Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы

 
Код статьиS086904990011379-8-1
DOI10.7868/S0869049918030024
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор-исследователь
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., д. 20
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация:
Институт социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы17-32
Аннотация

В статье показано, что образовательный уровень российских рабочих довольно высок, хотя у подавляющего большинства из них нет профессиональной подготовки по той специальности, по которой они работают, или по близкой к ней (за исключением обучения непосредственно на рабочем месте). Более того, они не повышают и не стремятся повышать свою квалификацию. Продемонстрировано, что все эти особенности в последние годы усилились и что ключевые для развития данных негативных тенденций факторы – институционального характера, прежде всего незначимость в масштабах страны для уровня зарплат рабочих продолжительности их обучения или уровня профессионализма. Положительно влияет на их зарплату лишь наличие диплома о высшем образовании, который выступает для работодателя маркером большей социализированности, поскольку полученная в вузе специальность никак не соотносится у подавляющего большинства из них с профилем их деятельности. Падение ценности профессионализма и депрофессионализация не только рабочих, но и других российских работников, активно разворачивающаяся сейчас в России под лозунгами перехода к компетентностному подходу, ведет к тому, что в национальной производственной культуре постепенно утрачиваются ценности профессионализма. Однако видеть складывающуюся в области человеческого капитала рабочих картину исключительно в черном цвете тоже было бы неверно, поскольку у трети из них ярко выражена способность к обучению и переобучению, и при грамотной государственной политике именно эта часть рабочих способна стать кадровым резервом для технологического прорыва страны.  

Ключевые словачеловеческий капитал, рабочие, трудовые ресурсы, кадровый потенциал экономики
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-03-00098 “Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы”)
Получено10.06.2018
Дата публикации10.06.2018
Кол-во символов1600
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 514

Оценка читателей: голосов 0

1. Аникин В.А. (2010) Поведение по отношению к своему человеческому капиталу основных социально-профессиональных групп российского общества // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 3 кн. / отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. С. 289–298.

2. Аникин В.А. (2017) Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. Т. 18. № 4. С. 120–156.

3. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Ощепков А.Ю. (2017) “Новички” и “старожилы”: что говорят показатели специального стажа. Препринт WP3/2017/01. M.: ВШЭ (https://www.hse.ru/ mirror/pubs/lib/data/access/ram/ ticket/37/148715231924a7a4718050046fad01a51c57318abf/WP3_2017_01.pdf).

4. Диденко Д.В. (2015) Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб.: Алетейя.

5. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. (2010) Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения”). М.: Либеральная миссия.

6. Каравай А.В. (2017) Состояние и динамика качества человеческого капитала российских рабочих // TERRA ECONOMICUS. № 3. С. 144–158.

7. Каравай А.В. (2016b) Человеческий капитал потомственных российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 107–124.

8. Каравай А.В. (2016a) Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии. № 2. С. 91–112.

9. Константиновский Д.Л. (2010) Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал // М. К. Горшков (ред). Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф. С. 91–115.

10. Кремнева Н., Лукьянова Е. (2015) Рабочая профессия: успех или неудача? Восприятие социального положения рабочего в семейном контексте // Интер. № 10. С. 26–38.

11. Латова Н.В. (2017b) Производственная культура рабочих современной России как элемент их человеческого капитала (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда) // Мир России. № 3. С. 36–63.

12. Латова Н.В. (2017a) Роль профессионального образования в воспроизводстве российского рабочего класса // Общественные науки и современность. № . 1. С. 99–113.

13. Латова Н.В. (2016) Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. № 1. С. 34–46.

14. Латова Н.В. (2017с). Характеристики человеческого капитала российских рабочих и рабочих других стран // ТЕRRА ECONOMICUS. № 3. С. 159–177.

15. Лукьянова А.Л. (2010) Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. № 3. С. 326–348.

16. Магун В.С. (1990) Мотивация трудовой деятельности рабочих. Информационные материалы. Вып. 3. Программа отделения философии и права АН СССР “Социальные процессы в условиях перестройки”. М.: Институт социологии СССР.

17. Митягина Е.В. (2014) Ресурсы российских рабочих в условиях современных модернизационных процессов. Нижний Новгород: НИСОЦ.

18. Плискевич Н.М. (2012) Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: ИЭ РАН.

19. Попова И.М., Бессокирная Г.П. (2005) Изменилась ли мотивация труда рабочих в 1990-е годы? (методология изучения, результаты и перспективы исследований) // Мир России. № 4. С. 105–137.

20. Соболева И.В. (2009) Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. М.: ИЭ РАН.

21. Тартаковская И.Н., Ваньке А.В. (2016) Карьера рабочего как биографический выбор // Социологическое обозрение. № 3. С. 9–48.

22. Тихонова Н.Е. (2016) Влияние экономического кризиса на занятость и человеческий капитал россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2016. Т. 1–2. № 122. С. 63–74 (http://www.levada.ru/zhurnal).

23. Тихонова Н.Е. (2017) Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии. 2017. № 2. С. 140–165.

24. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. (2017) Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России. Т. 26. № 3. С. 6–35.

25. Чередниченко Г.А. (2014) Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М.

26. Becker G. (2009) Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago: Univ. of Chicago press.

27. Goldtorpe J., Lockwood D., Platt J. (1969) The affluent worker in the class structure. CUP Archive.

28. Mincer J. (1962) On-the-job training: Costs, returns, and some implications // The Journal of Political Economy. No. 5. Рp. 50–79.

29. Sabirianova K.Z. (2002) The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia // Journal of Comparative Economics, Vol. 30. No 1. Рp. 191–217.

30. Schultz T. (1961) Investment in human capital // The American Economic Review. No. 1. Рр. 1–17.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх