Two Latin American novels about globalization

 
PIIS0044748X0005582-9-1
DOI10.31857/S0044748X0005582-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 8
Pages84-98
Abstract

The article discusses the two most significant works of two prominent representatives of contemporary literature in Latin America - the novels “Winter Gunther” by Juan Manuel Marcos (Paraguay) and “The Whisper of a Woman-Whale” by Alonso Cueto (Peru). The scale of the talent of both authors allows them to become the spokesmen of a broad public mindset. The theme of globalization occupies a significant place in these novels, correlating with the traditional for Latin American consciousness, an aggravated focus on the problem of ethno-cultural self-knowledge and self-affirmation. Each of these writers represents a particular, Marcos - early, Cueto - mature, stage of the process of globalization in Latin America, which makes it possible to reveal the dynamics of attitudes of Latin Americans to this phenomenon. The author of the article confirms the idea of foreign and domestic researchers about the connection of Marcos with the legacy of the “new Latin American novel”, which is primarily manifested in the desire to present Latin America as part of many-sided humanity. It is noted that Marcos' novel belongs to the phenomenon of postmodernism, with its tendency to relativize traditional ideas, which for Marcos turns out to be aesthetically productive (polystylism) and unacceptable in matters of ethics. The ethical dominant is also characteristic of Cueto’s novel, postmodern in the sense that it combines the tradition of literary classics in depicting the inner world of a woman (L.N.Tolstoy, G.Flaubert and others) with a modern "feminine novel." Both writers reject alarmist sentiments regarding the problem of “globalization and ethno-cultural identity”, both of them generally relate to globalization favorably, while in the Cueto’s novel ethno-cultural concern is less pronounced than in the book of the oldest, Marcos. The fate of globalization for these writers depends on how a person as an ethical being will be.

KeywordsMarcos, Cueto, postmodernism, identity, ethics
Received24.07.2019
Publication date24.07.2019
Number of characters39718
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 1987 г. вышел в свет роман парагвайского писателя Хуана Мануэля Маркоса (р. 1950 г.) «Зима Гюнтера». Он удостоился широкого читательского признания и был высоко оценен критикой, которая причислила его к наиболее ярким образцам так называемого «постбума» в латиноамериканской литературе. «Бум» (или, согласно принятой в отечественном литературоведении терминологии, «новый латиноамериканский роман») обозначает мощный подъем латиноамериканской прозы в 1960—1970-е годы, привлекающий к себе внимание далеко за пределами Латинской Америки. Общее между Маркосом и представителями «бума» — это, прежде всего, пафос свободы в ее самом широком понимании: от политики до сферы интимной жизни, который проявился в умонастроениях и поведении многих людей на Западе, особенно молодежи 1960—1970-х годов; подъем леворадикального движения, студенческие бунты, «сексуальная революция», феномен «контркультуры» — все эти признаки указанного времени так или иначе, с большей или меньшей степенью определенности, присутствуют в романе Маркоса.
2 Подобно своим предшественникам (и не только непосредственным, т.е. представителям «бума», но и более далеким, вплоть до истоков литературного процесса в Латинской Америке — речь идет о некоем его стабильно-типичном качестве) Маркос предельно сосредоточен на латиноамериканской проблематике, стремится утвердить неповторимую сущность Латинской Америки в контексте единого и многоликого человечества. А с другой стороны, универсализм писателей «бума» проявляется в активном использовании ими опыта западной модернистской прозы XX в. (Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Франс Кафка, Джон Дос Пассос, Уильям Фолкнер и др.). По этому пути, и даже расширяя диапазон применяемых им средств из арсенала мировой литературы, следует и Маркос.
3 В романе «Зима Гюнтера» сочетаются самые различные эстетические начала: «поток сознания», объективная описательность реалистического типа, лаконичный репортерский слог и словесная избыточность, возвышенный профетический тон и жесткий, «грязный», натурализм, политический памфлет с элементами гротеска и проникновенная лирики в традиции верлибра, психологизм и публицистичность. Перед нами яркий пример эстетического плюрализма, столь характерного для постмодернистской культуры, где вопрос об оценочно-избирательном отношении к различным эстетическим явлениям принципиально элиминируется.
4 Выражая постмодернистскую установку на отказ от ригоризма в эстетике, Маркос тем самым стремится утвердить характерный для постмодернизма принцип вольного, ироническо-адогматического, игрового отношения к различным эстетическим системам при том, однако, что «Зима Гюнтера» — роман не игровой, не фривольный, не развлекательный (развлекательность, как известно, вовсе не чужда серьезному постмодернизму и даже приветствуется в нем, но это — не тот случай). Здесь речь идет о произведении предельно серьезном, выдержанном в духе «оптимистической трагедии», взывающем к самым человечным началам природы человека — к чувствам любви, милосердия, справедливости.

Number of purchasers: 2, views: 515

Readers community rating: votes 0

1. Vargas L'osa M. Globalizatsiya i kul'turnaya identichnost'. Available at: http://noblit.ru (In Russ), 16.03.2017.

2. Platonicheskaya lyubov'. Slovar' antichnosti (perevod s nemetskogo). M.: «Progress», 1993.

3. Dovbysh E.G. Pol' Riker. Identichnost', lichnost', obschestvo, politika. Ehntsiklopedicheskoe izdanie (otv. redaktor — chlen-korr. RAN I.S.Semenenko). IMEhMO RAN, M.: Izdatel'stvo Ves' mir, 2017.

4. Smirnova Yuliya. Uroki integratsii po-latinoamerikanski. Sankt-Peterburgskij Universitet, 2017, № 6 (3907).

Система Orphus

Loading...
Up