«Божественное право королей» и интерпретация идеи порядка в английской политической теологии XVII века

 
Код статьиS013038640012690-7-1
DOI10.31857/S013038640012690-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 6
Страницы42-52
Аннотация

В данной статье анализируется ряд документов, как канонических, так и богословских, раскрывающих виденье Церковью Англии места и роли Короны в процессе ее самоидентификации. Автор демонстрирует, как концепция божественного права королей оказалась не просто частью богословского и общеинтеллектуального дискурса, но была зафиксирована в сборниках канонического права государственной Церкви. Учитывая конституционное положение Церкви Англии и определяемую ею связь с короной, учение о королевской супрематии, основанной на божественном праве, на протяжении столетий оставалась одним из базовых элементов в структуре, лежащей в основе идентичности английской церкви. Связи между королем и церковью возникли в англо-саксонский период и развивались в течение всего Средневековья. Они пережили Реформацию, приняли иную форму и приобрели новые основы, не потеряв прежних. Учение Ричарда Хукера о королевской супрематии, находившееся под сильным влиянием традиции гражданского права, сформулированной Бартоло да Сассоферрато и Генри де Брактоном, сыграло важную роль в обеспечении определенной преемственности со средневековым правовым мышлением о королевской патримониальной власти над национальной церковью, а также в создании фундаментальной связи между этой интеллектуальной традицией юристов-цивилистов и теологическими апологиями божественного права королей XVI–XVII вв., ярким образцом которых являлись работы епископа Ланселота Эндрюса. Крушение монархии Стюартов, сначала в 1649 г., а потом в 1689 г., тем не менее не стало крушением концепции божественного права королей, которая, преобразившись из богословско-правовой теории в «политическую стратегию», продолжала определять политико-интеллектуальные дискурсы в Великобритании XVIII в.

Ключевые словаконфессиональная идентификация, Церковь Англии, политическая теология, божественное право королей, Ричард Хукер, Ланселот Эндрюс, Каноны 1603 (1604) г.
Получено24.07.2020
Дата публикации07.12.2020
Кол-во символов29521
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 715

Оценка читателей: голосов 0

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

2. Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуации в современном мире. СПб., 2001.

4. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М., 2003.

5. Идентичность и организация в меняющемся мире / Под ред. Н. М. Лебедевой, Н. Л. Ивановой, В. А. Штроо. М., 2008.

6. Канторович Э. Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014.

7. Кортунов С. В. Национальная идентичность: постижение смысла. М., 2009.

8. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М., 2014.

9. Нойманн И. Б. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004.

10. Паламарчук А. А. Имперская идея английской монархии: осмысление властных традиций лондонскими антиквариями начала XVII в. // Власть, общество, индивид в средневековой Европе / Отв. ред. Н. А. Хачатурян; сост. О. С. Воскобойников. М., 2008. C. 519–526.

11. Паламарчук А. А., Федоров С. Е. Антикварный дискурс в раннестюартовской Англии / Отв. ред. Н. А. Хачатурян. СПб., 2013.

12. Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – Новое время. М., 2008.

13. Репина Л. П. «Национальный характер» и «образ Другого» // Диалог со временем. 2012. Вып. 39. С. 9–19.

14. Репина Л. П. Историческая память и национальная идентичность: подходы и методы исследования // Диалог со временем. 2016. Вып. 54. С. 9–16.

15. Фадеев И. А. Проблема религиозной идентификации Церкви Англии. Британская конституция и государственная Церковь // Электронный научно-образовательный журнал «История». Вып. 3(89), 2020.

16. Фадеев И. А. Церковь Англии: проблемы конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М., 2015.

17. Федоров С. Е. Liber Regalis и английские королевские инсигнии // Власть и образ: очерки потестарной имагологии. СПб., 2010. С. 164.

18. Фукуяма Ф. Идентичность: Стремление к признанию и политики неприятия. М., 2019.

19. Шекспир В. Собрание сочинений в 12 т. М., 2007.

20. Andrewes L. A Pattern of Catechistical Doctrine // Andrewes L. A Pattern of Catechistical Doctrine, and other Minor Works. Oxford, 1846. P. 2–286.

21. Bernard G. W. The Late Medieval English Church. New Haven – London, 2012.

22. Browne T. Religio Medici and Other Essays. Manchester, 1902.

23. Canons of the Church of England, 7th edition. London, 2016.

24. Clark J. C. D. English Society 1688–1832. Ideology, social structure and political practice during the ancient regime. Cambridge, 1985.

25. Complete Works of William Shakespeare / Ed. A. H. Bullen London, 2005.

26. English Coronation Records / Ed. L. Legg. London, 1901.

27. Exhortation Concerning Good Order and Obedience to Rulers and Magistrates // Two Books of Homilies Appointed to be Read in Churches. Oxford, 1859. P. 105–117.

28. Guillim J. A Display of Heraldry. London, 1724.

29. James I. The Political Works of James I. Oxford, 1918.

30. MacKenzie I.M. God’s Order and Natural Law. Aldershot, 2002.

31. Nockles P. The Oxford Movement in Context. Cambridge, 1997.

32. Palamarchuk A. A., Fadeyev I. A. Richard Hooker's Doctrine of Royal Supremacy in the Church of England // Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2018. 63(1). Р. 158–173.

33. Podmore C. Aspects of Anglican Identity. London, 2005.

34. Restraint of Appeals, 1533 // Documents Illustrative of the English Church History. London, 1914. P. 187–195.

35. The Anglican Canons / Ed. G. Bray. Woodbridge, 1998.

36. Thiselton Dyer T. F. British Popular Customs Present and Past. London, 1876.

37. Tillyard E. The Elizabethan World Picture. New York, 2011.

38. Works of Sir Walter Ralegh. Vol. II. Oxford, 1829.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх