Личность и общество в эпоху постсовременности (По следам исследований А. Инкелеса)

 
Код статьиS013122270013792-2-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва INKELES A. One World Emerging? Convergence and Divergence in Industrial Societies. London, Routledge, 2019. 448 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №1
Страницы128-131
Аннотация

  

Ключевые словасовременность и постсовременность, модель “современной личности” А. Инкелеса, социальная конвергенция и дивергенция, глобализация
Получено08.02.2021
Дата публикации08.02.2021
Кол-во символов13061
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Усиление в современном мире социальной турбулентности предъявляет к личности XXI века особые требования. Если вслед за некоторыми исследователями рассматривать эпоху постмодерна как продолжение, а не преодоление модерна (например, Э. Гидденс говорит о “поздней современности”1, З. Бауман использует метафору “текучая современность”2), то можно предположить, что потенциал идеи модернизации далеко не исчерпан и идеалы общества раннего модерна представляют ценность и в сегодняшнем мире. 1. Giddens A. The consequences of Modernity. Cambridge, Polity press, 1990. 186 p.

2. Bauman Z. Liquid modernity. Cambridge, UK, Polity Press; Malden, MA, Blackwell, 2000. 228 p.
2 Одним из первых, кто попытался сформулировать требования модернизирующегося социума к личности, стал известный американский социолог Алекс Инкелес, создатель аналитической модели “современной личности” (modern personality). Он обнаружил, что во всех обществах, испытывающих на себе влияние процессов модернизации, формируется особый тип личности. “Современный человек”, по Инкелесу, внутренне независим, открыт экспериментам, инновациям и изменениям, обладает развитым чувством социальной ответственности, высокой степенью правосознания и толерантности, уважает права и мнение других, а также верит, что способен самостоятельно или в кооперации с кем-то влиять на окружающую реальность. У него широкий кругозор, он высоко ценит хорошее образование и стремится к достижению профессионального мастерства. Его отличает устремленность в будущее (в противовес традиционалистской зацикленности на прошлом), что выражается в готовности планировать свою жизнь на несколько лет вперед. Он активен и решителен, особенно в вопросах собственной жизни и ее конструирования. Стоит отметить, что концепция “современной личности” впервые была предложена А. Инкелесом и Д. Смитом в 1974 г.3 и активно использовалась в дальнейших работах Инкелеса. 3. Inkeles A., Smith D. Becoming Modern: Individual Change in Six Developing Countries. Cambridge, Harvard University Press, 1974, pp. 289-302.
3 Одна из последних книг А. Инкелеса “Зарождение единого мира? Конвергенция и дивергенция в индустриальных обществах” (One World Emerging? Convergence and Divergence in Industrial Societies) была переиздана крупнейшим британским научным издательством Routledge в 2019 г. О ней и пойдет речь ниже. Книга объединяет серию опубликованных автором ранее работ за почти 40-летний период (с начала 1960-х до 1997 г.) и включает результаты сравнительных исследований, посвященных особенностям процессов модернизации в США, СССР, Индии и Китае. А. Инкелес прослеживает изменения, происходящие под воздействием модернизационных тенденций в социальной, экономической, политической и иных сферах общества, показывает, как эволюционируют и становятся схожими в разных странах институциональные структуры, ценности, культурные представления и социальные практики.
4 С момента выхода в свет первого издания книги в 1998 г. прошло более двадцати лет. За это время многие из зафиксированных А. Инкелесом системных социальных изменений настолько нормализовались, что стали восприниматься как обыденные явления; вместе с тем некоторые тренды, вероятно, уже утратили свою злободневность. Сегодня переживают сложные времена казавшиеся ранее незыблемыми ценности и идеалы модерна, подорвана вера в прогресс, разум, демократические завоевания, способность человека эффективно управлять собственной жизнью и окружающей средой, рационально просчитывая возможные риски. На фоне роста нетерпимости, радикализма, ксенофобии усиливаются тенденции неоархаизации, под которой понимают не просто возврат к традиционному обществу, а, по выражению А. Неклессы, “прыжок в новое, еще не известное истории состояние”4. И, наконец, на смену прежнему формату глобализации пришла “глобализация 3.0”. Невольно напрашивается вопрос, есть ли в этих условиях место modern personality и чем объяснить сегодняшний интерес издателей к книге А. Инкелеса? Или, может быть, дело в скрытом запросе постсовременного общества на ценности модерна? Поразмышляем над этим. 4. Неклесса А. Праведное дело. Интелрос, 15.04.2011. Available at: >>>> (accessed 15.07.2020).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 643

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх