Reproductive Freedom in Western Feminist Theology

 
PIIS241328880006258-7-1
DOI10.18254/S241328880006258-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent Researcher
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Abstract

The article covers such issues as repoductive labour, reproductive freedom and rights, as well as the connection of those to religion and a feminist approach to all of the above. An overview of feminist approaches to reproductive labour and its impact on the oppression of women within patriarchal culture is also presented. The text contains an analysis of abortion and contraception from feminist and religious viewpoints. The author analyzes how catholic and protestant churches approach the issue of reproduction and what can be done to resolve the contradiction between religious dogmas and feminist consciousness.

Keywordsreproductive freedom, reproductive rights, feminist theology, sexuality, gender studies
Received18.08.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters38710
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В статье будет рассмотрена проблема женского репродуктивного труда и репродуктивных прав и свободы, взаимосвязь этой проблемы с религией, а также взгляд на нее с позиций феминистской теории и теологии. Джулиет Митчелл (р. 1940), британская ученая и феминистка, известная своими работами по психоанализу и феминизму, называет репродуктивный труд одним из четырех основных компонентов женского угнетения. В феминистской теории понятие репродуктивного труда используется в двух значениях. С одной стороны, он понимается как процесс «произведения» на свет новых поколений и воспроизводства повседневной жизни в постоянстве и комфорте «дома». С другой – как социально направляемые биологические процессы размножения и сексуальности1. Проблема репродуктивного труда и сексуальной автономии выделяется радикальными феминистками как ключевая, без разрешения которой подлинное освобождение женщин невозможно. Согласно этой позиции, попытка мужчин установить контроль над процессами биологического воспроизводства является основной опорой патриархата и мужского превосходства. В своей статье «Уход от женственности (Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин)» (1926), американская психоаналитик и представительница неофрейдизма Карен Хорни (1885-1952) подвергает сомнению тезис Зигмунда Фрейда о женской зависти к пенису, являющейся определяющим фактором в психосексуальном развитии женщины. Как утверждает Хорни, речь идет не о женской зависти к пенису, но о мужской зависти к матке, которая может быть гораздо сильнее первой. То, что этот фактор не брался в расчет до этого, Хорни объясняет маскулинным характером западной культуры, в рамках которой психоанализ как мужское детище неизбежно был подвержен односторонности и не мог быть адекватно направлен на изучение женской психологии. Также, Хорни призывает иметь в виду, что мужская зависть к матке может быть менее заметна ввиду того, что имеет больше возможностей для сублимации через участие мужчины в создание культурных ценностей. Этот тезис развивает и феминистская теоретик Мэри О’Брайен в своем труде «Политика воспроизводства» (1981): «Женщины способны рожать детей, это ценится в обществе. Мужчины, которые не могут принимать полного участия в репродуктивном процессе, чувствуют отчуждение и потребность в поиске других типов созидательной деятельности, таких как абстрактная мысль или политическая жизнь, для создания собственного типа преемственности, непрерывности. Они также присвоили себе воспроизводство через физический и легальный контроль над женщинами и детьми»2. Другим проявлением компенсации мужчиной неспособности родить, согласно Хорни, является сознательное или бессознательное обесценивание им материнства, принижение его значимости. Большое место обсуждению репродуктивного труда отводится в социалистическом и марксистском типах феминизма. Для марксистской теории характерно рассмотрение сексуального и репродуктивного насилия в их тесной связи с капиталистическим строем. Так, феминистки марксистского и социалистического толка утверждают, что полное освобождение женщины в условиях капитализма невозможно, в том числе и потому, что именно эти условия подготавливают почву для процветания объективации, секс-индустрии и порнографии. Одним из основных фокусов марксистского феминизма также является проблема двойной нагрузки: работающая женщина, получая жалование на рабочем месте, вынуждена приходить домой и исполнять уже неоплачиваемые обязанности. Джулиет Митчелл пишет: «Отсутствие женщин в критически важных секторах производства исторически вызвано не только физической слабостью, но и их ролью в репродуктивном труде. Материнские обязанности предполагают периодическое отсутствие на рабочем месте, но это не решающий фактор. Женская роль в репродуктивной деятельности в капиталистическом обществе стала комплементарной мужской роли в производстве. Вынашивание и выращивание детей, забота о доме – все это определяет женское предназначение в рамках этой идеологии. Не раз подчеркивалось, что репродуктивная деятельность – вневременной феномен, принадлежащий скорее биологии, нежели истории. Это иллюзия. Правда только в том, что средства воспроизводства не всегда меняются с изменением средств производства»3. Большинство феминисток сходится во мнении, что женское угнетение наиболее тесно связано с репродуктивной сферой, а значит, репродуктивная деятельность – один из важнейших элементов, который должен быть трансформирован для достижения женского освобождения. Как выразилась феминистская теолог Р. Руэтер: «Я ясно вижу, что не могу доверить свою судьбу биологической случайности. Как женщина, старающаяся выстроить баланс между работой и семьей, я осознаю всю важность эффективного планирования семьи. Женщина, которая не может контролировать свою собственную фертильность, которой приходится прибегать к естественным методам контрацепции, а значит, постоянно быть уязвимой перед возможностью нежеланной беременности, это женщина, которая не может надеяться ни на что большее, чем роль машины по производству детей»4. Таким образом, одним из ключевых требований феминистского движения является право женщины на репродуктивную свободу. Репродуктивные права – базовые права человека, предполагающие безопасную контрацепцию и аборты, свободу от насильственной стерилизации, и доступные медицинские услуги во время и после беременности и родов. Феминистская борьба за право на аборт основана на осознании проблемы контроля над прекращением беременности как центральной для положения женщин в будущем. Так, Адрианна Рич (1929 – 2012), американская поэтесса и радикальная феминистка, в книге «О рожденной женщиной» позиционирует репродуктивные права как лежащие в основе феминизма, и в смысле свободы от репродуктивных обязанностей, и в смысле восстановления материнства в его правах. Для многих западных феминисток право на аборт символизирует обретение контроля над собственным телом. Открытое и публичное обсуждение этого вопроса начало осуществляться с 1970х годов. В 1971 году во Франции было опубликовано открытое письмо, составленное французской писательницей и философом Симоной де Бовуар (1908 – 1986) и подписанное еще 342 женщинами, под названием «Манифест 343». В нем женщины признавались в незаконно совершенном прерывании беременности и требовали декриминализации абортов, на тот момент запрещенных во Франции. В 1975 году их требования были услышаны – 17 января 1795 во Франции вступил в силу закон о легализации абортов, так же известный как «закон Симоны Вейль», по имени его автора. В США аналогичный закон был принят в 1973 году. Право на аборт было одним из семи требований британского женского освободительного движения, сформулированных между 1971 и 1978, наряду с равной оплатой труда, равными карьерными возможностями, финансовой и юридической независимостью и т.д. Помимо телесной и репродуктивной автономии, феминистки также апеллируют к тому факту, что аборт редко является желанием женщины, но чаще всего – необходимостью и последним выходом из критической ситуации. М. Дали пишет: «Ничтожно малое количество феминисток, если вообще хоть какое-то, обманывается в этом вопросе, хоть и поборники отмены легализации абортов в этом отношении, как правило, недальновидны, путая феминистскую революцию с сексуальной»5. В рамках проблемы репродуктивной свободы и легализации абортов, феминистские теологи ставили перед собой цель не только найти и сформулировать актуальные этические принципы и ценности для анализа добровольного прерывания беременности, но и вскрыть двойной стандарт религиозных учений касательно репродуктивной деятельности. Среди наиболее часто повторяющихся тем феминистской теологической рефлексии на тему репродуктивных прав можно выделить следующие6:
  1. Приверженность идее телесной автономии как фундаментальному условию уважения, благополучия и достоинства женщин;
  2. Отказ от сведения беременности к естественному процессу, но восприятие ее как творческого морального акта, который должен совершаться свободно, обдуманно и с умом;
  3. Настояние на необходимости формулирования и применения более адекватного определения аборта как моральной дилеммы, с которой женщины сталкиваются в определенных социоэкономических, исторических и культурных обстоятельствах;
  4. Критика идеи о «естественности» и укорененности в природе гендерных ролей.
1. Humm M. The Dictionary of Feminist Theory. Columbus: Ohio State University Press, 1990. See: Reproduction.

2. O’Brien M. The Politics of Reproduction. London: Routledge, 1981. p. 116.

3. Mitchell J. Women: The Longest Revolution. New York: Pantheon, 1984. p. 10.

4. Miller P. Good Catholics: The Battle over Abortion in the Catholic Church. Berkeley: University of California Press, 2014. pp. 25-26.

5. Daly M. Beyond God the Father. Boston: Beacon Press, 1973. p. 112.

6. Russel L.M., Clarkson J.S. (eds.). Dictionary of Feminist Theologies. Louisville: Westminster John Knox Press, 1996. p. 2.

views: 927

Readers community rating: votes 0

1. Gaudium et Spes. Документы II Ватиканского Собора. URL: http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt377.html (дата обращения: 03.04.18)

2. Humm M. (1990) The Dictionary of Feminist Theory. Columbus: Ohio State University Press.

3. O’Brien M. (1981) The Politics of Reproduction. London: Routledge.

4. Mitchell J. (1984) Women: The Longest Revolution. New York: Pantheon.

5. Miller P. (2014) Good Catholics: The Battle over Abortion in the Catholic Church. Berkeley: University of California Press.

6. Daly M. (1973) Beyond God the Father. Boston: Beacon Press.

7. Russel L.M., Clarkson J.S. (eds.) (1996) Dictionary of Feminist Theologies. Louisville: Westminster John Knox Press.

8. Thomas J.L. (1960) Contemporary Protestant Attitudes on Contraception. Available at: https://ejournals.bc.edu/ojs/index.php/ctsa/article/.../2124 (accessed 4 April 2018)

9. Wiley T. (2010) Humanae Vitae, Sexual Ethics, and the Roman Catholic Church. In: M. Kamitsuka (ed.), The Embrace of Eros: Bodies, Desires and Sexuality in Christianity. Minneapolis: Fortress Press.

10. Ruether R.R. (2011) Women, Sexuality, Ecology and the Church. Rosemary Radford Ruether. Highlights from her prolific writings in Conscience: A Commemorative Issue. The Newsjournal of Catholic Opinion Conscience, 2011. Available at: http://wordpress.consciencemag.org/wp-content/uploads/2014/01/RRRspecialedition.pdf (accessed 15 August 19)

11. Casti Connubii. Encyclical of Pope Pius XI on Christian Marriage to the Venerable Brethren, Patriarchs, Primates, Archbishops, Bishops, and Other Local Ordinaries Enjoying Peace and Communion with the Apostolic See. Available at: https://w2.vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_19301231_casti-connubii.html (accessed 16 August 2019)

12. Encyclical Letter Humanae Vitae of the Supreme Pontif Paul VI to His Venerable Brothers, the Patriarchs, Archbishops, Bishops and other Local Ordinaries in Peace and Communion with the Apostolic See. Available at: http://w2.vatican.va/content/paul-vi/en/encyclicals/documents/hf_p-vi_enc_25071968_humanae-vitae.html (accessed 3 April 2018)

Система Orphus

Loading...
Up