Переменные в формуле идентичности классического евразийства

 
Код статьиS241328880008044-2-1
DOI10.18254/S241328880008044-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Магистрант философского факультета
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Москва, Российская Федерация, 119049, Мароновский переулок, дом 26
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления мыслей и идеи  классиков евразийства, сформулированные ими в самом начале евразийского движения в постреволюционном контексте относительно русской идентичности, духовных, культурных, исторических связях России с Западом и Востоком.

Ключевые словаРоссия, идентичность, евразийство, Запад, Восток, культура, цивилизация, религия, народ
Получено24.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов17597
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Вопросы выбора цивилизационного пути и выведения формулы идентичности во все времена для русского народа являлись актуальными и сегодняшний исторический момент не является исключением. Обращение к идеям, записанным на страницах прошлого важно в контексте того, что дискурс и формулировка основных вопросов не меняется существенным образом на протяжении разных этапов российской истории. Это обусловлено самой «географической физиологией» России, если пользоваться терминологией авторов евразийского проекта, которого мы собираемся коснуться в этой статье. И самой главной «физиологической» особенностью, конечно, является расположение России между Западом и Востоком.
2 Эффективное определение траекторий развития и движение вперёд, в новое, зависит от быстрого встраивания в современные реалии, развития технологий, понимания тенденций, что можно связать с вниманием, направленным вовне, и в осмыслении и понимании прошлого (прошлого своего народа), образом чего обычно называют корни и почву – вектор внимания в данном случае направлен скорее внутрь, вглубь. Какова возможная причина того, что решение тактических задач оказывается проще в сравнении с выработкой стратегического пути, что не может не быть связанно с достаточно глубоким пониманием прошлого? Процесс адаптации к внешней изменяющейся среде напоминает больше автоматический, или, по крайней мере, неизбежный процесс, включающий нас в себя, мобилизующий на непрерывное реагирование и взаимодействие со всем новым. И подобное ежедневное включение в новую политическую, экономическую, технологическую, культурную реальность требует от нас (от человека, народа, государства) большого ресурса и практически непрерывного внимания.
3 Позволю себе сравнение «тела» народа с телом человека. Тело человека нуждается в постоянном поддержании себя, большой ресурс в виде нашего непрерывного внимания и времени уходит на сон, принятие пищи, гигиену тела, на физические нагрузки или же лечение, чтобы поддерживать его в работоспособной форме и т.д. Кроме этого, человек, погруженный в социум, вынужден разрешать огромное количество задач, которые перед ним ставит внешняя среда (список таких задач является практически бесконечным). Как в рамках одного дня, так и в пределах всей жизни разрешение всё время приходящих задач внешнего порядка может занять практически всё время без остатка, представляя скорее картину течения, несущего человека, нежели человека, осознанно двигающегося к целям. Однако «не квиетизмом, но подвигом совершенствования созидается дело истории»1. Разрешение вопросов целеполагания, выведение смыслов и ориентиров требует не просто времени, выделенного для осмысления этих вопросов, но и особого рода усилия по перенаправлению вектора внимания извне. Стоит заметить, что различного порядка серьёзные проблемы и кризисы, катастрофы, войны и болезни подталкивают к перенаправлению этого вектора и осмыслению\переосмыслению пути. В религиозном дискурсе об этом же пишет Флоровский: «Есть страшные времена, ужасные эпохи, как апокалипсические видения, времена великих сбываний Тайны, страшные и благословенные, когда, в каком-то общем, таинственном порыве — целые поколения тянутся, возносятся к великим тайнам неба, или когда небеса, таинственною сущностью своею нависают, снижаются, подобно огромным крыльям, над землею. Человеческое и Божеское внезапно сближается, становясь друг перед другом в новом откровении, в новом постигании. Бог— в нас, мы — в Боге, но только в мгновение величайших напряжений духа, мы реально постигаем это»2. Жизнь народа, страны во многом похожа на жизнь отдельного человека: поддержание функционирования всего «организма» и различных его частей, нейтрализация воздействия внешних угроз и вызовов, решение текущих задач. И, казалось бы, подобных задач такое количество, что может и не остаться времени на выработку стратегии, идеи, на размышление над прошлым, погружение в историю и т.д. Но это работает скорее в отношении конкретно взятого человека, который может в своей отдельно взятой жизни и не углубляться в вопросы истории, социологии, философии, если это не является его профессией и осознанным желанием. В общем же организме народа всегда есть свои мыслители и философы, политические деятели, деятели культуры и историки – одним словом люди, формирующие повестку, рефлексирующие над прошлым, создающие смыслы и задающие в конечном итоге траектории движения всего народа. Причем, как в приведенном примере с человеком, в кризисные, переломные этапы судьбы данного народа обостряется поиск смыслов. 1. Савицкий П. Н. Поворот к Востоку / П. Н. Савицкий // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1. — c.3

2. Флоровский Г.В. Разрывы и связи / Г.В. Флоровский // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1. — c. 14

всего просмотров: 641

Оценка читателей: голосов 0

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом); редкол.: В. Г. Базанов (отв. ред.) и др. – Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1975. – Т. 13. Подросток / текст подгот. Г. Я. Галаган.. – 456 с., 1 л. портр. – (Полное собрание сочинений в тридцати томах)

2. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921, кн. 1

3. Осипов Г. В. Социология и общество: Социологический анализ российской смуты. М.: Норма, 2007.

4. Савицкий П. Н. Континент-океан : (Россия и мировой рынок) / П. Н. Савицкий // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1. — c. 104-125

5. Савицкий П. Н. Поворот к Востоку / П. Н. Савицкий // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1.

6. Сувчинскй П.П. Сила слабых / П.П. Сувчинский // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1.

7. Трубецкой Н. С. Верхи и низы русской культуры : (этническая основа русской культуры) / Н. С. Трубецкой // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921.

8. Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме / Н. С. Трубецкой // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921.

9. Флоровский Г.В. О народах не исторических (Страна отцов и страна идей) / Г.В. Флоровский // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1.

10. Флоровский Г.В. Разрывы и связи / Г.В. Флоровский // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София, 1921. — Вып. 1.

11. Электронный ресурс. Трактат «Триады в защиту священнобезмолствующих» Григория Паламы https://predanie.ru/book/69157-triady-v-zaschitu-svyaschennobezmolstvuyuschih/ https://predanie.ru/book/69157-triady-v-zaschitu-svyaschennobezmolstvuyuschih/ (Дата обращения 7.11.2019)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх