Spanish cinema on the Civil War: the aspect of national reconciliation

 
PIIS0044748X0017497-5-1
DOI10.31857/S0044748X0017497-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 12
Pages84-92
Abstract

The article deals with one of the aspects of the cinematic interpretation of the theme of Spanish Civil War. Among the various models of its implementation in the cinema, the most justified and promising options are those aimed at achieving national understanding and harmony. The validity of the existence of such a trend in Spanish cinema is illustrated by the analysis of several films focused on this task.

Keywordsthe civil war, historical memory, understanding of the national past, the specifics of the language of cinema
Received09.02.2021
Publication date24.11.2021
Number of characters21894
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема гражданской войны, осмысления ее результатов, по-видимому, всегда будет одной из самых сложных, неоднозначных и вместе с тем значимых для национального самосознании граждан любой страны, имеющей подобный трагический опыт. Такой особой, до сих пор не теряющей актуальности темой она остается и для Испании, испанского общества. Занимая важное место в научных исследованиях, события гражданской войны 1936—1939 гг. составляют предмет непрекращающейся полемики, обусловленной неоднозначностью позиций по поводу сути одного из самых драматических периодов национальной истории.
2 Неудивительно, что и многочисленные кинематографические интерпретации этого периода стали отражением спектра различных точек зрения и важным материалом изучения не только для исследователей киноискусства и культурологов, но и для историков, политологов, социологов. Среди многих ученых, посвятивших свои научные исследования различным аспектам преломления истории гражданской войны в кинематографе, нельзя не назвать имена историка кино Хосе Марии Капарроса Леры [1], работавшего в Университете Барселоны, французского культуролога Жана-Клода Сегин [2], преподавателя Университета Люмьер-Лион, ученых-социологов Хуана Хосе Игартуа (Университет Саламанки) и Дарио Паеса Ровиры (Университет Страны Басков), написавших совместную работу «Кино о гражданской войне в Испании» [3], а также Фернандо Ронсеро Морено (Университет Кастилия Ла Манча), автора монографии об игровом кино, посвященном гражданской войне [4]. Историку кинематографии, преподавателю Университета Валенсии Висенте Санчесу-Биоска принадлежит своеобразное исследование «Кинематограф и гражданская война в Испании. От мифа к памяти» [5]. Исходя из анализа образной структуры фильмов, снятых более чем за 70 лет, ученому в этой работе удалось дифференцировать лежащие в их основе представления о войне, которые он разделил на «мифические» и исторические.
3 В 1997 г. Академия кинематографического искусства и науки с целью поддержки лучших историографических исследований об испанском киноискусстве учредила премию имени Рикардо Муньоса Суай — известного исследователя киноискусства и деятеля культуры. Среди монографий, отмеченных этой премией, — «Кинематограф на службе нации» (1939—1975) [6] политолога Габриэлы Виадеро Карраль. В своей работе, материалом для которой стали фильмы, снятые в разные исторические периоды, она рассматривает проблему соответствия этих лент событиям политической и социальной истории. Премию Академии получила также работа «Массовая культура и политические перемены: испанский кинематограф переходного периода» [7], автор которой Мануэль Тренсадо Ромеро, известный ученый, политолог, социолог, преподаватель Университета Гранады, исследовал воздействие политических реалий на киноискусство.

Number of purchasers: 0, views: 199

Readers community rating: votes 0

1. Caparros Lera J.M. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, 150 p.

2. Seguin J.- C. Historia del cine español. Madrid, 1999, 91 p.

3. Igartua J.J., Paez Rovira D. El cine sobre la Guerra civil española. Boletin de Psicologia, N 57 octubre 1997. Available at:www.reserchgate.net/publication/228109124 (acceded 29.03.2021).

4. Roncero Moreno F. La guerra civil vista a traves del cine español de ficción: una mirada desde la democracia. Available at: https: //www.memoriatransición.unizar.es/materiales científicos.htm (acceded 18.03.2021).

5. Sanchez-Biosca V. Cine y Guerra Española: del mito a la memoria. Madrid, Grupo Anaya Publicaciones Generales, 2006, 360 p.

6. Viadero Carral G. El cine al servicio de la nación (1939-1975). Madrid, Marcial Pons, Ediciones de Historia, 2017, 448 p.

7. Trenzado Romero M. Cultura de masas y cambio político: el cine español de la transición. Madrid, Centro de investigaciones sociológicas, 1999, 350 p.

8. Braginskaya Eh.V. Na ehkrane i za ehkranom. Inostrannaya literatura. M.,1967, № 12.

9. Terteryan I.A. Cherez proshloe k buduschemu. Inostrannaya literatura. M., 1970, № 1.

10. Grantseva E.O. Kino v ehpokhu Franko: ot gosudarstvennogo zakaza do soprotivleniya rezhimu. Latinoamerikanskij istoricheskij al'manakh, M., IVI RAN, 2019 № 23, cc. 254-276.

11. Anarkhistskij sled v ispanskom kinematografe i problemy istoricheskoj pamyati. Latinoamerikanskij istoricheskij al'manakh, M., IVI RAN, 2020, №27, cc.193-202.

12. Rostotskaya L.V. Liniya voskhozhdeniya novogo kino. Ispaniya. Anfas i profil'. Kollektivnaya monografiya, Otv.red. Vernikov V.L. Ves' Mir. Moskva, Institut Evropy RAN, 2007, cs. 427-440.

13. Rubio, Miguel. Mi Guerra Civil española. Una Guerra literaria. Nickelodeon, № 19, 2000. Available at: www.dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=2822746 (accessed 17.04.2021)

14. Alejandro Amenábar recibirá el Premio Málaga. Available at: https://www/eldiario.escultura/cine/alejandro-amenabar-franco-entrevista_1_1349471.html (accessed 09.02.2021).

15. Mientras dure la guerra. Available at: https://es.wikipedia.org/wiki/miguel_de_Unamuno#Vencereis,_pero_no_conveceréis (accessed 14.02.2021).

16. Mientras dure la Guerra: si usted es muy “rojo” o muy “azul”. Available at: https://www.elespanol.com/cultura/cine/20190927/dure-guerra-usted-rojo-unamuno-amenabar-decepcionara/432207351_0html (acceded 14.02.2021).

Система Orphus

Loading...
Up