От "красного пояса" – к "библейскому": исторические предпосылки сдвигов в политической географии России

 
Код статьиS086904990000379-8-1
DOI10.31857/S086904990000379-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ; доцент департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт- Петербург.
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” – Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Аспирант департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” – Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы98-113
Аннотация

Статья посвящена изучению взаимосвязи религии и политики в России с акцентом на почти не изученном территориальном измерении этого явления. Рост политического влияния РПЦ в последние годы можно частично объяснить союзом церкви и власти: приверженности власти “традиционным ценностям” в обмен на политическую лояльность церкви Кремлю. Неудивительно, что среди наиболее православных регионов наблюдается рост электоральной поддержки президента В.Путина. Парадоксальным образом к российскому “библейскому поясу” принадлежат регионы, бывшие еще 20 лет назад ядром “красного пояса”. Мы предполагаем, что это совпадение не носит случайного, ситуативного характера. Используя сравнительный исторический подход, мы показываем, что эти регионы Центральной и Южной России, Поволжья принадлежат к историческому ядру русского государства. Отказ Центра от коммунизма должен был привести к соответствующему сдвигу в историческом ядре, а консервативная повестка Центра прежде всего была принята в тех же регионах. Сравнение с наиболее изученным “библейским поясом” – протестантскими штатами на Юге США – показывает, что исторические вехи в становлении религиозных поясов очень схожи: принадлежность к историческому ядру государства, преобладание принудительного труда, раскол в гражданскую войну и массовая поддержка одной политической силы. Кроме того, анализ ряда современных социально-демографических показателей “библейских поясов” в обеих странах демонстрирует, как может в будущем проявляться политическая религиозность не только в электоральной сфере, но и на уровне политики в области семьи, брака и репродуктивного поведения.

Ключевые словарелигия, политическая география, “библейский пояс", выборы, исторический подход
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации “5-100”.
Получено28.12.2018
Дата публикации28.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 2123

Оценка читателей: голосов 0

1. Козлов Н.Д. (2008) Политические культуры регионов России: уравнение со многими неизвестными // ПОЛИС. № 4. С. 8–26.

2. Лункин Р.Н. (2008) “Русские” регионы России: степень православности и политические ориентации // Социологические исследования. № 4. С. 27–36.

3. Макинерни Д. (2009) США. История страны. М.: Эксмо.

4. Нефедов С.А. (2005) Об экономических предпосылках русской революции // Общественные науки и современность. № 3. С. 83–96.

5. Тройницкий А. (1861) Крепостное население в России по 10-й народной переписи. СПб.: Б/и.

6. Туровский Р.Ф. (1999) Парламентские выборы 1999 г.: региональные особенности // Полития. № 4.

7. Ухватова М.В. (2017) Религия и электоральное поведение в России: региональный аспект // Вестник Пермского государственного университета. № 4. С. 26-48.

8. Brunn S. D., Webster G. R., Archer J.C. (2011) The Bible Belt in a changing south: Shrinking. relocating. and multiple buckles // Southeastern Geographer. No. 4. Pp. 513–549.

9. Clarke C.J. (1990) The Bible Belt thesis: An empirical test of the hypothesis of clergy overrepresentation. 1890–1930 // Journal for the Scientific Study of Religion. Pp. 210–225.

10. Fairbrother M. (2013) The Political Economy of Religiosity: Development and Inequality Reconsidered. No. 2. Working Paper. (http://seis.bris.as.uk/-ggmhf/research.html).

11. Hale H.E. (2003) Explaining machine politics in Russia's regions: Economy, ethnicity, and legacy // Post-Soviet Affairs. No. 3. Pp. 228–263.

12. Tweedie S.W. (1978) Viewing the Bible belt // The Journal of Popular Culture. No. 4. Pp. 865–876.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх