Migration factor of international relations in the Asia-Pacific region on the example of China, Indonesia and the Philippines

 
PIIS241328880024870-1-1
DOI10.18254/S241328880024870-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia
Address: Russian Federation, Zheleznogorsk
Affiliation: Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia
Address: Russian Federation
Affiliation: Academy of GPS of EMERCOM of Russia
Address: Russian Federation
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Pages8-15
Abstract

The article is devoted to the main factor determining the contours of the development of the Asia-Pacific region – international migration. The migration factor of international relations in the Asia-Pacific region is studied using the examples of China, Indonesia and the Philippines.

KeywordsMigration, migration factor, international relations, Asia-Pacific region
Received18.05.2023
Publication date28.05.2023
Number of characters1655
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Одним из ключевых факторов, определяющих контуры развития Азиатско-Тихоокеанского региона, является международная миграция. В конце прошлого века, в 1990 году, внутрирегиональная миграция в Азии составляла 35 миллионов. В свою очередь, в 2015 году количество внутрирегиональных мигрантов с континента насчитывалось около 61 миллиона, а большая часть населения (66 миллионов) мигрировала в пределах Азии. В 2019 году население Азии составляло 4,6 миллиардов, что являлось источником более 40% (111 миллионов человек) международных мигрантов в мире. Опираясь на полученные статистических данные, можно сделать вывод о тенденции увеличения уровня миграция в странах Азии. Помимо увеличения уровня миграции в странах Азии, за последние два десятилетия отмечается и рост численности мигрантов азиатского происхождения, проживающих в Северной Америке и Европе. В 2019 году миграция из Азии в Северную Америку достигла 17 миллионов человек, а в 2015 году чуть более 16 миллионов, в то время как в Европе миграция из Азии в том же году составила около 22 миллионов человек. Миграция из Азии в Северную Америку и Европу составила большую часть увеличения числа азиатских мигрантов за пределами региона: общее число внерегиональных мигрантов выросло до 44,6 млн человек в 2019 году, что на 11% больше, чем 40 млн человек в 2015 году.
2
image1

Рис.1 Миграция азиатов из АТР

3 В 2019 году население Океании насчитывало 7,7 миллионов ​​международных мигрантов за пределами региона. Основную часть населения мигрантов иностранного происхождения составляли азиаты (49%) и европейцы (38%). За последние 30 лет увеличилась группа азиатских мигрантов, в то время как группа европейцев осталась на том же уровне [7].
4
image2

Рис.2 Мигранты в Океании Миграция в целях развития стала серьезной проблемой в международных отношениях, поскольку в настоящее время дипломатия включает в себя активное продвижение экономических возможностей между странами. Все больше и больше дипломатов из основных стран происхождения напрямую вмешиваются, чтобы гарантировать более высокую квоту на въезд мигрантов из своих стран. Хорошим примером является визит министра труда Филиппин в несколько стран Ближнего Востока вскоре после войны в Персидском заливе в 1991 году с целью содействия найму филиппинских рабочих (30 000 из которых были репатриированы из-за войны). На сегодняшний день проблема миграции попала и в поле многосторонних переговоров, где ее раньше избегали. Недавно в торговых переговорах между Китаем, Таиландом, Индонезией и Филиппинами на просьбу Китая снизить тарифы на поставку технического оборудования другие страны ответили, попросив Китай открыть свой рынок для сельскохозяйственной продукции и рабочих-мигрантов, особенно медсестер. Примером влияния миграционного фактора на международные отношения в АТР может служить конфликт между Индонезией и Китаем. Китай и Индонезия, установившие дипломатические отношения 13 апреля 1950 года, имели тесные связи, этому способствовало несколько факторов. Одним из них является огромное политическое влияние коммунистов в Индонезии (на тот момент это была одна из самых больших по численности коммунистических партий в мире), а также существование в Индонезии обширной китайской диаспоры, т. н. хуацяо (хуа – Китай, цяо – эмигрант). Эти два фактора, собственно, перекликаются между собой, поскольку хуацяо оказывало влияние не только на экономику Индонезии, но и на внутриполитическую обстановку. Стремительное сближение Индонезии и Китая вылилось в выступление индонезийских националистов и привело к погрому коммунистического движения в Индонезии. В результате прихода к власти генерала-лейтенанта Сухарто в 1967 г. в стране начались антикитайские репрессии – и так называемая ось «Пекин-Джакарта» прекратила свое существование, что изменило расстановку сил в азиатско-тихоокеанском регионе. Двусторонние отношения между Китаем и Индонезией восстановились лишь 8 августа 1990 года с подписанием меморандума о взаимопонимании и возобновлении дипломатических отношений. Филиппины официально признали растущее значение миграционной дипломатии. В ответ на кризис с Сингапуром в 1995 году, после казни Флоры Контемпласьоны и принятия Закона о рабочих-мигрантах и ​​филиппинцах за границей 1995 года миграция вышла на первый план для беспокойства зарубежных официальных лиц и изменила традиционную стратегию Филиппин. Поэтому планируя повестку дня международных встреч филиппинские делегации всегда стараются включить дебаты о защите мигрантов. Однако иммиграционная дипломатия не всегда ценится дипломатами, которые становятся объектом жалоб со стороны мигрантов, не способных найти комфортные условия для жизни [2, c. 29-49]. Изменения, вызванные глобализацией, поставили мигрантов под прицел транснационального подхода. Мигранты живут в транснациональных территориях, характеризующихся быстрыми и недорогими возможностями перемещения между странами и возможностью оставаться на связи с людьми из той же страны происхождения на «чужой» территории. В частности, заявляет правительство Индонезии, «национальные планы развития направляющих стран начали включать соответствующие общины экспатриантов и создаваемые ими транснациональные территории». Азиатские страны участвуют в сходных процессах по-разному. Существуют инициативы по продвижению экспорта типичных продуктов из стран происхождения мигрантам за границу, и мигранты в странах назначения становятся агентами этого экспорта. Обычно это оказывает культурное воздействие на страну их происхождения, что способствует улучшению двусторонних отношений. Когда деловые и культурные сообщества начинают играть важную роль, возникают потоки в противоположном направлении от мигрантов, которые возвращаются, чтобы внести свой вклад в экономику тех стран, откуда они родом. Для поощрения обратной миграции, особенно специалистов и высококвалифицированных рабочих, некоторые страны внесли законопроекты с положениями, облегчающими инвестирование способностей и средств вернувшихся мигрантов в страны их происхождения [1]. Защита мигрантов может благоприятствовать союзам между странами, особенно в двух традиционных аспектах процесса (происхождение и назначение), управление миграцией имеет тенденцию возвращаться к националистическому подходу и к конкурентным и конфликтным международным отношениям, а не к сотрудничеству. Примером этого является неспособность азиатских стран происхождения перенять общепринятую практику и заставить принять стандарты в странах пребывания. Конкуренция между странами пребывания за увеличение доли мигрантов до сих пор была слишком большим препятствием, поэтому неудивительно, что такие международные блоки, как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и АСЕАН, традиционно избегали вопроса миграции как слишком сложного для решения с многосторонней точки зрения. Демографические, экономические и политические различия между странами-членами считаются слишком значительными, чтобы их игнорировать. В конце концов, в АТЭС входят такие страны, как США, Япония и Китай, а в АСЕАН – Сингапур, Индонезия и Вьетнам. Тем не менее кажется несколько противоречивым, что многосторонний подход упущен для типично международного вопроса, который, несомненно, имеет отношение к развитию региона. Поскольку в миграции участвуют как минимум две страны, чаще всего с разным уровнем развития, управление миграцией должно быть организовано на основе диалога и сотрудничества между этими странами. Теория миграции утверждает, что для возникновения миграции должен существовать определенный уровень отношений между странами, но во многих случаях миграция управляется исключительно с помощью националистического подхода. Страны часто выступают против вмешательства во внутренние дела и в управление экономикой (что может привести к миграции) или в формирование и направление миграционной политики (что ведет к недостаточной защите работников). Таким образом, хотя отсутствие управления оказывает большое влияние на миграцию, оно не является предметом совместного обсуждения. И наоборот, миграция не обсуждается, потому что она может спровоцировать критику управления. Страны должны больше осознавать необходимость более высокого уровня взаимной ответственности в управлении и его связи с миграцией. Такой подход указывает на необходимость многостороннего подхода к миграции, который в свою очередь может привести к улучшению международных отношений между участвующими странами. Из всех факторов, влияющих на азиатскую миграцию, следует выделить четыре группы процессов: две из них проявляются преимущественно за пределами региона, а две другие проявляются внутри него. Эти четыре причины можно сгруппировать следующим образом: изменения в иммиграционной политике основных обществ назначения; события в нефтедобывающих странах Ближнего Востока; политическое участие иностранных держав в азиатских делах; экономическое развитие самой Азии [3, c. 43-47]. Одним из аспектов, свидетельствующих о повышении активности международных отношений в Азии, является нелегальная миграция. Поскольку миграционная политика создавалась в большинстве случаев для контроля за перемещениями, которые начинались и развивались без четко определенных планов, нелегальная миграция присутствует во всех азиатских странах и стала проблемой, вызывающей наибольшую головную боль у правительств. В отличие от легальной миграции, которая регулируется национальной политикой без диалога с другими странами, нелегальная миграция считается вопросом, который необходимо обсуждать на многостороннем уровне. Поэтому в настоящее время проводятся различные консультационные процессы, такие как Процесс Пуэбло, Манильский процесс, Бернская инициатива и пр. В рамках данных процессов особое внимание уделяется конкретным вопросам миграции, имеющим большое региональное значение: создание устойчивых систем организации миграции, включение мероприятий в области технического сотрудничества; обмен информацией, главным образом о нелегальной миграции и торговле людьми; согласование мер в сфере снижения нелегальной миграции, особенно транзитной. Особым моментом в региональном сотрудничестве стал международный симпозиум «Миграции: к региональному сотрудничеству в области незаконных миграций», состоявшийся в Бангкоке в апреле 1999 года. Симпозиум завершился принятием Бангкокской декларации о незаконных миграциях. Аналогичная инициатива, с акцентом на контрабанде мигрантов и на торговле мигрантами, была организована на о. Бали в 2004 году. Эти региональные заседания являются по большей части разговорами или диалогами, которые сопряжены с минимальными обязательствами. В этих консультационных процессах важную роль в качестве поставщиков технической помощи сыграли международные организации, такие как Международная организация по миграции (МОМ) и Всемирная организация труда (МОТ). Поскольку оба действуют в соответствии с повесткой дня, установленной правительствами, их роль не может быть нейтральной. Скорее ряд соответствующих платформ и выбор языка могут повлиять на управление миграцией. Часто все заканчивается просто уточнением нюансов в заявлении или отчете, которого недостаточно для изменения политики. Политика присутствия/участия международных организаций может стать предметом дальнейшего изучения [5, с. 91-126]. Если контроль над нелегальной миграцией свел правительства за один стол, то защита мигрантов не дала таких же результатов. Исключением является торговля мигрантами, которая вызвала несколько многосторонних инициатив из-за злоупотреблений, которые она влечет за собой, и участия организованной преступности для ее облегчения. Например, в настоящее время между Китаем, Индонезией, Лаосом, Филиппинами, Таиландом и Вьетнамом ведутся многосторонние переговоры о том, как улучшить сотрудничество в борьбе с торговлей людьми. Хотя лишь несколько азиатских стран ратифицировали Конвенцию ООН 1990 г. о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, развитие международных отношений между странами-членами и с остальным регионом представляет собой аспект, который было бы интересно контролировать [4]. Эти страны, объединенные общей целью защиты мигрантов, но ограниченные перспективой быть страной происхождения, должны предпринять общие инициативы для преодоления отсутствия основных принимающих стран в платформе прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций. Из всех основных прав мигранты меньше всего пользуются правами на эффективное политическое участие. Не считаясь гражданами страны назначения, мигранты, как правило, не могут голосовать за представителей общества, в котором они живут и работают [6]. В то же время расстояние означает, что они не голосуют на выборах в стране своего происхождения. Участие в политической жизни является не только фундаментальным правом, но и деликатным вопросом, затрагивающим лояльность и несущем угрозу повлиять на международные отношения. Все чаще, в том числе благодаря невероятным достижениям в области коммуникаций, мигранты имеют возможность принадлежать более чем к одному обществу. Регулярно возникают дебаты о возможном режиме мобильности и безопасности. Тем не менее многие моменты еще предстоит наметить, чтобы эти великие идеи обрели форму. Национальное управление миграцией настолько закрыто и хорошо охраняется, что трудно представить радикальные изменения в краткосрочной перспективе. Парадоксальным образом, однако, они могут быть лишены возможности эффективного осуществления своих политических прав во всех них. Как страны происхождения, так и страны пребывания все больше внимания уделяют вопросу политического участия мигрантов. Исторически так сложилось, что в прошлом и по сей день существует ряд проблем во взаимоотношениях между Китаем, Филиппинами и Индонезией. Главной причиной раздора являются территории. Международные суды, способные решить данный конфликт, находятся в странах, решения которых правительство Китая не признает. Сегодня именно мигранты создают поле для обсуждений и продолжения ведения мирных переговоров между Китаем, Филиппинами и Индонезией. Как было отмечено выше, работая за границей, человек приносит пользу не только себе, но и своему государству. Вопросы по нелегальной миграции, устройству и соблюдению прав мигрантов вынуждают конфликтующие страны садиться за стол переговоров и решать текущие вопросы.

views: 189

Readers community rating: votes 0

1. Chto ob'edinyaet Vestfaliyu? Normativnaya differentsiatsiya v sovremennoj sisteme gosudarstv. – Tekst : ehlektronnyj // Aziatskie migratsionnye novosti : [sajt]. – URL: www.smc.org.ph/amnews/amnews.html (data obrascheniya: 22.01.2023).

2. Al'bert, M. Tozhdestva, granitsy, poryadki. Pereosmyslenie teorii mezhdunarodnykh otnoshenij : monografiya / M. Al'bert, D. Dzhejkobson, J. Lapid. – Minneapolis, Minnesota : Universitet Minnesoty, 2001. – 349 s. – ISBN 9780816636082. – Tekst : neposredstvennyj

3. Aradau, K. Migratsiya: spiral' (ne)bezopasnosti / K. Aradau // Rubikon : ehlektronnyj zhurnal. – 2001. c. 43-47. – Tekst : ehlektronnyj. – URL : https://linuxtrek1.blogspot.com/2008/02/migration-spiral-of-insecurity.html data obrascheniya (data obrascheniya: 22.01.2023).

4. Brigido, Eh. V. Zaschita vnutrenne peremeschennykh lits mezhdunarodnym migratsionnym zakonodatel'stvom / Eh. Brigido, F. V. Zibetti, L. L. P. Sobrin'o // Revista do Direito – 2018. – №? – S. ??. – URL: https://online.unisc.br/seer/index.php/direito/index (data obrascheniya: 25.01.2023).

5. Vajner, M. Bezopasnost', stabil'nost' i mezhdunarodnaya migratsiya / M. Vajner. – Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnaya bezopasnost' – 1993. – № 17(3). – S. 91-126.

6. Deklaratsiya Dzhakarty o bor'be s nezakonnym peremescheniem lyudej : prinyata 20 avgusta 2013 goda. – Tekst : ehlektronnyj // International Institute of Humanitarian Law: online Resource Library. – URL: https://www.refworld.org/pdfid/530db94f4.pdf (data obrascheniya: 26.01.2023)

7. Rukovodstvo FEALAC 2019. – Tekst : ehlektronnyj / Forum sotrudnichestva Vostochnoj Azii i Latinskoj Ameriki. – Seul, 2020. – URL: https://www.fealac.org/new/document/filedown.do?idx=518262b63f65a48a6bd2cfce6974b820 (data obrascheniya: 26.01.2023).

Система Orphus

Loading...
Up