Промышленная политика в условиях Индустрии 4.0

 
Код статьиS013122270019341-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-3-73-80
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №3
Страницы73-80
Аннотация

Дается анализ концепции новой промышленной политики в условиях Индустрии 4.0, интеграции промышленного производства и цифровых технологий. Рассмотрена роль государственных инициатив по созданию правовых, инфраструктурных, социальных и финансовых условий для поддержания важной роли промышленности в экономике и ее конкурентоспособности на внешних рынках. Представлены главные направления промышленной политики: разработка европейских и международных стандартов; развитие и внедрение интеллектуальных и гибких производственных систем; адаптация региональных кластеров; совершенствование квалификационных навыков и компетенций специалистов; мотивирование фирм, отраслей и регионов для перехода в новые сегменты глобальных цепочек создания стоимости по мере их трансформации; расширение доступа к источникам финансирования; поощрение целевых инвестиций в инфраструктуру; использование возможностей решоринга в рамках нарастающего процесса локализации; внедрение экономики замкнутого цикла и реверсной логистики.

Ключевые словаиндустрия 4.0, промышленная политика, глобальные цепочки стоимости, экономика замкнутого цикла, реверсная логистика, решоринг, цифровая инфраструктура, региональные диспропорции
Получено24.03.2022
Дата публикации23.03.2022
Кол-во символов25409
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Четвертая промышленная революция радикально меняет характер экономики и общества, поскольку охватывает все большее число традиционных отраслей. Технологический прогресс изменил характер производства в разных секторах экономики и привел к значительным преобразованиям рынков. Меняется и характер промышленной политики, поскольку в эпоху все более тесной интеграции промышленного производства и цифровых технологий трудно провести четкую границу между промышленным и непромышленным секторами.
2 В данной статье промышленная политика понимается как совокупность любых действий государства, которые прямо или косвенно направлены на улучшение состояния и перспектив развития промышленных компаний и отраслей. Государственные инициативы в этой сфере включают создание благоприятных правовых, инфраструктурных, социальных и финансовых условий для поддержания важной роли промышленности в экономике и ее высокой конкурентоспособности на внешних рынках.
3

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА

4 Термин Индустрия 4.0, как известно, впервые был введен в оборот в Германии в начале 2000-х годов Федеральным правительством для содействия модернизации обрабатывающей промышленности страны, в первую очередь путем внедрения цифровых технологий, интернета вещей и автоматизации [1]. Основной мотив состоял в поддержке инжиниринга, машиностроения, производства оборудования и автомобилестроения, ориентированных на экспорт, и в которых Германия имела сильное конкурентное преимущество.
5 Промышленная революция, связанная с Индустрией 4.0, предложила цифровые технологии и автоматизацию, способные переформатировать роль оборудования нового поколения в производстве как внутри самого предприятия, так и между другими участниками в цепочках поставок. Производственный процесс в такой системе преобразуется благодаря облачным вычислениям, интернету вещей и автоматизации [2]. Эти технологии способны соединять производства по всей цепочке создания стоимости в глобальном масштабе для разработки кастомизированных продуктов с использованием универсального оборудования, коротких циклов модификации, низкого уровня запасов и отсутствия брака [3].
6 Новые технологии могут серьезно изменить бизнес-модели фирм и способствовать уникальным решениям, требующим совместных инноваций клиента и фирмы [4]. Компании, особенно крупные, фактически становятся узлами в пространственных и отраслевых системах, связующим звеном между местными специализированными поставщиками и глобальной цепочкой создания стоимости (GVC) на разных континентах.
7 Ожидается, что эти технологии изменят не только организацию производства и баланс между капиталом и трудом, но и способны кардинально изменить рабочее место и производственную среду. Роль таких технологий была впервые отмечена в экономической литературе в конце 1990-х – начале 2000-х годов, посвященной важности технологий общего назначения (General Purpose Technologies, GPT) и ключевых вспомогательных технологий (Key Enabling Technologies, KET). GPT, по сути, – это те технологии, которые могут найти применение в разных секторах экономики и сегментах рынка. KET же становятся платформами для диверсификации компетенций фирм, или, другими словами, оказываются междисциплинарными в той мере, в какой их применение способно создавать технологии, которые могут использоваться в различных областях [5].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 494

Оценка читателей: голосов 0

1. Bachtler J., Martins J. O., Wostner P., Zuber P. Towards Cohesion Policy 4.0. Structural Transformation and Inclusive Growth. Brussels, RSA Europe, 2017. 86 p.

2. Bailey D., Christos P., Tomlinson P. A Place-Based Developmental Regional Industrial Strategy and/for Sustainable Capture of Co-created Value. Cambridge Journal of Economics, vol. 42, iss. 6, nov. 2018, pp. 1521-1542. Available at: https://doi.org/10.1093/cje/bey019

3. Bailey D., de Propris L. Manufacturing Reshoring and Its Limits: the UK Automotive Case, Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2014, 7 (3), pp. 379-398. Available at: https://doi.org/10.1093/cjres/rsu019

4. Baur C., Wee D. Manufacturing’s Next Act. McKinsey Insights, June 2015. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/manufacturings-next-act (accessed 25.06.2021).

5. Embracing Industry 4.0 – and Rediscovering Growth. BCG, June 5, 2018. Available at: https://www.bcg.com/capabilities/operations/embracing-industry-4.0-rediscovering-growth.aspx (accessed 25.06.2021).

6. Bocken N., de Pauw I., Bakker C., van der Grinten B. Product Design and Business Model Strategies for a Circular Economy. Journal of Industrial and Production Engineering, 2016, 33 (5), pp. 308-320. Available at: https://doi.org/10.1080/21681015.2016.1172124

7. Bosch. Industry 4.0: Flexible in the Digital Production World, 2018. Available at: https://www.bosch.com/explore-and-experience/connected-production-line (accessed 15.07.2021).

8. BRICS Business Council. Skill Development for Industry 4.0. BRICS Skill Development Working Group. 2016. Available at: https://www.readkong.com/page/skill-development-for-industry-4-0-global-skills-summit-5535796 (accessed 15.07.2021).

9. Bailey D., de Ruyter A., Fowler N., Mair J. Keeping the Wheels on the Road. UK Auto after Brexit. Goring, Bite-Sized Books, 2019. 82 р.

10. Coro G., Volpe M., Pejcic D., de Propris L. Paper on the Technological Upgrading in Manufacturing in the Light of the New Manufacturing Model. MAKERS Report, 2017. Available at: http://www.makers-rise.org/wp-content/uploads/2017/10/D1.1-Manufacturing-4.0-protected.pdf (accessed 15.07.2021).

11. Handbook of Research on Economic, Financial, and Industrial Impacts on Infrastructure Development. Das R.C., ed. Henshey, IGI Global, 2017. 466 p.

12. Connectivity-building World-class Digital Infrastructure for the UK 2018. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/1-connectivity-building-world-class-digital-infrastructure-for-the-uk (accessed 10.06.2021).

13. Grillitsch M., Asheim B.T., Triple M. Unrelated Knowledge Combinations: Unexplored Potential for Regional Industrial Path Development. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, vol. 11, iss. 2, July 2018, pp. 257-274.

14. PwC Spinning around Taking Control in a Circular Economy. Available at: https://www.pwc.com/gx/en/sustainability/assets/taking-control-in-a-circular-economy.pdf (accessed 15.07.2021).

15. Industry 4.0 and Regional Transformation. de Propris L., Bailey D., eds. New York, Routledge, 2020. 277 p.

16. Implications of the Transition to Electric Vehicles. Future Insight Series. Ofgem, 2019. Available at: https://www.ofgem.gov.uk/ofgem-publications/136142 (accessed 15.07.2021).

17. The Next Production Revolution: Implications for Governments and Business. Paris, OECD Publishing, 2017. 442 p.

18. Strategy of Things. Why Does the Digital Divide Exist in 2021? Available at: https://strategyofthings.io/digital-divide (accessed 15.07.2021).

19. Rodrik D. One Economics, Many Recipes: Globalization, Institutions, and Economic Growth. Princeton, Princeton University Press, 2008. 280 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх