test1

 
PIIS086904990012638-3-1
DOI10.31857/S086904990012638-3
Publication type Article
Status Approved
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

-------

Keywords--------
Received18.11.2020
Number of characters10850
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вследствие ограниченности информации процесс принятия решений экономическими субъектами, как правило, происходит в условиях риска или неопределенности. Даже при тщательном планировании результат не может быть предсказан в точности: в процесс осуществления решения могут в любой момент вмешаться неучтенные факторы, включая крайне маловероятные, но при этом кардинальным образом меняющие ожидаемый исход события.
2 Результат определяется не только вложенными усилиями, но и случайными факторами [Hölmstrom 1979]. Существует расхожее мнение, что иногда нужно просто оказаться “в нужном месте в нужное время”. Эту мысль лауреат Нобелевской премии Д. Эанеманн в книге “Thinking fast and slowˮ выражает следующей формулой: “успех = талант + удача, большой успех = немного больше таланта + очень много удачиˮ [Kahneman 2011, с. 176].
3 С одной стороны, очевидно, что удача – как и неудача это случайный, непредсказуемый и неподконтрольный человеку фактор, который реализуется, как правило, с небольшой вероятностью. В этом смысле рациональный индивид может интерпретировать удачные (неудачные) события как экстремально большие (малые) маловероятные значения распределения выигрышей. С другой стороны, некоторые люди суеверны, верят в различные приметы: хранят амулеты и талисманы и прочие атрибуты “на счастьеˮ, верят в “счастливые числа”, способные, по их мнению, влиять на вероятность удачных и неудачных событий [Sagone, Caroli 2014; Tse 2015]. С научной точки зрения подобные факторы не оказывают реального влияния на результат и, соответственно, не должны воздействовать на принятие решений.
4 Однако представления об удаче могут влиять на поведение. Например, человек, которому перебежала дорогу черная кошка, может вести себя осторожнее, опасаясь возможных негативных инцидентов. Другими словами, на поведение влияет не удача как таковая, а вера в удачу. Индивиды могут принимать решения, ориентируясь не только на удачу как на случайный фактор, но и на индивидуальные представления относительно уровня собственного везения, что говорит о необходимости поиска способов учета этого явления.
5 Подходы к определению удачи
6 Моделирование и анализ индивидуальных представлений об удаче невозможны без определения самого понятия удачи. Человек будет считать себя удачливым в том случае, если выполняются условия, отвечающие его пониманию удачи.
7 Согласно [Hales 2016], в философии выделяют три основные теории удачи: вероятностную, модальную и контрольную. Вероятностная теория называет событие удачным или неудачным в том случае, если оно произошло с маленькой вероятностью. Так, выигрыш в лотерею или в казино – удачные события, поскольку вероятность выигрышей тут крайне небольшая. Подобным образом объясняется и вера в некоторые приметы, к примеру, редко встречающийся четырехлистный клевер приносит удачу. При этом, кроме вероятности, степень удачливости может зависеть и от важности конкретного события [Rescher 1995]. Например, возможность “выигрыша” в “русскую рулеткуˮ с вероятностной точки зрения достаточно велика, однако результат крайне неустойчив: стоит барабану сделать на один поворот больше, и участника ждет печальный финал [Hales 2016]. Поэтому выигравший скорее всего будет считать себя удачливым: ведь ставка в такой “игре” весьма значительна.

1. ///

Система Orphus

Loading...
Up