Some Issues of Nuclear Law of the Republic of Serbia in the Light of Scientific and Technical Cooperation with Russia

 
PIIS231243500029323-3-1
DOI10.61525/S231243500029323-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Student of Autonomous Non-Commercial Organization V. A. Musin Research Centre for the Development of Energy Law and Modern Legal Science
Affiliation: Autonomous Non-Commercial Organization V. A. Musin Research Centre for the Development of Energy Law and Modern Legal Science
Address: Russian Federation,
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 4
Pages98-103
Abstract

Due to its participation in the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, the Nuclear Safety Convention, the Vienna Convention, the existing nuclear infrastructure and experience in nuclear facility operation, Serbia is a sought-after partner for joint implementation of projects in the field of peaceful use of nuclear power. The development of cooperation between Russia and Serbia in this area should be welcomed, however, it should be noted that a law prohibiting the implementation of electricity generation projects using nuclear power significantly limits not only cooperation in constructing nuclear power plants of existing types, but also Serbia's opportunities to create and operate promising types of nuclear power plants, including low-power nuclear power plants. Given the market development and increasing demand for carbon-neutral energy, it can be concluded that applying such limitation cannot be a long-term solution.

Keywordsnuclear law, nuclear safety, construction of nuclear power plants
Received20.09.2023
Publication date24.01.2024
Number of characters17288
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Использование атомной энергии в мирных целях представляет собой одно из наиболее ярких достижений технического прогресса. Речь идет не только о генерации электрической энергии со сниженными углеродными выбросами, но и о применениях в наиболее современных областях медицины, сельского хозяйства, космических исследований и др.[1]. Нельзя отрицать, однако, что деятельность по использованию атомной энергии неизбежно несет в себе риски и опасности, а аварии на ядерных объектах могут принести огромный вред жизни, здоровью людей и благополучию окружающей среды, сравнимый с самыми тяжелыми катастрофами на общепромышленных объектах.
2 Не ново замечание о том, что последствия аварий на ядерных объектах имеют трансграничный характер, затрагивая не только ту страну, в которой осуществляется эксплуатация ядерной установки, но и ее ближних и дальних соседей. Это неизбежно приводит к необходимости международного сотрудничества в сфере использования атомной энергии.
3 При этом выгоды от международного сотрудничества не сводятся к устранению последствий аварий, а включают в себя также расширение возможностей и преумножение тех благ, которые предоставляют научные исследования и практическое применение атомной энергетики. Следует учитывать, что в каждой стране, использующей или планирующей использовать атомную энергию, существует национальное регулирование этой сферы.
4 Тем важнее рассмотреть особенности национального регулирования стран, активно участвующих в международном научном и экономическом обмене в сфере использования атомной энергии в мирных целях, особенно тех, которые выступают партнерами Российской Федерации в осуществлении соответствующих проектов. Одной из таких стран является Республика Сербия.
5 Сербию многие называют «перекрестком» Европы. Международные шоссе и железные дороги, идущие вдоль речных долин страны, являются кратчайшими путями между Западной и Центральной Европой, с одной стороны и Азией и Африкой, с другой стороны [2].
6 Эта страна, представляющая собой центральную республику прекратившейся в 1992 году Союзной Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), остается важным партнером для бывших югославских республик и занимает значимые позиции на рынках стран Западных Балкан и Юго-Восточной Европы. Немалая часть торгового оборота Сербии приходится и на страны Европы – главным образом, Германию и Италию [3].
7 Крупнейшим внешнеторговым партнером СФРЮ был СССР [4]. В 1990 году объем экспорта СФРЮ в СССР составлял 21,9% совокупного экспорта [5], что ставило его на первое место среди торговых партнеров. И сейчас Россия остается важнейшим внешнеторговым партнером Сербии с долей 15,24% в импорте и пятым по счету в экспорте с удельным весом 5,01% [6].
8 Среди двусторонних межправительственных соглашений в сфере мирного использования ядерной энергии и применения ядерной технологии таких соглашений, прежде всего, следует отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о научно-техническом сотрудничестве от 23.03.2011 [7]. Правда, в указанном соглашении среди приоритетных направлений сотрудничества ядерная тематика прямо не упоминается, а косвенно выводится из таких направлений как биотехнологии и биомедицина, нанотехнологии и наноматериалы, энергетика и энергосбережение.

views: 44

Readers community rating: votes 0

1. Romanova V.V. The Decarbonization Process, Nuclear Energetics Potential and the Challenges of Legal Regulation. CYIL. 2021. Vol. 12. Czech Yearbook of Public and Private International Law. P. 337–344.

2. Romanova V.V. On the current trends of international treaties in the field of nuclear law with the participation of Russian Federation. CYIL. 2020. Vol. 11. Czech Yearbook of Public and Private International Law. P. 370–376.

3. Romanova V.V. Legal regulation of Nuclear Medicine and Modern Goals of the Development of Energy Law Order. CYIL 2019. vol. 10. Czech Yearbook of Public and Private International Law. P. 313–320.

4. Slavic Countries. The 21st Century / compl. by V.S. Korobeynikov. Moscow: Granitsa Publishing House, 2004. P. 89.

5. URL: http://www.nspm.rs/ekonomska-politika/aktuelni-problemi-ekonomske-i-energetske-saradnjesrbije-i-rusije.html

6. URL: http://www.nspm.rs/ekonomska-politika/aktuelni-problemi-ekonomske-i-energetske-saradnjesrbije-i-rusije.html

7. Popovich N.N., Yashko O.O. Foreign Trade Relations and Prospects for Economic Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia: transl. from Serbian. Moscow: Economics, 2014. P. 177.

8. Popovich N.N., Yashko O.O. Foreign Trade Relations and Prospects for Economic Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia: transl. from Serbian. Moscow: Economics, 2014. P. 178.

9. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page‑3/44894?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%8F&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1

10. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page‑1/53800?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%8F&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1

11. URL: https://rosatom.ru/journalist/news/rossiya-iserbiya-podpisali-soglasheniya-o-sooruzhenii-tsentrayadernykh-tekhnologiy-v-serbii/

12. Bystrova D. In Line with High Technologies / Bulletin of the Nuclear Power Industry. 2022. No. 3. P. 23–27.

13. URL: https://www.vin.bg.ac.rs/o-institutu/istorijainstituta

14. URL: https://www.vin.bg.ac.rs/istrazivanja/projekti

15. URL: https://serbia.mid.ru/Файлы%20для%20заполнения%20контента/Контент%20файлы%20сайта%20Посольство%20в%20Сербии%20 (ei)/docs/2009_reaktor.pdf

16. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2015/05/06/16892

17. URL: https://www.paragraf.rs/propisi/ustav_republike_srbije.html

18. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml

19. Закон о потврђивању додатног протокола између Републике Србије и Међународне агенције за атомску енергију уз споразум између Социјалистичке Федеративне Републике Југославије и Међународне Агенције за атомску енергију о примени гарантија у вези са уговором о неширењу нуклеарног оружја. “Службени гласник Републике Србије — Међународни уговори” 10/2018.

20. Службени гласник РС–Међународни уговори 19/15.

21. Zakon o radiacionoj i nuklearnoj sigurnosti i bezbednosti (“Sl. glasnik RS”, br. 95/2018 i 10/2019).

22. Zakon o zabrani izgradnje nuklearnih elektrana u Saveznoj Republici Jugoslaviji (“Sl. list SRJ”, br. 12/95 i “Sl. glasnik RS”, br. 85/2005).

23. URL: https://www.srbatom.gov.rs/srbatomm/

24. Odluka o osnivanju Agencije za zaštitu od jonizujućih zračenja i nuklearnu sigurnost Srbije: 76/2009-23, 113/2013-45, 62/2018-10 (pravno-informacioni-sistem.rs).

Система Orphus

Loading...
Up