Реляционный взгляд на международные отношения

 
Код статьиS013122270017924-7-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва KURKI M. International Relations in a Relational Universe. Oxford, Oxford University Press, 2020. X, 216 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №11
Страницы141-146
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено13.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов24952
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Для современной теории международных отношений (ТМО) актуально развитие междисциплинарных подходов. Все еще важны и вопросы, заостренные постпозитивистами. На что заменить поиск абсолютных “сущностей”? Как сочетать ограниченность знания и этики с плодотворной исследовательской и практической повесткой? Новейшая монография Мильи Курки, известного теоретика, профессора знаменитой кафедры международной политики Университета Аберистуита (Великобритания), – попытка по-новому осмыслить эти вызовы. Мы выделим основные идеи, а затем – некоторые преимущества и недостатки книги.
2 Первая ее часть посвящена понятию космологии. Согласно Курки, взгляды людей на мир и общество, в том числе сложившиеся до и вне современной науки, влияют на естественные науки. Она прослеживает историю различных космологических картин в разных регионах мира и доминирующей современной, преимущественно “западной” космологии. На нее, несмотря на ее светский характер, повлияли иудео-христианская и исламская традиции, в которых человек способен познать разумный порядок мира, созданного всевышним. Вместе с тем, хотя “вненаучные” факторы влияют на науку, в ней сложилось относительное согласие по многим вопросам. Знание всегда ограниченно, но его границы раздвигаются: так, установлен ряд основных физических констант, строятся некоторые модели с весьма высокой точностью, достигнут консенсус об эйнштейновских взглядах на относительность вселенной. Курки полагает, что сбалансированную философию науки предлагает научный1 реализм. Согласно ему, наука исторически и социально ограниченна, не имеет объективного доступа к миру, полного знания о нем. Ученые смотрят на мир через призму своих концепций и языков. Однако сама объективная реальность, с которой ученые работают, существует. Она не редуцируема к нашим представлениям, а сама корректирует их. Ученые в зависимости от многих факторов по-разному изучают реальность. Поэтому некоторые теории эмпирически и (или) концептуально убедительнее других (pp. 23-36). 1. Не путать с политическим.
3 Курки считает, что ньютоновская космология до сих пор сильно влияет на представления об обществе, особенно на условном “Западе”. Ее ключевые образы – “рациональный порядок мира”, “вещи, движущиеся в пустом пространстве”, “баланс сил”, механистическая логика, соответствующие “законы” (p. 45). Современная научная космология отвергла физику Ньютона, и, как показано далее, Курки считает ньютоновские воззрения неуместными и для общественных наук. Однако и в самой научной космологии конкурируют разные подходы. Как считает, например, космолог Ли Смолин, сама физика не может быть отделена от философских, социальных, эстетических, теологических дискуссий (pp. 37-57).
4 Ключевым для Курки подходом в научной космологии становится реляционный. Он развит прежде всего Смолиным совместно с физиком Карло Ровелли и, что примечательно, со специалистом по социальной теории – Роберто Ангером. На Смолина повлияли такие философы, как Готфрид Вильгельм Лейбниц (отвергавший взгляд Ньютона на пространство), Людвиг Витгенштейн, Пол Фейерабенд. Согласно реляционной космологии, ошибочна картина мира как суммы “вещей”, которые существуют на некотором “фоне” и на которые можно посмотреть “извне” мира, картина, обещающая постижение “фундаментальных законов” и редукцию всего знания к физике (pp. 61-62). Вместо этого утверждается, что вселенная есть некое целое, вне которого нет ничего. Это целое – сеть отношений. “Эволюция на макро- и микромасштабах вселенной реляционна”; “и пространство, и время создаются в отношениях” (p. 65). Чтобы указать положение чего-либо, нужно учесть, в принципе, всю остальную вселенную – поэтому вместо отдельных “вещей” предлагается изучать многообразные отношения в мире. При этом сами отношения связывают не вещи, а другие отношения.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 325

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх