Сравнительная литургика как историческая дисциплина: эпистемологический аспект

 
Код статьиS013038640021043-5-1
DOI10.31857/S013038640021043-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 5
Страницы5-20
Аннотация

Объектом данного исследования является христианская литургика, а предметом – ее методология. Цель – уточнение места сравнительной литургики в ряду исторических дисциплин – определила постановку основных задач: 1) экспликацию методологических установок ведущих литургистов эпохи так называемого «литургического возрождения» XIX–ХХ вв., а также современных исследователей литургической истории (в лице Проспера Геранже, Фернана Каброля, А.П. Голубцова, Антона Баумштарка, Роберта Тафта, Фрица Уэста, Карла Х. Бирица и др.), к которому относится и католическое литургическое движение; 2) апробацию их методологии на конкретном историческом материале в контексте межконфессиональных теологических дискуссий вокруг вопросов пресуществления Св. Даров, по-разному решаемых в православии, католицизме, лютеранстве, кальвинизме и других конфессиях и церквях, в том числе Церкви Англии; 3) выявление специфики исторической компаративистики. Авторы приходят к выводу, что вышеназванные литургисты в своих штудиях использовали именно исторический сравнительный метод, а не теологический либо какой-то иной (юридический, социологический, политологический), тем самым создавая новую историческую дисциплину – сравнительную литургику как науку. Современный комплексный «литургический метод» относится к метатеоретической области литургиологии, поскольку включает в себя целый междисциплинарный арсенал конкретных методов и методик, таких как, например, каузальный анализ, анализ форм, структурно-функциональный анализ, методы классификации, экстраполяции и моделирования, требующих постоянной ревизии и обновления. Насколько такая ревизия важна, иллюстрируется примером обращения А. Баумштарка к органицистской теории в русле эволюционизма. Относительная новизна предпринятого исследования видится его авторам (а) в переносе фокуса внимания с православно-католической полемики на внутриреформатскую, обычно редко освещаемую в трудах по литургике; (б) в попытке строгого эпистемологического разграничения литургики (частной теории) и литургиологии (общей теории) как близкородственных дисциплин по признаку тяготения одной к области ритуалистики (частной теории ритуала), а другой к области ритуалогии (общей теории ритуала). Дополнительную актуальность исследованию придает необходимость учета тезауруса литургики при проведении искусствоведческих экспертиз современного церковного и секулярного художественного творчества.

Ключевые словаистория христианской церкви, евхаристия, историческая литургика, литургиология, литургическое движение, ритуалистика, «литургическая парадигма», «литургический метод», методология науки, философия религии
Получено11.08.2022
Дата публикации17.11.2022
Кол-во символов47452
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 464

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. Творение и анархия. Произведение в эпоху капиталистической религии / пер. с итал. под ред. М. Лепиловой. М., 2021.

2. Аникьев И.И., Давыдов И.П., Фадеев И.А. Материалы научно-исследовательского семинара «Евхаристия и ритуальные механизмы процесса религиозной идентификации». М., 2022.

3. Аникьев И.И. Учение о Евхаристии Пасхазия Ратберта в контексте богословия и политики каролингской эпохи // Вестник Северо-Восточного государственного университета. Серия: История. 2022. Т. 3. № 1. URL: http://vistory-svgu.ru/?page_id-149 (дата обращения: 07.06.2022).

4. Вукашинович Владимир, свящ. Литургическое возрождение в ХХ веке. История и богословские идеи литургического движения в Католической Церкви и их взаимоотношение с литургической жизнью Православной Церкви / пер. с серб. В. Белова. [М.], 2005.

5. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.

6. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Ч. 2. М., 1996.

7. Давыдов И.П. Храм и ритуал: социальные функции священного. СПб., 2021.

8. Иоанн Дамаскин. Источник знания / пер. с др.-греч. СПб., 2006.

9. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / пер. с нем. под ред. С.Я. Левит. М., 1998.

10. Кром М.М. Введение в историческую компаративистику: уч. пособие. СПб., 2015.

11. Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви. СПб., 2017.

12. Матеос Х., Тафт Р. Развитие византийской литургии / пер. с англ. Киев, 2009.

13. Руссо О. История литургического движения / пер. с франц. Н. Полторацкого. Киев, 2013.

14. Фадеев И.А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М., 2015.

15. Шафф Ф. История Христианской церкви / пер. с англ. О.А. Рыбаковой. Т. II. СПб., 2010; Т. VII. СПб., 2009.

16. Andrewes L. Responsio ad Apologiam Cardinalis Bellarmini. Oxford, 1851.

17. Baumstark A. On the Historical Development of the Liturgy / transl. by F. West; foreword by R.F. Taft. Collegeville (MN), 2011.

18. Baumstark A. Vom Geschichtlichen Werden der Liturgie [Ecclesia Orans. X. Bändchen]. Freiburg, 1923.

19. Bieritz K.H. Liturgik. Berlin, 2011.

20. Book of Common Prayer: The Texts of 1549, 1559, and 1662. Oxford, 2011.

21. Bradshaw P., Johnson M. The Eucharistic Liturgies: Their Evolution and Interpretation. London, 2012.

22. Cassirer E.A. Structuralism in Modern Linguistics // Word. 1945. № 1/2. Р. 99–120.

23. Concordia Triglotta: Libri symbolici Ecclesiae Lutheranae. St. Louis, 1921.

24. D. Martin Luthers Werke: kritische Gesamtausgabe. 12. Bd.; 19. Bd. Weimer, 1891.

25. De canone missae Huldrychi Zuingli epichiresis. Froschouer, 1523.

26. Huldreich Zwinglis sämtliche Werke. Vol. IV. Leipzig, 1927.

27. Mazza E. The Celebration of Eucharist: The Origin of the Rite and the Development of its Interpretation. Collegeville (MN), 1999.

28. Nichols A. Odo Casel Revisited // Antiphon. 1998. 3 (1). P. 12–20

29. Ninety-Six Sermons by the Right Honourable and Reverend Father in God, Lancelot Andrewes, sometime Lord Bishop of Winchester. Vol. I. Oxford, 1878; Vol. V. Oxford, 1880.

30. Olar O. Orthodoxy and Politics: The Patriarch Nikon of Moscow, the Prince Mihnea III Radu of Walachia and the Great Church of Constantinople // The Rites Controversies in the Early Modern World. Leiden; Boston, 2018. P. 233–263.

31. Raitt J. The Colloquy of Montbéliard: Religion and Politics in the Sixteenth Century. New York, 1993.

32. Reid A. The Organic Development of the Liturgy: The Principles of Liturgical Reform and Their Relation to the Twentieth-Century Liturgical Movement Prior to the Second Vatican Council. San Francisco, 2005.

33. A Relation of The Conference between William Lawd, Then, Lrd. Arch-Bishop of St. Davids; now, Lord Arch-Bishop of Canberbvry: And Mr. Fisher the Jesuite, by the Command of King James of ever Blessed Memorie // Laud W. The Works: in 7 vol. Vol. II. Oxford, 1849. P. 326–328.

34. Schluesselburg C. Theologiae Calvinistarum Libri Tres; in quibus... demonstratur, eos de nulla fere doctrinae Christianae articulo rece sentire. Frankfurt, 1594.

35. Stevenson K. Eucharist and Offering. New York, 1986.

36. The Oxford Handbook of Early Christian Ritual / eds R. Uro, J.J. Day, R.E. Demaris & Rikard Roitto. Oxford, 2019.

37. The Two Liturgies: A.D. 1549 and A.D. 1552, with other documents set forth by authority in the reign of King Edward VI. Cambridge, 1884.

38. Yates N. Anglican Ritualism in Victorian Britain. Oxford, 2000.

39. Zwingli and Bucer. Louisville (KY), 1953.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх