Telenovelas in Latin America: political leverage and marketing export

 
PIIS0044748X0009386-3-1
DOI10.31857/S0044748X0009386-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Synergy University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 8
Pages93-103
Abstract

The Latin American television series is a successful investment product of regional media conglomerates: Televisa, Rede Globo, Venevisión, etc. The popularization of telenovelas as a new selling genre of cinema became possible due to the success of its historical prototypes: novels of the XIX century and radio series. In the 20th century, telenovelas became an important channel of political communication used by politicians to solve socio-economic problems in the countries of the Latin American region and create a cultural and educational image. At the end of XX beginning of XXI centuries the marketing strategy of the leading Latin American media conglomerates contributed to the development of intercultural communication in the region and in other countries of the world, where Latin American telenovelas found similar cultural and social features and became a kind of brand of this television genre, recognizable and bought all over the world. The article studies and analyzes the evolution of the Latin American series as a separate genre of cinema and as a lever of political communication in the region, as well as the marketing strategy of the leading Latin American media conglomerates.

Keywordstelenovela, «soap opera», image of the country, political communication, marketing export, media mega conglomerate
Received13.04.2020
Publication date29.07.2020
Number of characters23648
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

«Я всегда мечтал писать мыльные оперы. Они прекрасны. Они доступны гораздо большему количеству людей, чем книги. Книгу могут прочитать миллион читателей в год, а мыльную оперу за один день смотрят пятьдесят миллионов семей. Мыльная опера эффективнее романа».

Габриэль Гарсия Маркес

2 В латиноамериканской исследовательской литературе существует несколько понятий, относящихся к определению сериала как отдельно взятого жанра кино. Термин «сериал» встречается крайне редко, в научных работах значительно чаще используется понятие «теленовелла», которую специалисты по коммуникациям определяют как сериальную мелодраматическую беллетристику [1]. Теленовелла берет свое начало от серийных романов, публиковавшихся в газетах и журналах в XIX в. и рассчитанных, как правило, на женскую аудиторию [2, p. 3].
3 В 1930-х годах в латиноамериканских радиосериалах, а позже и в заставках к телесериалам шла реклама продукции косметических и парфюмерных компаний. Их стратегической целью стало использование беллетристического жанра литературы при помощи радио- и киноязыка для рекламы своей продукции в рамках определенной целевой аудитории, главным образом женской. Именно по этой причине к подобным сериалам стало применяться определение «мыльная опера» (исп. Opera de Jabón). Оно связано с пренебрежительным намеком на мыльные оперы, транслировавшиеся по радио на североамериканских радиостанциях после Первой мировой войны. Слово «мыло» (или моющее средство) свидетельствовало о рекламном характере этого вида жанра, а понятие «опера» отражало его мелодраматическое содержание [3, p. 29]. Данное определение стало чаще всего использоваться в научной среде и обычными телезрителями для характеристики жанра телесериала.
4 Однако латиноамериканский сериал, рожденный из удачной маркетинговой политики косметических и парфюмерных компаний, спустя 50 лет смог переродиться в самостоятельный инвестиционный продукт мирового бренда.
5

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА КАК НОВЫЙ ЖАНР В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИНДУСТРИИ

  

Жанр радиосериала, который был крайне популярен в начале XX в. в США и Канаде, к середине века приходит на Кубу, а затем и в другие страны Латинской Америки. В Мексике первые радионовеллы начали транслироваться в конце 1930-х годов. Успешными из них были El derecho de nacer («Право быть рожденным, 1938 г.) и Anita de Montemar («Анита де Монтемар», 1941 г.), которые позже были экранизированы и также пользовались огромной популярностью у телезрителей.

6 С 1950-х годов начинается новый этап в развитии данного жанра, появляются телеверсии серийной мелодрамы — теленовеллы, имевшие ряд преимуществ перед обычным художественным кино и поэтому способствовавшие их быстрому продвижению на региональном и мировом кинорынках. Во-первых, это — прямые трансляции в прайм-тайм, во-вторых, — моментальное освещение в СМИ, качественный мониторинг зрителей и быстрое привлечение доходов. Тематику и периодизацию теленовелл условно можно разделить на несколько отдельных групп:

Number of purchasers: 0, views: 288

Readers community rating: votes 0

1. En relación a esta definición ver. Available at: http://www.museum.tv/archives/etv/T/htmlT/telenovela/telenovela.htm (accessed 24.03.2020).

2. Quispe-Agnoli R. La telenovela latinoamericana frente a la globalización: roles genéricos, estereotipos y Mercado. La Mirada de Telemo, 2009, N 2, Abril. Available at: http://repositorio.pucp.edu.pe/index/bitstream/handle/123456789/20338/pdf.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 8.04.2020).

3. Carreras Lario C. El lenguaje de las telenovelas. Universidad de Sevilla. Departamento de Comunicación Audiovisual, Publicidad y Literatura, 1991, Lenguaje informativo y filmográfico, pp. 29-35. Available at: https://idus.us.es/bitstream/handle/11441/30167/pliegos1_3.pdf?sequen-ce=1&isAllowed=y (accessed 6.04.2020).

4. González P.D. Series familiares de televisión: concepto, producción y exportación. El caso de Médico de Familia. Revista Latina de Comunicación Social (RLCS), 2009, N 64, pp. 238-257.

5. Orozco G., Miller T. La Televisión más allá de sí misma en América Latina. Comunicacion y Sociedad. Departamento de Estudios de la Comunicacion Socia, Universidad de Guadalajara, 2017, N. 30, pp. 107-127.

6. Pérez García M.E., Leal Larrarte S.A. Las telenovelas como generadoras de estereotipos de género: el caso de México. Anagramas Rumbos y Sentidos de la Comunicación, 2017, vol. 16, N 31, pp. 167-185.

7. Medina M., Barrón L. La telenovela en el mundo. Palabra Clave, 2010, vol. 13, N. 1, pp.77-97. Available at: https://www.research-gate.net/publication/45487742_La_tele-novela_en el_mundo (accessed 6.04.2020).

8. Orozco G. La telenovela en mexico: ¿de una expresión cultural a un simple producto para la mercadotecnia? Comunicacion y Sociedad (Mexico), 2012, N 6, pp. 11-35.

9. Chaves zastavit venesuehl'tsev smotret' «sotsialisticheskie myl'nye opery». Lenta.ru, 11.01.2010. Available at: https://lenta.ru/news/2010/01/11/opera/ (accessed 02.04.2020). (In Russ.).

10. Azorín L.S. Las telenovelas y su influencia política. Actas – V Congreso Internacional Latina de Comunicación Social (CILCS).Universidad de La Laguna, diciembre 2013, pp. 1-20.

11. Barrón D.L. La comercialización de la telenovela mexicana en el extranjero. Razó‎n y palabra. Primera Revista Electrónica en América Latina Especializada en Comunicación, Relaciones Públicas, 2009, N. 70, pp. 1-17. Available at: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=3104300 (accessed 7.04.2020).

12. Burbano G. Impacto e influencia de la telenovela de ruptura «Francisco el matemático» en la sociedad de Quito. Tesis de Grado. Quito – Ecuador, Septiembre, 2003, Universidad Internacional SEK Facultad de Ciencias de la Comunicación, 114 p.

13. Sánchez R. E. El informe MacBride de la UNESCO, cinco lustros después, julio de 2007, Consultado en enero de 2008. Available at: https://web.archive.org/web/ 20071221 0003 50/ http://www.mexicanadecomunicacion.com.mx/Tables/RMC/rmc93/informe.html (accessed 5.04.2020).

14. Reportes UNESCO 1999 a 2005, consultados en: www.unesco.org, dentro de la sección «Courier/1999_05», en abril de 2007. Available at: https://unesdoc.unesco.orgark:/48223/pf0000141908 (accessed 8.04.2020).

15. Barrón D. L. La industria de la telenovela mexicana: procesos de comunicación, documentación y comercialización. Tesis de la Universidad Complutense de Madrid, Facultad de Ciencias de la Información, Departamento de Biblioteconomía y Documentación, leída el 23-01-2009, 379 p.

16. Sitman R., Lerner I. Queridas, odiadas, pero nunca ignoradas las telenovelas en las clase de E/LE. Actuales tendencias en la enseñanza del español como lengua extranjera II: actas del VI Congreso Internacional de ASELE. León, 5-7 de octubre de 1995, pp. 245-248.

17. Jara R., Garnica, A. ¿Cómo la ves? La televisión mexicana y su público, México, IBOPE AGB, 2006. Available at: https://editorialpatria.com.mx/pdffiles/9786074380729.pdf (accessed 3.04.2020).

18. Tomado de «Los formatos de ficción. Una gran opción para los canales del mundo», eneromarzo de 2008. Available at: www.tvmasmagazine (accessed 7.04.2020).

Graphs (Графики.doc, 216 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up