вооружённых шиитских групп, в отношении которых никаких мер принято не было [Badri 2020]. Как бы то ни было, попытка закулисных организаторов нейтрализовать влияние Ирана в Ираке путем организации массовых протестов и продвижения на высший государственный пост проамериканской фигуры большого успеха не имели. Целый год иракский парламент не мог выбрать кандидата на должность премьер-министра, и аль-Казыми, серьёзно разозливший своих проиранских оппонентов, не терял надежды остаться на своём посту. Однако этого не случилось: 27 октября 2022 г. иракский парламент проголосовал за сформированный Мухаммадом Шияа ас-Судани состав правительства. РЕВАНШ ПРОИРАНСКИХ СИЛ Будучи «человеком аль-Малики», своего старшего однопартийца из «Даава», ас-Судани был выдвинут на пост премьера шиитским «координационным блоком» («аль-итар ат-тансикый»), сформировавшим крупнейшую фракцию в парламенте после коллективной отставки садристов. Тесная связь ас-Судани с фигурами проиранского «координационного блока» проявилась в ряде его назначений. Так, руководителем пресс-службы премьер-министра стал Рабиа Надер, ранее руководивший СМИ, связанными с «Катаиб Хезболла» и «Асаиб ахль аль-хакк», влиятельными проиранскими формированиями, признанными США террористическими. На пост министра высшего образования и научных исследований был назначен активист «Асаиб ахль аль-хакк» Наджм аль-Аббуди. Близость М.Ш.ас-Судани к проиранским силам обеспечивает условия для тесной координации внешнеполитической деятельности Ирака с Тегераном. В то же время, насущной необходимостью для его правительства является поддержание отношений с крупнейшим внешним игроком в регионе – США. Очевидно, что политический бэкграунд ас-Судани создаёт недоверие в отношениях с Вашингтоном, которого не было во времена премьерства аль-Казыми, давнего знакомого спецслужб США. Одобренный аль-Казыми в январе 2021 г. план по введению электронного документооборота на таможенных терминалах так и не был реализован. Спецподраздения не могли постоянно находиться на ККП и были заменены на армейских военнослужащих, которые со временем начали поддаваться давлению шиитских формирований [Abbas 2023]. На парламентских выборах в октябре 2021 г. отряды шиитского ополчения, организовавшиеся в политическую силу в виде коалиции «Аль-Фатх» во главе с Хади аль-Амири неожиданно для себя стали аутсайдерами, получив лишь 17 мандатов (против 48 на предыдущих выборах). Победила тогда «Садристская фракция» («Аль-Кутля ас-садрийя») во главе с популистом Муктадой ас-Садром, сумевшим в очередной раз привлечь симпатии шиитского населения лозунгами «за всё хорошее и против всего плохого». Однако, обладая парламентским большинством (73 мандата из 329) и имея на этом основании конституционное право формировать правительство, садристы предпочли не брать на себя ответственность и объявили о коллективной отставке по призыву своего лидера в июне 2022 г4. Тем временем шиитские политические лидеры, представляющие проиранское ополчение, при активном участии бывшего премьер-министра Нури аль-Малики (его коалиция "Государство закона» получила по итогам выборов 2021 г. 33 мандата) сумели самоорганизоваться в большинство (коалиция «Идарат ад-давля» - «Управление государством», включившая в себя также некоторые суннитские и курдские силы) и продвинуть на пост премьер-министра Мухаммеда Шияа ас-Судани из круга аль-Малики. Фактически его приход к власти означал гарантию соблюдения интересов Ирана в Ираке. Едва став премьер-министром, ас-Судани приступил к налаживанию отношений с соседними государствами, и Иран занимал в этой работе не последнее место. В ноябре 2022 г., в первый месяц после вступления в должность, иракский премьер посетил Иорданию, Кувейт и Иран. За неделю до поездки в Исламскую Республику в конце ноября, ас-Судани встретился в Багдаде с Исмаилом Каани, командующим «Корпусом аль-Кудс» - подразделением Корпуса стражей исламской революции (КСИР), осуществляющим операции за пределами Ирака. Имея такого яркого предшественника на этом посту как Касем Сулеймани, активно участвовавшего в политической жизни Ирака, Каани, очевидно, продолжил конфиденциальную работу на иракской арене. Примечательно, что во время того визита в Тегеран, первого для него в качестве премьер-министра, ас-Судани встретился с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи, ранее воздержавшимся от личного общения с аль-Казыми во время последней поездки того в иранскую столицу как главы иракского правительства. Как сообщил сам ас-Судани в одном из интервью, представители «координационного блока» перед голосованием по его кандидатуре на пост премьер-министра подтвердили, что в случае его утверждения на этот пост они признают его полномочия вести в качестве главы правительства переговоры с силами международной коалиции в Ираке. Нельзя не обратить внимание на то, что шиитские силы, в своё время резко критиковавшие ас-Казыми за продолжающееся американское военное присутствие, лишь уполномочили своего кандидата вести переговоры с целью достижения будущего соглашения с коалицией, воздержавшись от выдвижения каких-либо жёстких условий или требований [Rais al-wuzara’ al Iraqi 2023]. Суть же будущего соглашения, по словам ас-Судани, заключается в определении иных форматов отношений в сфере безопасности между США и Ираком, который, как считает его премьер-министр, в состоянии защитить себя сам, но нуждается в этом контексте в развитии информационного сотрудничества между спецслужбами и содействии в подготовке личного состава силовых структур [Rais al-wuzara’ al Iraqi 2023]. ХАМЕНЕИ: БЕЗОПАСНОСТЬ ИРАКА ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ ИРАНА Таким образом, иранская составляющая внешней политики Ирака с особой четкостью обнаружила себя уже в первый месяц премьерства ас-Судани. Хотя в СМИ просочились лишь чисто протокольные моменты его первых контактов с высокопоставленными представителями Исламской Республики, их событийный фон даёт серьёзные основания для предположения об особом внимании, уделенном сторонами сотрудничеству в сфере безопасности. Дело в том, что в ноябре 2022 г. подразделения КСИР, стянутые к границе с Иракским Курдистаном, обстреляли позиции оппозиционных Тегерану группировок иранских курдов в одном из районов всего в 60 км от Эрбиля (Каани прибыл в Багдад всего через несколько часов после этого обстрела) [Qasaf Kurdistan 2022]. МИД Ирака тогда выразил стандартный протест (это был не первый случай обстрела КСИР иракской территории), однако аятолла Хаменеи весьма решительно, хотя и дипломатично, дал понять, что Тегеран ожидает от федерального правительства Ирака более эффективных действий для защиты иранских интересов. В ходе первой личной встречи в Тегеране с ас-Судани в ответ на реплику иракского премьер-министра о том, что использование территории Ирака для дестабилизации ситуации в Иране противоречит самой иракской Конституции, Хаменеи отметил, что, к его сожалению, «в реальности это имеет место в некоторых районах Ирака» и что «положить конец этому можно лишь распространив суверенитет правительства Ирака на эти районы» [Qifu bi hazm]. «Безопасность Ирака это безопасность Ирана», - подчеркнул тогда верховный лидер Ирана, указав и на необходимость развивать экономическое сотрудничество, увеличивать двусторонний товарооборот и работать над установлением железнодорожного сообщения [Qifu bi hazm 2022]. Вполне естественно, что в публичных заявлениях ас-Судани отрицает вмешательство Ирана, в целом, и его участие в трудных переговорах по формированию нынешнего иракского правительства, в частности, но, напротив, подчёркивает позитивную роль в поддержке политического процесса в Ираке после 2003 г5. Хаменеи своим заявлением, сделанным во время личного знакомства с премьер-министром соседнего государства, прямо обозначил интересы Ирана в Ираке. Развивая потенциал собственной промышленности, Иран сумел превратить своего западного соседа в выгодный рынок сбыта своих промышленных товаров, параллельно используя силовые рычаги, представленные покровительствуемыми им иракскими военно-политическими формированиями. Противопоставить этому тесно связанный с США премьер-министр аль-Казыми смог лишь обещания реформ. Конкретным воплощением части этих обещаний стала попытка навести порядок на пограничных с Ираном ККП, параллельно нанеся удар по экономическим интересам своих проиранских противников. Однако создать эффективный имидж реформатора аль-Казыми не удалось. Интересно, что спрос на реформаторскую риторику, ставку на которую во время своего премьерства делал аль-Казыми, учёл ас-Судани. «Ирак не только производитель нефти – он может быть и сельскохозяйственной, и промышленной страной, но для этого необходимо новое видение и философия, отличные от видения социализма6», - сказал премьер-министр Ирака, подтвердив намерение провести всестороннюю экономическую реформу [Rais al-wuzara’ al Iraqi 2023]. Год спустя после того, как он возглавил правительство, ас-Судани объявил реформирование силовых структур его основной задачей. Эта реформа, по его словам, помимо реструктуризации командных структур, должна включить совершенствование уровня боевой подготовки личного состава и привлечение новых сил для формирования новых высокопрофессиональных подразделений [As-Sudani: Islah al-muassasa al-amniya 2023]. Заявил ас-Судани и о решимости провести реформу банковской сферы с целью упрощения банковских процедур [Rais al-wuzaraa: Al-Islah al-mali 2023]. ШИИТСКИЕ ГРУППИРОВКИ ИРАКА – ОРУЖИЕ ИРАНА ПРОТИВ США За борьбой премьер-министра аль-Казыми против шиитских группировок, каждая из которых, помимо военного, имела политическое крыло, стояло стремление глобального игрока – США – восстановить контроль над ключевой частью ближневосточной зоны (Ираком), из которой его начал успешно вытеснять влиятельный игрок регионального уровня – Иран. Глобальная держава, несомненно, мощнее региональной, однако в масштабах Ближнего Востока США, вовлечённые в целый ряд крупномасштабных кризисов в других частях мира, имеют все основания опасаться Ирана, сконцентрированного на данной конкретной площадке. Твит одного из лидеров «Катаиб Хезболла» Абу Али аль-Аскари, сделанный на фоне очередного обострения внутрииракского политического конфликта между аль-Казыми и шиитским ополчением в конце 2020 г. подтверждает понимание этого его участниками: «Регион сегодня кипит на раскалённой плите, и есть вероятность начала широкомасштабной войны. Необходима сдержанность, чтобы не дать шанса врагу, чтобы не стать стороной, начавшей конфликт». И, как бы провидя нынешнее обострение региональной ситуации, пояснил: «Наш союз с братьями из сопротивления, внутри Ирака и за его пределами, прочен. То, что вредит им, вредит нам также, и мы будем решительно защищать их в определённых и согласованных с ними форматах» [Baad an wada’at suwaruhu tahta ahthiyatiha 2020]. События, спровоцированные нападением ХАМАС на расположенные поблизости от сектора Газа еврейские поселения, с особой остротой поставили вопрос о роли Ирана и его сателлитов в регионе и перспектив начала вооружённого противостояния с Израилем. Участившиеся в этом контексте вооружённые инциденты с вовлечением размещённых в регионе подразделений ВС США и связанных с Ираном вооружённых формирований вне зоны палестино-израильского противостояния свидетельствуют о том, что упомянутая угроза Абу Али аль-Аскари из «Катаиб Хезболла» не была пустыми словами. Так, по словам официального представителя Пентагона Пэта Райдера, в последние две недели октября и первую неделю ноября 2023 г. было зафиксировано 20 «вызывающих беспокойство нападений» при помощи дронов и реактивных снарядов на силы США в Ираке и 18 – в Сирии [Pentagon Press Secretary 2023]. На пресс-конференции в Багдаде после встречи с ас-Судани госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил «желающих воспользоваться конфликтом в Газе для угроз нашему персоналу здесь или где-либо в регионе» не делать этого. «Мы не ищем конфликта с Ираном, мы дали это ясно понять, но мы сделаем всё, чтобы защитить наш персонал, военный и гражданский», - сказал Блинкен, отметив, что ас-Судани со своей стороны осудил нападения на американских военных в Ираке [Secretary Antony J. Blinken Remarks 2023]. Примечательно, что, едва встретившись с Блинкеном в Багдаде, ас-Судани направился в Тегеран, где был принят аятоллой Хаменеи. Официальные коммюнике сообщили, что стороны обсудили усилия по прекращению кровопролития в секторе Газа [As-Sudani li Khamenei 2023], однако последовательность встреч премьер-министра Ирака заставляет предположить, что ас-Судани доставил в Тегеран некое послание США, содержание которого частично озвучил Блинкен на багдадской пресс-конференции за день до этого. Нынешняя военно-политические ситуация в Ираке такова, что глава его правительства способен играть лишь роль посредника между США, опекающими Израиль, и Ираном, поддерживающим целый ряд вооружённых группировок в Ираке, Сирии, Ливане и Палестине. Пост премьер-министра ас-Судани занял благодаря поддержке политических лидеров «консультационного блока», за которыми стоят проиранские вооружённые формирования. Описанная выше ситуация на пограничных КПП между Ираком и Ираном позволяет последнему доставлять вооружение и военных специалистов в Сирию и далее в Ливан, не запрашивая санкции иракского правительства. Массовость демонстраций в поддержку Газы в Ираке [Tadhahurat hashida 2023] свидетельствует о готовности иракцев поддержать шиитское «народное ополчение» в случае его вовлечения в конфликт, как это было в 2014 г., когда хашд стал основной антиигиловской силой, превосходящей по уровню мотивации и подготовки регулярные подразделения ВС Ирака. 1. Для краткости мы предложили для понятия «аль-джихад аль-кифаий» перевод «джихад до удовлетворения потребности», частично выражающий его содержание. В исламском праве есть понятие «аль-ваджиб аль-кифаий», под которым имеется в виду долг каждого религиозно обязанного при следующей важной оговорке: если кто-то займётся реализацией такой обязанности на практике, то от других этого уже не требуется, но если никто за неё не возьмется, то все считаются согрешившими. При этом взяться за исполнение этой обязанности должно достаточное для достижения поставленной цели количество людей [Pur 2012, p. 290].

2. Слово «тишрин» входит в название месяцев октябрь (тишрин аль-авваль, букв. «тишрин первый») и ноябрь (тишрин ас-сани, букв. «тишрин второй») – именно в октябре и ноябре 2019 г. произошли особо многочисленные многодневные акции, после которых премьер-министра Адель Абдульмахди объявил об отставке правительства.

3. >>>> XGH7MQQw

4. Некоторое время ас-Садр требовал роспуска парламента и перевыборов, организуя митинги напротив Конституционного суда и даже на протяжении нескольких дней в августе оккупируя зал заседаний парламента. Хотя, если уж ас-Садр задался бы целью отправить в отставку законодательный орган целиком, это можно было бы сделать, имея своих депутатов и организуя соответствующее голосование в парламенте. Конституционный же суд так и нашёл никаких законных оснований для роспуска парламента, который уже осенью избрал человека из окружения экс-премьера Нури аль-Малики (давнего противника ас-Садра) – Мухаммеда Шияа ас-Судани главой правительства.

5. Раис ас-вузараа аль-иракый Мухаммад Шияа ас-Судани: Асмаа кубра сатухасаб карибан фи кадыйят сарикат аль-карн [Премьер-министр Мухаммад Шияа ас-Судани: Крупные фигуры будут вскоре привлечены к ответственности в рамках дела о крупнейшей краже] // Aljazeers.net. 02.04.2023. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 06.11.2023).

6. В настоящее время подавляющее большинство крупных промышленных компаний и все без исключения нефтяные компании Ирака принадлежат государству и управляются соответствующими министерствами и ведомствами. Очевидно, ас-Судани имел здесь в виду создание крупных частных предприятий в упомянутых отраслях.

1. REFERENCES Abbas A. (2023) Border Crossings: The Unholy Alliance Between Iran and Iraqi Militias// Carnegie Endowment for International Peace, 28.04 (https://carnegie-mec.org/2023/04/28/border-crossings-unholy-alliance-between-iran-and-iraqi-militias-pub-89643). Abu Zeed A. (2020) Iraq reopens 2 border crossings to help boost battered Iranian economy // Al-Monitor, 12.05 (https://www.al-monitor.com/originals/2020/05/iraq-iran-border-trade-economy-sanction-covid.html). As-Seyid Hadi al-Amiri: Al-Maliki huwa man assas al-hashd as-shaabi (2016) [Seyid Hadi Al-Amiri: Al-Maliki Is the One Who Created Popular Mobilization Forces]. Youtube. 29.06 (https://youtu.be/6--9hwA_p9A). As-Sudani li Khamenei: Al-Iraq yabthul qusara juhdihi li tansiq al-mawaqif wa-l-hadd min al-‘udwan ‘ala Ghazza (2023) [As-Sudani to Khamenei: Iraq Makes All Effort for Coordination in Order to Stop Aggression on Gaza] // Shafaq.com, 06.11 (https://www.shafaq.com/ar/%D8%B3%DB%8C%D8%A7%D8%B3%D8%A9/%D8%AE%D8%A7%D9%85%D9%86-%D9%8A-%D9%84%D9%84%D8%B3%D9%88%D8%AF%D8%A7%D9%86%D9%8A-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A7%D9%82-%D8%AF%D9%88%D9%84%D8%A9-%D9%85%D8%AD%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D9%88%D9%82%D8%A7%D8%AF%D8%B1-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D9%86%D9%87%D8%A7-%D9%85%D8%A7-%D9%8A%D8%AD%D8%AF%D8%AB-%D9%81%D9%8A-%D8%BA%D8%B2%D8%A9). As-Sudani: Islah al-muassasa al-amniya ‘ala ra’s awlawiyat al-hukuma (2023) [As-Sudani: Security Reform Is the First in the List of the Government Priorities] // Aawsat.com, 30.09 (https://aawsat.com/%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%A7%D9%84%D9%85-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A8%D9%8A/%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B4%D8%B1%D9%82-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A8%D9%8A/4577551-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%88%D8%AF%D8%A7%D9%86%D9%8A-%D8%A5%D8%B5%D9%84%D8%A7%D8%AD-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%A4%D8%B3%D8%B3%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D9%85%D9%86%D9%8A%D8%A9-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D8%B1%D8%A3%D8%B3-%D8%A3%D9%88%D9%84%D9%88%D9%8A%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D8%AD%D9%83%D9%88%D9%85%D8%A9). Baad an wada’at suwaruhu tahta ahthiyatiha.. milishiya Kataib Hizbolla tuhaddid bi-qata’ athan rais al-wuzaraa (2020) [Upon Tramping on the Pictures of the Prime Minister, Kataib Hezbolla Threatens to Cut His Ears] // Iraq News Network, 27.12 (https://aliraqnews.com/%D8%A8%D8%B9%D8%AF-%D8%A3%D9%86-%D9%88%D8%B6%D8%B9%D8%AA-%D8%B5%D9%88%D8%B1%D9%87-%D8%AA%D8%AD%D8%AA-%D8%A3%D8%AD%D8%B0%D9%8A%D8%AA%D9%87%D8%A7-%D9%85%D9%8A%D9%84%D9%8A%D8%B4%D9%8A%D8%A7-%D9%83%D8%AA/. Badri T. Hamlat al-Kadhimi dhydd at-tandhimat shibh al-askariya al-mad’uma min Iran (2020) [Al-Qadhimi’s Campaign Against Paramilitary Groups Supported by Iran] // Carnegie Endowment for International Peace, 21.09 (https://carnegieendowment.org/sada/82758 89643). Fatwa al-jihad al-kafaiy (13/6/2014) (2014) (2016) [Fatwa on Jihad Kafaiy (13/6/2014)]. Al-hashed.net, 26.12 (http://al-hashed.net/2016/12/26/%D9%81%D8%AA%D9%88%D9%89-%D8%A7%D9%84%D8%AC%D9%87%D8%A7%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D9%83%D9%81%D8%A7%D8%A6%D9%8A-13-6-2014/). Hasan H. Border Crossings, Roads, and Regional Politics in Iraq (2023) // Carnegie Endowment for International Peace, 06.07 (https://carnegie-mec.org/2021/07/06/border-crossings-roads-and-regional-politics-in-iraq-pub-84890. Iran-backed militias accused of violently quashing Iraq’s protest (2019) // The Arab Weekly, 15.11 (https://thearabweekly.com/iran-backed-militias-accused-violently-quashing-iraqs-protest). Iraq closes 7 unofficial border crossings with Iran in Kurdistan (2018) // Rudaw, 05.02 (https://www.rudaw.net/english/business/05022018). Iraqi Memory Foundation (http://www.iraqmemory.com/en/about). Kartel al-fasad ala hudud al-Iraq “aswaa min shariat al-ghab” (2021) [Corruption Cartel on the Borders of Iraq Is “Worse Than the Law of the Jungle”] // France24.com, 29.03 (https://www.france24.com/ar/%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%AE%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B3%D8%AA%D9%85%D8%B1%D8%A9/20210329-%D9%83%D8%A7%D8%B1%D8%AA%D9%8A%D9%84-%D8%A7%D9%84%D9%81%D8%B3%D8%A7%D8%AF-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D8%AD%D8%AF%D9%88%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A7%D9%82-%D8%A3%D8%B3%D9%88%D8%A3-%D9%85%D9%86-%D8%B4%D8%B1%D9%8A%D8%B9%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%BA%D8%A7%D8%A8). Kazimi N. (2016). The Origins of the PMUs // Talisman-gate.com, 01.07 (https://talisman-gate.com/2016/07/01/the-origins-of-the-pmus/). Krylov G.L. (2021) «Sily narodnoy mobilizatsii» («quwwat al-hashd ash-sha’bi») kak factor izmeneniya voenno-politicheskoy obstanovki v Irake posle 2014 goda [Popular Mobilization Forces (Quwwat al-Hashd ash-Shaabi) as a Factor Influencing Security and Political Situation in Iraq after 2014]. Obshchestvennye nauki I sovremennost, no. 2, pp. 126-143. Lazovskiy S.O. (2020) Ekonomicheskaya situatsiya v Irane v usloviyakh amerikanskikh sanktsiy [Iran’s Economic Situation under US Sanctions]. Analiz I prognoz. Jurnal IMEMO RAN, no. 1, pp. 90-93. Pentagon Press Secretary Brig. Gen. Pat Ryder Holds an Off-Camera, On-the-Record Press Briefing (2023) // Official site of the US Ministry of Defense, 06.11 (https://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript/Article/3581359/pentagon-press-secretary-brig-gen-pat-ryder-holds-an-off-camera-on-the-record-p/). Pur M. (2012). Islamskoe pravo [Islamic Law]. Moscow: Istok, 2012. Qasaf Kurdistan wa Zar Baghdad.. Qaid faylaq al-Quds yaltaqi as-Sudani (2022) [Having Bombed Kurdistan and Visited Baghdad... Al-Quds Corps Commander Meets as-Sudani] // AlArabiya.net, 15.11 (https://www.alarabiya.net/arab-and-world/iraq/2022/11/15/%D8%A8%D8%B9%D8%AF-%D8%B3%D8%A7%D8%B9%D8%A7%D8%AA-%D9%85%D9%86-%D9%82%D8%B5%D9%81-%D9%83%D8%B1%D8%AF%D8%B3%D8%AA%D8%A7%D9%86-%D9%82%D8%A7%D8%A6%D8%AF-%D9%81%D9%8A%D9%84%D9%82-%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%AF%D8%B3-%D9%81%D9%8A-%D8%A8%D8%BA%D8%AF%D8%A7%D8%AF). Qifu bi hazm amam a’daa taqaddum al-Iraq bi-l-i’timad ‘ala-sh-sh’ab wa-l-quwa ash-shabba al-malia bi-l-hayawiya (2022) [Stand Decisively Against the Enemies of Iraq’s Progress, Relying on the People and Young Powers Full of Life] // Official site of Ayatolla Ali Khamenei, 30.11 (https://www.leader.ir/ar/content/26178/%D9%82%D8%A7%D8%A6%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%B3%D9%84%D8%A7%D9%85%D9%8A%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B9%D8%B8%D9%85-%D9%8A%D8%B3%D8%AA%D9%82%D8%A8%D9%84-%D8%B1%D8%A6%D9%8A%D8%B3-%D8%A7%D9%84%D9%88%D8%B2%D8%B1%D8%A7%D8%A1-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A7%D9%82%D9%8A-%D9%88%D8%A7%D9%84%D9%88%D9%81%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B1%D8%A7%D9%81%D9%82). Qunsuliyata Iran fi-n-Najaf wa Karbalaa… Atwal fatrat ighlaq munthu-l-harb al-iraqiya al-iraniya (2019) [Iraq’s Consulates in Najaf and Kerbela… Closed for the Longest Period Since the Iraqi-Iranian War] // Alaraby.co.uk, 13.11 (https://www.alaraby.co.uk/%D9%82%D9%86%D8%B5%D9%84%D9%8A%D8%AA%D8%A7-%D8%A5%D9%8A%D8%B1%D8%A7%D9%86-%D8%A8%D8%A7%D9%84%D9%86%D8%AC%D9%81-%D9%88%D9%83%D8%B1%D8%A8%D9%84%D8%A7%D8%A1-%D8%A3%D8%B7%D9%88%D9%84-%D9%81%D8%AA%D8%B1%D8%A9-%D8%A5%D8%BA%D9%84%D8%A7%D9%82-%D9%85%D9%86%D8%B0-%D8%A7%D9%84%D8%AD%D8%B1%D8%A8. Rais al-wuzaraa al-Iraqi Muhammad Shiya’ as-Sudani: Asmaa kubra satuhasab qariban fi qadhiyat al-qarn (2023) [Iraqi Prime Minister Muhammad Shiya’ As-Sudani: Big Names Will Soon be Brought to Responsibility Within the Largest Theft Case] // Aljazeera.net, 02.04 (https://www.aljazeera.net/politics/2023/4/2/%D8%B1%D8%A6%D9%8A%D8%B3-%D8%A7%D9%84%D9%88%D8%B2%D8%B1%D8%A7%D8%A1-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B1%D8%A7%D9%82%D9%8A-%D9%85%D8%AD%D9%85%D8%AF-%D8%B4%D9%8A%D8%A7%D8%B9). Rais al-wuzaraa: Al-Islah al-mali leisa mujarrad shiar bal silsilat ijraat azamat al-hukuma ala tanfithiha (2023) [Prime Minister: Financial Reform Is Not Merely a Slogan But a Series of Steps the Government Intends to Implement] // Iraqi News Agency, 15.10 (https://www.ina.iq/195515--.html). Rouhani Deepens Ties with Iraq (2019) // United States Institute of Peace, 14.03 (https://iranprimer.usip.org/index.php/blog/2019/mar/14/rouhani-deepens-ties-iraq). Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Press (2023) // Official site of the US State Department, 05.11 (https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-press-16/). Tadhahurat hashida fi Baghdad tadhamunan ma’a Ghazza (2023) [Mass Demonstrations of Solidarity With Gaza in Baghdad] // Skynewsarabia.com, 13.10 (https://www.skynewsarabia.com/video/1661614-%D8%AA%D8%B8%D8%A7%D9%87%D8%B1%D8%A7%D8%AA-%D8%AD%D8%A7%D8%B4%D8%AF%D8%A9-%D8%A8%D8%BA%D8%AF%D8%A7%D8%AF-%D8%AA%D8%B6%D8%A7%D9%85%D9%86%D8%A7-%D8%BA%D8%B2%D8%A9. Takrir mufassil li ahdath ayam at-tadhahurat fi-l-Iraq (2019) [Detailed Report About What Happened During the Demonstrations in Baghdad] // Iraq Warcrimes Documentation Center (https://iwdc-iraq.org/?p=4561). U.S. Sanctions Iraqi Network Tied to IRGC (2020) // United States Institute of Peace, 26.03 (https://iranprimer.usip.org/blog/2020/mar/26/us-sanctions-iraqi-network-tied-irgc). Ukraine: Yanukoviych used paid killers (2014) // USA Today, 03.04 (https://www.usatoday.com/story/news/world/2014/04/03/ukraine-yanukovych-russian-arrests/7248293/).

Система Orphus

Loading...
Up