Первоначальный смысл термина «протестантизм»: историко-философское исследование

 
Код статьиS013038640006341-3-1
DOI10.31857/S013038640006341-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 5
Страницы5-25
Аннотация

Цель исследования заключается в историко-философской верификации бартезианского методологического приема экстраполяции лингвистических методов анализа на предметную область философии и истории религии. Основная задача состоит в проверке возможности применения бартезианской семиологии в сфере истории религии и религиоведения на материале англиканской и протестантской теологии. Методология включает сравнительный, историко-лингвистический и семантический анализ. Предметом исследования выступает семантическое поле (или же область смыслов) понятия «протестантизм», а объектом – область логических значений (т.е. соответствующие языку описания исторические феномены). На широком историческом материале авторы демонстрируют, как с ходом времени «нулевые» понятия и их «предикативные» формы приобретают значения, отличные от изначальных. Компаративный анализ теологической доктрины лютеранства, кальвинизма и англиканства по восьми наиболее репрезентативным параметрам сравнения, таким как: аутентичность, достаточность и ясность Священного Писания; отношение к бескровной жертве (жертвоприношение); признание действительного присутствия Тела и Крови Христовых в евхаристических элементах; церковная полития; апостольское преемство; ординация, раскрывает уникальность исторического феномена Церкви Англии. Полученные с применением методологии исторической семантики и бартезианской семиологии данные позволяют сделать вывод о необходимости пересмотра классификационных критериев научно-исторической систематизации христианских конфессий и деноминаций с выделением англиканства и Церкви Англии в самостоятельный таксон, отличный как от католицизма, так и от протестантизма.

Ключевые словаЦерковь Англии, англиканство, протестантизм, реформация, «нулевая степень», историческая семантика, философия истории, философия религии, история христианства, религиоведение, Ролан Барт, Райнхарт Козеллек.
Получено30.08.2019
Дата публикации12.09.2019
Кол-во символов53933
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1214

Оценка читателей: голосов 0

1. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). М., 1966.

2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

3. Барт Р. Нулевая степень письма. М., 2008.

4. Брёндаль В. Структуральная лингвистика. - Звегинцев В. А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и извлечениях, ч. II. М., 1965, с. 94–100.

5. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2014.

6. Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012.

7. Володина М. Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологических средств массовой информации). М., 2000.

8. Гуревич А. Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. - Избранные труды. Древние германцы. Викинги. М. - СПб., 2014, с. 190.

9. Давыдов И. П. Древние восточные церкви. - История религии, т. 2, с. 549–550.

10. Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала. М., 2013.

11. История понятий, история дискурса, история менталитета. М., 2010.

12. История религий, в 2-х т., т. 2. М., 2014.

13. Казьма О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира. М., 2010.

14. Книга согласия. Электронное издание. 1998.

15. Козеллек Р. Введение. - Словарь основных исторических понятий, в 2-х т., т. I. М., 2014, с. 24.

16. Косиков Г. Ролан Барт – семиолог, литературовед. - Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994, с. 17, прим. 21.

17. Кузнецов В. Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. М., 2010.

18. Кузнецов В. Г. Научное наследие Женевской лингвистической школы. М., 2010.

19. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Семиозис и семиодинамика теологических и мифологических знаковых систем. Тверь, 2010.

20. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Викторов В. Ю. Религиоведение: учеб. для бакалавров. М., 2013, с. 49–56.

21. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2015.

22. Основы религиоведения. М., 1994.

23. Основы религиоведения. М., 2005.

24. Очерки исторической семантики русского языка раннего Нового времени. М., 2009.

25. Прилуцкий А. М. Семиотика религии: философско-религиоведческие исследования. СПб., 2007.

26. Ревуненкова Н. Протестантизм. М., 2007.

27. Религиоведение. М., 2006, с. 815–816.

28. Религиоведение. М., 2012, с. 401–415.

29. Религиоведение. Учебн. пособ. для студентов педагогических вузов. СПб., 2008, с. 437.

30. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история, в 2-х т. Т. 1. Конструирование прошлого; Т. 2. Образы прошлого. СПб., 2003–2006.

31. Скиннер К. Истоки современной политической мысли, в 2-х т. Т. 1: Эпоха Ренессанса; Т. 2: Эпоха Реформации. М., 2018.

32. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

33. Фадеев И. А. Проблема англиканской идентичности: терминологический и вероучительный аспект. - Евразия: духовные традиции народов. 2012, № 4, с. 30–47.

34. Фадеев И. А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М., 2015.

35. Фуко М. Археология знания. СПб., 2012.

36. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

37. Шафф Ф. История Христианской церкви, т. VII. СПб., 2009.

38. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2004.

39. Эволюция понятий в свете истории русской культуры. М., 2012.

40. Якобсон Р. О. Нулевой знак. - Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985, с. 222–230.

41. Andrewes L. Responsio ad Apologiam Cardinalis Bellarmini. Oxford, 1851.

42. Andrewes L. Sermon V; Sermon VI. – Ninety-Six Sermons by the Right Honourable and Reverend Father in God, Lancelot Andrewes, sometime Lord Bishop of Winchester, v. I. Oxford, 1878.

43. Andrewes L. Sermon II. – Ninety-Six Sermons by the Right Honourable and Reverend Father in God, Lancelot Andrewes, sometime Lord Bishop of Winchester, v. V. Oxford, 1880.

44. Answer of the Archbishops of England to The Apostolic Letter of Pope Leo XIII [Saepius Officio], р. 13–14.

45. Articuli Smalcaldici, III:X, col. 497.

46. Berkhof L. Systematic Theology. Grand Rapids, 1996.

47. Bramhall J. A Replication of the Bishop of Chalcedon’s Survey of the Vindication of the Church of England from Criminous Schism. - The Works, v. II, р. 88, 276.

48. Bramhall J. An Answer to M. De La Milletiere. - The Works, v. I, р. 8, 20.

49. Concordia Triglotta: Libri symbolici Ecclesiae Lutheranae. St. Louis, 1921.

50. Confessio Augustana XIV, col. 49.

51. Engelder Th. Popular symbolics: the doctrines of the churches of Christendom and of other religious bodies examined in the light of Scripture. Saint Louis, 1934.

52. Graebner A. L. Outlines of Doctrinal Theology. Saint Louis, 1910.

53. History of Troubles and Trials. - The Works of the Most Reverend Father in God, William Laud, D.D., Sometime Lord Archbishop of Canterbury, v. III. Oxford, 1853, р. 406–407.

54. Keble J. Adherence to the Apostolical Succession The Safest Course. - Tracts for the Times. V. I. 1833–1834. London - Oxford, 1834, р. 2.

55. Klaassen W. Anabaptism: Neither Catholic Nor Protestant. Waterloo, 1973.

56. Laud W. A Relation of The Conference between William Lawd, Then, Lrd. Arch-Bishop of St. Davids; now, Lord Arch-Bishop of Canberbvry: And Mr. Fisher the Jesuite, by the Command of King James of ever Blessed Memorie, р. 339–341.

57. MacCulloch D., Laven M., Duffy E. Recent Trends in the Study of Christianity in Sixteenth-Century Europe. - Renaissance Quarterly, 2006, № 59(3), р. 707.

58. Newman J. H. Thoughts on the Ministerial Commission Respectfully Addressed to the Clergy. - Tracts for the Times. V. I. 1833–1834. London-Oxford, 1834, р. 2.

59. Philosophy in History: Essays on the historiography of philosophy. Ed. by R. Rorty, J. B. Schneewind, Q. Skinner. Cambridge, 1984.

60. Schluesselburg C. Theologiae Calvinistarum Libri Tres; in quibus... demonstratur, eos de nulla fere doctrinae Christianae articulo rece sentire. Frankfurt, 1594.

61. Second Helvetic Confession XVIII.

62. Skinner Q. The Foundations of Modern Political Thought. V. 1. The Renaissance; V. 2. The Age of Reformation. Cambridge, 1978.

63. Taylor J. Of the Sacred Order and Offices of Episcopacy, by Divine Institution, Apostolical Tradition, and Catholic Practice. - The Whole Works of the Right Rev. Jeremy Taylor, D.D. Lord Bishop of Down, Connor, and Dromore, v. VII. London, 1822, р. 22.

64. The Works of the Most Reverend Father in God, William Laud, D.D., Sometime Lord Archbishop of Canterbury, v. VI (part I). Oxford, 1857.

65. Westminster Confession, Edinburgh, 1882.

66. Works of that Learned and Judicious Divine Mr. Richard Hooker with an Account of His Life and Death by Isaac Walton. Arranged by the Rev. John Keble MA, 7th ed. revised by the Very Rev. R. W. Church and the Rev. F. Paget, in 3 v., v. I. Oxford, 1888.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх