Российские рабочие сквозь призму теории человеческого капитала

 
Код статьиS086904990011380-0-1
DOI10.7868/S0869049918030036
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Федеральный научный-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы33-50
Аннотация

В современном обществоведческом дискурсе существуют две трактовки понятия “человеческий капитал”. Использование его в классическом (узком) значении дает исследователю благоприятные возможности получения количественных данных об уровне обученности работников, помогает зафиксировать и описать тот объем квалификационного ресурса, которым люди оперируют на рынке труда. Так, компаративистское исследование ряда стран (на данных Международной программы социальных исследований ISSP “Трудовая деятельность” 2015 г.) выявило хороший уровень базового образования российских рабочих, а также накопления ими опыта в процессе трудовой деятельности (то есть общего и специфического человеческого капитала). В то же время среди российских рабочих мало практикуется повышение квалификации и дополнительное образование. Стремление получить продвинутое базовое образование (вплоть до высшего) выглядит иррациональным на фоне дальнейшего полного пренебрежения к обучению как таковому. Понять такую модель поведения российских рабочих в рамках классической трактовки человеческого капитала представляется затруднительным. Разрешить парадоксы поведения в сфере трудовой занятости помогает более широкая трактовка человеческого капитала, включающая помимо образовательных характеристик более разнообразный спектр показателей. При таком подходе человеческий капитал – это не только сами по себе профессиональные умения и знания, но и некоторые ментальные характеристики, тесно связанные с нормами национальной культуры. Изучение этой проблемы основывалось на данных всероссийского исследования, проведенного в 2010 г. Институтом социологии РАН по методике Г. Хофстеда VSM94. Концепция человеческого капитала в такой интерпретации приобретает большую объяснительную силу (позволяя рассматривать поведение людей не только как сугубо рациональное), давая выходы на теорию и практику менеджмента. В рамках этого подхода изучение культурных норм дает понимание того, что в российской трудовой культуре регулярное повышение квалификации (то есть обновление человеческого капитала) не является общепризнанной ценностью, ибо такого рода поведение во многом зависит от наличия у трудящегося стремления к личному успеху, желания и способности к самопрезентации и т.д. В то же время производственная культура российских рабочих, отражающаяся в культурных показателях Г. Хофстеда, хорошо сочетается с исконно российской высокоэффективной организацией труда в форме артелей.

Ключевые словарабочие, компаративистские исследования, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, общий человеческий капитал, специфический человеческий капитал, человеческий потенциал, культурные особенности, Г. Хофстед, этнометрия, артель, Россия
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект “Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы” № 16-03-00098)
Получено10.06.2018
Дата публикации10.06.2018
Кол-во символов2462
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 542

Оценка читателей: голосов 0

1. Аникин В.А. (2017) Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. Т. 18. № 4. С. 120–148.

2. Архипова М.Ю., Егоров А.А., Сиротин В.П. (2017) Отдача от образования в России и на Украине: сравнительный анализ // Прикладная эконометрика. Т. 47. С. 100–122.

3. Беккер Г. (2003) Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ.

4. Бондаренко Н.В. (2017) Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”.

5. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Ощепков А.Ю. (2016) Премия за специальный стаж в России: возвращение к теме // Экономический журнал ВШЭ. Т. 20. № 4. С. 553–587.

6. Диденко Д.В. (2014) Финансирование российского образования и науки: роль институциональных секторов экономики // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 1. С. 111–122.

7. Каравай А.В. (2016) Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии. № 17. С. 91–112.

8. Константиновский Д.Л. (2010) Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф. С. 91–115.

9. Латова Н.В. (2016) Влияние кризиса на удовлетворенность россиян своей жизнью и их социально-психологическое самочувствие // Российское общество и вызовы времени. Книга третья. М.: Весь Мир. С. 41–65.

10. Латова Н.В., Тихонова Н.Е. (2010) Модернизация и характеристики российской национальной ментальности // Готово ли российское общество к модернизации? М.: Весь мир. С. 273–297.

11. Нефть, газ, модернизация общества (2010) СПб.: Экономическая школа.

12. Римашевская Н.М. (2001) Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. № 3. С. 34–48.

13. Соболева И. (2007) Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука.

14. Тихонова Н.Е. (2017) Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии. № 21. C. 140–165.

15. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. (2017) Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России. № 3. С. 6–35.

16. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. (2018) Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы // Общественные науки и современность. № 3. С. 17–32.

17. Чередниченко Г.А. (2014) Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСПиМ.

18. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. (1996) Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ.

19. Anikin V.A. (2013) Motivation to Work in Russia: The Case of Protracted Transition from Noncompetitive to Competitive System // The Journal of Comparative Economic Studies. Vol. 8. Pp. 35–60.

20. Becker G.S. (1962) Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // The Journal of Political Economy. Vol. 70. No. 5. Pp. 9–49.

21. Becker G.S., Hubbard W.H., Murphy K.M. (2010) Explaining the Worldwide Boom in Higher Education of Women // Journal of Human Capital. Vol. 4. No. 3. Pp. 203–241.

22. Hofstede G. (2001) Culture’s Сonsequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

23. Loose G. (1988) Vocational education in transition: a seven-country study of curricula for lifelong vocational learning // The UNESCO Institute for Lifelong Learning (http:// www.uil.unesco.org/lifelonglearning/vocational-education-transition-seven-countrystudy-curricula-lifelong-vocational).

24. Russia’s Persistent Weaknesses of Human Capital (2014) // The Economist (http:// www.businessinsider.com/russias-persistent-weaknesses-of-human-capital-2014-1).

25. Schultz T.W. (1961) Investment in Human Capital // The American Economic Review. Vol. 51. No. 1. Pp. 1–17.

26. Schultz T.W. (1972) Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. Human Resources // National Bureau of Economic Research (http://www.nber.org/chapters/c4126.pdf).

27. Tomer J. (2015) Integrating human capital with human development: the path to a more productive and humane economy. London: Palgrave Macmillan.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх