«Цифровая сила» в странах Латинской Америки: хэштеги и дипфейки как политические инструменты

 
Код статьиS0044748X0024414-4-1
DOI10.31857/S0044748X0024414-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 3
Страницы21-33
Аннотация

Страны Латинской Америки входят в первую десятку государств мира, в которых использование Интернета, социальных сетей, а также новых технологий – дипфейков или синтетических СМИ – вышло на новый уровень. «Цифровая дипломатия» как средство влияния на аудиторию посредством социальных сетей оказалась востребованным инструментом во внутренней и внешней политике многих государств, включая Уругвай, Бразилию, Венесуэлу и др. Инструменты этой «дипломатии» являются частью «цифровой силы», трактуемой как способность страны оказывать влияние на технологические и политические процессы, происходящие в мире. В данной статье рассматриваются цифровые инструменты влияния – «дипломатия хэштега» и дипфейки, которые наиболее часто применяются в странах Латинской Америки в ходе тех или иных политических событий. Если с помощью «дипломатия хэштега» осуществляется быстрая мобилизация населения, то дипфейки позволяют манипулировать аудиторией посредством создания синтетического контента, ложных новостей и событий, усиливая поляризацию мнений, распространение слухов и конспирологических теорий, а также побуждая к экстремистским действиям. Высокая эффективность и дезинформирующий потенциал технологии позволяют рассматривать немногочисленные примеры деструктивного использования интернет-ресурсов как угрозу национальной безопасности. Для иллюстрации активности государственных и негосударственных акторов в социальных сетях авторы приводят пример социальной платформы Tik-Tok. Методология исследования опирается на количественный сбор данных из социальных сетей, выявленных в режиме реального времени в латиноамериканском сегменте Интернета, и на их анализ. Результатом исследования стала классификация дипфейков, наиболее активно использующихся в политических целях. В статье анализируются примеры как деструктивного, так и «мягкого» применения дипфейков.

Ключевые словаЛатинская Америка, Перу, Венесуэла, Куба, цифровая дипломатия, дезинформация, дипфейк
Получено20.01.2023
Дата публикации16.03.2023
Кол-во символов23878
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 322

Оценка читателей: голосов 0

1. Kheifets V., Tsvetkova N., Sytnik A., Tsvetkov I. Venezuela in U.S. Public Diplomacy, 1950s–2000s: the Cold War, Democratization, and the Digitalization of Politics. Cogent Social Sciences. London, 2019, vol. 5, N 1, pp. 1–15.

2. Rivera C., Alister C., Wittig F. Tecnopolítica Mapuche: rasgos y tipos de activismo digital. Izquierdas, Santiago, 2022, vol. 51, pp. 1–21.

3. Сытник А.Н., Цветкова Н.А., Цветков И.А. Цифровая дипломатия США в зеркале больших данных: уроки венесуэльского кризиса 2018–2019 гг. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения, Волгоград, 2022, т. 27, № 2, сс. 192–203. [Sytnik A.N., Tsvetkova N.A., Tsvet- kov I.A. Cifrovaja diplomatija SShA v zerkale bol'shih dannyh: uroki venesujel'skogo krizisa 2018–2019 gg. [U.S. Digital Diplomacy and Big Data: Lessons from the Political Crisis in Venezuela, 2018–2019]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. Volgograd, 2022, vol. 27, N 2, pp. 192–203 (In Russ.).

4. Смаль С.В. Государственная политика цифровизации в странах Латинской Америки. Опыт применения многомерных интегральных индексов на примере Бразилии. Латинская Америка, М., 2021, № 4, cc 40–55. [Smal S. Gosudarstvennaja politika cifrovizacii v stranah Latinskoj Ameriki. Opyt primenenija mnogomernyh integral'nyh indeksov na primere Brazilii. [State policy of digitalization in Latin America. Experience of using multidimensional integral indices on the example of Brazil]. Latinskaya America, Moscow, 2021, N 4, pp. 40–55 (In Russ.).

5. Неверов К.А. Интероперабельность как рекурсивный процесс: цифровая платформа Уругвая. Латинская Америка, М., 2021, № 4, cc. 56–68. [Neverov K. Interoperabel'nost' kak rekursivnyj process: cifrovaja platforma Urugvaja. [Interoperability as a Recursive Process: Uruguay's Interoperability Platform]. Latinskaya America, Moscow, 2021, N 4, pp. 56–68 (In Russ.)

6. Mortier R., Haddadi H., Henderson T., McAuley D., Crowcroft J. Human-Data Interaction: The Human Face of the Data-Driven Society. ArXiv, 2014. Available at: https://arxiv.org/abs/1412.6159 (accessed: 03.11.2022).

7. Tsvetkova N. Soft Power and Public Diplomacy. Russia and the World: Understanding International Relations, ed. by N.A. Tsvetkova. Latham, Lexington Books, 2017, pp. 231–252.

8. Bjola С., Manor I. The Rise of Hybrid Diplomacy: from Digital Adaptation to Digital Adoption. International Affairs. Moscow, 2022, vol. 98, N 2, pp. 471–491.

9. Agwar A. Deepfake: A High Stakes of Deception. Medium, July 22, 2020. Available at: https://medium.com/hmif-itb/deepfake-a-high-stakes-of-deception-f90daf289491 (accessed: 04.11.2022).

10. López J. Tragic Realism: How to regulate Deepfakes in Colombia? Latin American Law Review, Bogotá, 2022, N8, pp. 125–145.

11. TikTok in Latin America. Statistics & Facts. Statista. Available at: https://www.statista.com/topics/9670/tiktok-in-latin-america/#dossierKeyfigures (accessed: 03.08.2022).

12. Number of TikTok users in Latin America from 2019 to 2025. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/1301718/users-tiktok-latin-america/ (accessed: 03.07.2022).

13. Number of TikTok users in Latin America from 2019 to 2025. July 15, 2022. Available at: https://www.statista.com/statistics/1301718/users-tiktok-latin-america/ (accessed: 03.08.2022).

14. Digital Development Dashboard. The International Telecommunication Union. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Dashboards/Pages/Digital-Development.aspx (accessed: 03.08.2022).

15. Гришанина Т.А. Цифровая дипломатия США в 2009-2020 гг. в свете развития инновационных технологий. Манускрипт, М., 2021, том 14, № 4, сс. 682–688 [Grishanina T. Cifrovaja diplomatija SShA v 2009-2020 gg. v svete razvitija innovacionnyh tehnologij. [The US Digital Diplomacy in 2009-2020 through the Lens of Evolving Innovative Technologies]. Manuscript, Moscow, 2021, vol 14, N 4, pp. 682–688. (In Russ.).

16. Tsvetkova N., Rushchin D., Shiryaev B., Yarygin G., Tsvetkov I. Sprawling in Cyberspace: Barack Obama’s Legacy in Public Diplomacy and Strategic Communication. Journal of Political Marketing. 2020, N1. Available at: https://www.tandfon-line.com /doi/full/10.1080/15377857.2020.1724425 (accessed: 14.12.2022).

17. Цветкова Н.А., Кузнецов Н.М. Феномен дипломатии больших данных в мировой политике. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. М., 2020, т. 4, сс. 27–44. [Tsvetkova, N.A., Kuznetsov, N.M. [Fenomen diplomatii bolshikh dannyh v mirovoj politike. [Phenomenon of Big Data Diplomacy in World Politics]. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Moscow, 2020, vol. 4, pp. 27–44 (In Russ.).

18. Carvalho de F. F. The Social Media Popularity of Pre-Candidates for the 2022 Brazil Elections. Brazilian Journal of Experimental Design, Data Analysis and Inferential Statistics, 2022, vol. 1, pp. 1–10.

19. Commission for Assistance to a Free Cuba. Implementation Highlights. May 20, 2005. U.S. Department of State. Available at: https://2001-2009.state.gov/p/wha/rls/46699.htm (accessed 15.01.2022).

20. Congressional Budget Justification for Foreign Operations Fiscal Year 2007. U.S. Department of State. Available at: https://2001-2009.state.gov/p/wha/rls/46699.htm (accessed 15.01.2022).

21. Congressional Budget Justification for Foreign Operations Fiscal Year 2009. U.S. Department of State. Available at: https://2001-2009.state.gov/p/wha/rls/46699.htm (accessed 15.01.2022).

22. Meyer R. The Fall of the Internet Freedom Meet the Company that Secretly Built Cuban Twitter. The Atlantic. April 4, 2014. Available at: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2014/04/the-fall-of-internet-freedom-meet-the-company-that-secretly-built-cuban-twitter/360168/ (accessed: 20.06.2022).

23. Fick N., et al. Confronting Reality in Cyberspace: Foreign Policy for a Fragmented Internet. Council on Foreign Relations. Independent Task Force Report, 2022, N 80, July 7. Available at: https://www.cfr.org/report/confronting-reality-in-cyberspace/download/pdf/2022-07/CFR_ TFR80_Cyberspace_Full_SinglePages_06212022_Final.pdf. (accessed 08.09.2022).

24. Carter A., Manley L. Tech Factsheets for Policymakers: Deepfakes. Technology and Public Purpose Project. Belfer Center for Science and International Affairs, 2020. Available at: https://www.belfercenter.org/publication/technology-factsheet-deepfakes (accessed: 08.07.2022).

25. Jeffs V. Artificial Intelligence and Improving Customer Experience. Pegasystems. 2018. Available at: https://www1.pega.com/system/les/resources/2018-08/AI-Improving-Customer-Experience.pdf (accessed: 08.11.2022).

26. Leetaru K. The Real Danger Today is Shallow Fakes and Selective Editing Not Deepfakes. Forbes. August 26, 2019. Available at: https://www.forbes.com/sites/kalevleetaru/2019/08/26/the-real-danger-today-is-shallow-fakes-and-selective-editing-not-deep-fakes/?sh=677d87794ea0 (accessed: 08.06.2022).

27. Li Y., Yang X. Y., Wu B., Lyu, S. Hiding Faces in Plain Sight: Disrupting A.I Face Synthesis with Adversarial Perturbations. IEEE, 2019. Available: https://arxiv.org/pdf/1906.09288.pdf (accessed 01.03.2022).

28. Vaccari C. Chadwick, A. Deepfakes and Disinformation: Exploring the Impact of Synthetic Political Video on Deception, Uncertainty, and Trust in News. Social Media + Society, January–March 2020, pp. 1–13.

29. McGarry A., Erhart I., Eslen-Ziya H. Jenzen O., Korkut U. Introduction: The Aesthetics of Global Protest: Visual Culture and Communication. The Aesthetics of Global Protest: Visual Culture and Communication, edited by Aidan McGarry, Itir Erhart, Hande Eslen-Ziya, Olu Jenzen and Umut Korkut, Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019, pp. 15–36.

30. Flynn D.J., Nyhan B., Reifler J. The Nature and Origins of Misperceptions: Understanding False and Unsupported Beliefs About Politics. Advances in Political Psychology. University of California, 2017, N 38, pp. 127–150.

31. Иванов В.Г., Игнатовский Я.Р. Deepfakes: перспективы применения в политике и угрозы для личности и национальной безопасности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. М., 2020, т.7, № 4, cc. 379–386. [Ivanov V.G., Ignatovskiy Y.R. Deepfakes: perspektivy primenenija v politike i ugrozy dlja lichnosti i nacional'noj bezopasnosti. [Deepfakes: Prospects for Political Use and Threats to the Individual and National Security]. RUDN Journal of Public Administration. Moscow, 2020, Vol. 7, N4, pp. 379–386. (In Russ.).

32. Burchard H., von der. Belgian Socialist Party Circulates ‘Deep Fake’ Donald Trump Video. Politico. May 21, 2018. Available at: https://www.politico.eu/article/spa-donald-trump-belgium-paris-climate-agreement-belgian-socialist-party-circulates-deep-fake-trump-video/ (accessed: 09.10.2022).

33. В Индии дипфейк использовали для «позитивной» избирательной кампании. Хабр. 19 февраля 2020 г. [V Indii dipfejk ispol'zovali dlja «pozitivnoj» izbiratel'noj kampanii. [India uses deepfake for 'positive' election campaign]. Habr. 19.02.2020. Available at: https://habr.com/ru/news/t/489006/ (accessed 21.09.2022). (In Russ.).

34. TikTok: Technology Overview and Issues. Congressional Research Service. 2020. Available: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R46543 (accessed 01.10.2022).

35. Nguyen T., Nguyen Q., Nguyen C., Nguyen D., Nguyen D.T., Nahavandi S. Deep Learning for Deepfakes Creation and Detection: A Survey. IEEE, 2021. Available at https://arxiv.org/pdf/1909.11573.pdf (accessed 21.07.2022).

36. Wiggers K. Deepfakes and Deep Media: A New Security Battleground. A.I and Security. VB Special Issue. 2020. Available at: https://venturebeat.com/2020/02/11/deepfake-media-and-detection-methods/ (accessed 18.11.2021).

37. Vijay D., Gekker A. Playing Politics: How Sabarimala Played Out on TikTok. American Behavioral Scientist. 2021, vol. 65, N 5, pp. 712–734.

38. Davis R., Wiggins C., Donovan J. Deepfakes. Technology and Public Purpose Project. Belfer Center for Science and International Affairs. 2020. Available at: https://www.belfer-center.org/sites/default/files/2020-10/tappfactsheets/Deepfakes.pdf. (accessed 18.11.2022).

39. Deep Synthesis Provisions. Stanford University. Available at: https://digichina.stanford.edu/work/translation-cybersecurity-law-of-the-peoples-republic-of-china-effective-june-1-2017/. (accessed 31.12.2022).

40. Foreign Assistance. USAID. Available at: https://www.foreignassistance.gov (accessed: 15.08.2022).

41. Polanco N., et al. Tik Tok and the possible perseverance of Cultural Imperialism. Global Media Journal. 2022, vol. 20, N52. Available: https://www.globalmediajournal.com/open-access/tik-tok-and-the-possible-perseverance-of-cultural-imperialism.php?aid=91599 (accessed: 11.09.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх