Проблемные аспекты реализации органами местного самоуправления полномочий по организации обеспечения надежного теплоснабжения

 
PIIS231243500027976-1-1
DOI10.61525/S231243500027976-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Ведущий специалист ПАО «Юнипро»
Affiliation: ПАО «Юнипро»
Address: Russian Federation,
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages61-69
Abstract

На органы местного самоуправления Законом о теплоснабжении возложена полномочие по организации обеспечения надежного теплоснабжения. Проблемным аспектом реализации указанного полномочия, в первую очередь, является то, что в настоящее время в законодательстве и правоприменительной практике отсутствуют единые подходы к осуществлению органами местного самоуправления полномочий по организации обеспечения надежного теплоснабжения. Законодатель не раскрывает какие именно мероприятия должен совершить орган местного самоуправления для обеспечения надёжного теплоснабжения. В настоящей статье на примерах из судебной практики предлагается рассмотреть непоименованные в Законе о теплоснабжении способы реализации органом местного самоуправления полномочий по организации надёжного теплоснабжения: практики субсидирования органом местного самоуправления теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии; практики по учреждению органом местного самоуправления юридических лиц, коммерческих организаций, осуществляющих деятельность по теплоснабжению потребителей и осуществление последующего контроля; практики по лишению и присвоению статуса единой теплоснабжающей организации без соблюдения установленной законом процедуры со ссылкой на введение чрезвычайной ситуации техногенного характера. Выявленная проблематика позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования действующего регулирования. Нормативное закрепление способов реализации органом местного самоуправления полномочий по организации надёжного теплоснабжения позволит существенно сократить применение органами местного самоуправления спорных практик реализации указанного полномочия, сделает невозможным расширительное толкование правоприменителем ст. 6 Закона о теплоснабжении, а также исключить вмешательство органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность теплоснабжающих организаций.

Все выводы, сформулированные автором в настоящей статье, являются субъективным мнением автора и не отражают официальную позицию его работодателя.

Keywordsэнергетическое право, правовое регулирование в сфере теплоснабжения, обеспечение надёжности теплоснабжения, теплоснабжающие организации
Received14.05.2023
Publication date12.10.2023
Number of characters29022
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» [1] (далее – «Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов. Актуальность исследования вопросов правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения определяется тем, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к осуществлению органами местного самоуправления полномочий по организации обеспечения надежного теплоснабжения[2].
2 Отсутствие в законе строго определённого понятийного аппарата, а также состава мероприятий, направленных на реализацию полномочий по организации обеспечения надежного теплоснабжения, порождают в правоприменительной практике спорные ситуации.
3 Вопросы правового обеспечения эффективного государственного управления в сфере теплоснабжения являются предметом ряда научных исследований [3], однако до настоящего времени вопросу реализации органами местного самоуправления полномочия по организации обеспечения надежного теплоснабжения не было уделено достаточного внимания.
4 В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] (далее – «Закон № 131-ФЗ») к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
5 Статья 6 Закона о теплоснабжении конкретизирует полномочия органа местного самоуправления в сфере теплоснабжения и содержит открытый перечень полномочий. Перечисленные в указанной статье полномочия можно условно разделить на следующие группы: (1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей (2) координация взаимодействия между теплоснабжающими организациями и потребителями (3) реализация полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; (4) организационные полномочия: подготовка к отопительному периоду, вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, утверждение схем теплоснабжения, присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, согласование инвестиционных программ.
6 Закон о теплоснабжении отдельно не закрепляет перечень обязанностей органов местного самоуправления, обязанности распределены по тексту закона и в своём большинстве корреспондируют полномочиям, закреплённым в ст. 6 Закона о теплоснабжении.
7 Пунктом 17) ст. 2 Закона о теплоснабжении определена легальная дефиниция понятия «надежность теплоснабжения», под которой понимается характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

views: 119

Readers community rating: votes 0

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»//СЗ РФ.2010, N 31, ст. 4159.

2. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на увеличение расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении отдельных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по вопросам местного значения в сфере теплоснабжения в 2020–2021 годах». URL: https://ach.gov.ru

3. Романова В.В. Тенденции правового регулирования общественных отношений в сфере теплоснабжения // Российская юстиция. 2015. N 11. С. 49 – 51; Романова В.В. Особенности принципов энергетического права // Российская юстиция. 2013. N 4; Романова В.В. Правовое обеспечение эффективного государственного управления в сфере энергетики // Правовой энергетический форум. 2016. N 1. С. 5 – 12; Проскурина Э.В., Можаева В.С. Общая характеристика договора теплоснабжения // Правовой энергетический форум. 2015. N 1; Шевченко Л.И. Проблемы определения существенных условий при заключении договоров в сфере топливно-энергетического комплекса // Право и экономика. 2013. N 6; Стукалов А.В. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2010. N 1.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//СЗ РФ..2003, N 40, ст. 3822.

5. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2017 N Ф01-1515/2017 по делу N А29-1426/2016// https://ras.arbitr.ru/

6. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"// СЗ РФ..2012, N 34, ст. 4734

7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2020 N 301-ЭС18-24404 по делу N А31-8392/2017// https://ras.arbitr.ru/.

8. Большой российский энциклопедический словарь (БРЭС) – новое универсальное справочное издание. – М.: АСТ-Астрель. – 2005.

9. Зенков А.П., Новиченко О.В., Волохова Л.Н. О проблемах местного самоуправления и роли представительного органа на современном этапе на примере городского округа "Город Чита" // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 12.

10. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, N 27, ст. 3953.

11. Муталиева Л.С., Меньшиков А.В., Илло Д.А. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности // Административное право и процесс. 2022. N 8. С. 67 - 70.

Система Orphus

Loading...
Up