Subjects of professional political science education and their role in the system of civil education in Russia

 
PIIS241328880005545-3-1
DOI10.18254/S241328880005545-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Student 3 term of the Faculty of Political Science
Address: Saint Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg, Smolny Street 1/3 Entrance number 7, 191060
Journal nameNauka.me
Edition
Abstract

This article is devoted to the consideration of professional political science education in the structure of civic education in modern Russia. The article presents an analysis of the existing subjects of political education. According to the results of the study, it was concluded that there is a large number of political education subjects in Russia, operating at different levels and covering a wide audience of citizens interested in political issues. The main problem is the lack of a proper level of continuity and sustainability of interconnections between various levels and elements of political science education, which is a consequence of the lack of a unified system of civic education in the country. The solution of this problem can be the creation of a nationwide civic education system, the core of which will be political science education.

KeywordsPolitical science education, civic education, citizenship, political socialization, political science, Russia.
Received18.06.2019
Publication date01.08.2019
Number of characters32021
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В настоящее время гражданское образование, политическое образование или образование для демократии является важным направлением развития образования во многих государствах мира1. В России целью гражданского образования, согласно Проекту государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005 - 2008 годы» от 04. 04. 2005 г., является «формирование на основе ценностей демократии правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, умеющей представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей»2. 1. Проект Государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.» [Электронный ресурс] URL: >>>> (Дата обращения: 25.04.2019).

2. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» от 04.04.2005. URL: >>>> (Дата обращения: 20.05.2018).
2 В данной статье гражданское образование рассматривается в широком смысле, то есть как образование, направленное на формирование человека-гражданина, личности с присущими ей гражданскими качествами. Отечественные исследователи выделяют ряд структурных компонентов системы гражданского образования, которая в наиболее обобщенном виде представляет собой совокупность элементов правового, исторического, этического, социологического, политического образования и патриотического воспитания. Доктор политических наук А. Ю. Сунгуров в качестве составных частей гражданского образования выделяет:
  • Обучение правам человека;
  • Обучение культуре мира;
  • Воспитание толерантности;
  • Развитие межсекторного социального партнерства;
  • Менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО)3.
3. Сунгуров А. Ю. Гражданское образование, правовое просвещение в современной России [Электронный ресурс] / Аналитическая справка. – 2005. URL: >>>> (Дата обращения: 20.04.2019).
3 Создатель Петербургской модели этико-правового образования и воспитания гражданина России Н. И. Элиасберг выделяет три основных компонента, реализация которых в рамках образовательного процесса необходима для осуществления успешной интеграции ребёнка в гражданское общество4. 4. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодёжи: некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности [Электронный ресурс] / Управленческое консультирование. – 2006. - № 5. – С. 168 URL: >>>> (Дата обращения: 26.04.2019).
4
c[tvf

Рис. 1. Модель гражданского образования Н. И. Элиасберг

5

В рамках системы гражданского образования профессиональное политологическое или политическое образование можно рассматривать как одну из его структурных частей, а также как «сложную систему, интегрирующую в результате целенаправленной деятельности те элементы культуры, которые определяют характер и формы политической социализации (по сути, гражданского образования) в процессе формирования определенного типа политического поведения и сознания, свойственных данному типу общества и государственному устройству»5.

5. Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России / В. А. Гуторов // Методические записки. – СПб. – 2008. – С. 7-30.
6 В современном мире широко представлены различные модели политического образования. В западноевропейских странах и США характер политического образования в складывался под влиянием оптимистической убежденности интеллектуалов в необходимости проведения образовательной реформы, в результате которой демократическая система раскроет все свои преимущества6. Известный американский философ и социолог Дж. Дьюи писал, что в школах мы можем спроектировать план в соответствии с типом общества, которого мы желали бы достичь. Кроме того, важной задачей всей системы образования, и в первую очередь её школьного звена, он полагал создание необходимых условий для роста и развития демократии7. 6. Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России / В. А. Гуторов // Методические записки. – СПб. – 2008. – С. 7-30.

7. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. – М. : Педагогика – Пресс. – 2000. – С. 376..

views: 1007

Readers community rating: votes 0

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) / КонсультантПлюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/b731bc661baa49591ad57183d3c4a76fec9ec632/ (Дата обращения: 20.04.2019).

2. О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 24 апреля 2018 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/822403529 (Дата обращения: 20.04.2019).

3. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» от 04.04.2005. URL: http://civilg8.ru/priority/education/4530.php (Дата обращения: 20.05.2018).

4. Проект Государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.» [Электронный ресурс] URL: http://pcgo.narod.ru/god_project.htm (Дата обращения: 25.04.2019).

5. Положение «О Молодёжной коллегии Санкт-Петербурга» // опубликовано на официальном сайте Молодёжной коллегии Санкт-Петербурга URL: https://mcollegia.ru/files/003/289/659/3289659/original/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE_MK.pdf (Дата обращения: 20.04.2019).

6. Баранов П. А. Феномен гражданского образования: феномен и перспективы / П. А. Баранов // Гражданское образование — педагогический, социальный и культурный феномен: Монография. — СПб. : Изд-во «Союз». – 2006. — С. 5-6.

7. Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России / В. А. Гуторов // Методические записки. – СПб. – 2008. – С. 7-30..

8. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодёжи: некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности [Электронный ресурс] / Управленческое консультирование. – 2006. - № 5. – С. 164-172 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/peterburgskaya-model-etiko-pravovogo-obrazovaniya-detey-i-molodezhi-nekotorye-podhody-k-protsessu-formirovaniya-pravovoy-kultury (Дата обращения: 26.04.2019).

9. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. – М. : Педагогика – Пресс. – 2000. – 384 с.

10. Евдокимова Е. Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеобразовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Р. Евдокимова. – 2006. – 23 с.

11. Завершилась II Школа молодого политолога БФУ им.И.Канта [Электронный ресурс] / БФУ им. И. Канта URL: https://www.kantiana.ru/news/145/180995/ (Дата обращения: 16.04.2019).

12. История РАПН [Электронный ресурс] URL: https://rapn.ru/in.php?to=history (Дата обращения: 16.04.2019).

13. Конференция Саратовского РО РОП, посвященная пятилетию воссоединения Крыма с Россией [Электронный ресурс] / Российское общество политологов URL: http://ruspolitology.ru/anonsy/7760/ (Дата обращения: 21.04.2019).

14. МИР | молодежная организация Федеральный добровольческий центр и медиа-холдинг [Электронный ресурс] / Официальная группа в Вконтакте URL: https://vk.com/wall-46042675_20411 (Дата обращения: 20.04.2019).

15. Общероссийская общественная организация «Российское общество политологов» / Официальный сайт РОП [Электронный ресурс] URL: http://ruspolitology.ru/istoriya/rop/ (дата обращения: 16.04.2019).

16. Оринина Л. В. Формирование гражданской компетенции студентов в условиях поликультурной образовательной среды университета [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Оринина. – 2007. – 24 с.

17. Официальный сайт Молодежной общественной организации «МИР» («Молодежь – Инициатива - Развитие») // Идеология МИРа. URL: http://xn----ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=ideology (Дата обращения: 28.03.2019).

18. Официальный сайт Молодежной общественной организации «МИР» («Молодежь – Инициатива - Развитие») // Направления и проекты МИРа. URL: http://xn----ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=projects (Дата обращения: 28.03.2019).

19. Радиков И. В. Военно-политологическое образование как недостающий сегмент российского политологического образования / И. В. Радиков // Методические записки. – СПб. – 2008. – С. 194-207.

20. Радиков И. В. Демократическая гражданственность как антитеза политической и социальной пассивности граждан: трудности и проблемы создания эффективной модели ее формирования в России / И. В. Радиков // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. – 2013. – № 2. – С. 138-144.

21. СМП РАПН | Политическая наука [Электронный ресурс] / Официальное сообщество СМП РАПН в Вконтакте URL: https://vk.com/smprapn?w=page-54079_44116371 (Дата обращения: 16.04. 2019).

22. Сунгуров А. Ю. Гражданское образование, правовое просвещение в современной России [Электронный ресурс] / Аналитическая справка. – 2005. URL: http://www.civilg8.ru/4926/ (Дата обращения: 20.04.2019).

23. Тимуршина Г. А. Внеурочная деятельность старших школьников как фактор их гражданского становления [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. А. Тимуршина. – 2005. – 24 с.

24. Ушинский К. Д. Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского / К. Д. Ушинский // С-Петербургъ. – Т 1. – 4-е издание. – 1913. – 589 с.

25. Элиасберг Н.И Гуманизация образования вчера, сегодня... А завтра? / Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2014. - №3 (26). – С. 6-14. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23681077_64945046.pdf (Дата обращения: 24.04.2019).

Система Orphus

Loading...
Up