Чили и Организация американских государств (1990—2018 гг.)

 
Код статьиS0044748X0005099-7-1
DOI10.31857/S0044748X0005099-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: магистр международных отношений МГИМО МИД России, третий секретарь Посоль-ства России на Кубе, соискатель кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 6
Страницы49-57
Аннотация

В статье рассматривается чилийский опыт участия в работе Организации американских государств в период с момента возвращения страны к демократии в 1990 г. до 2018 г. Автор приводит оценки, данные чилийскими политиками Саммитам Америк, состоявшихся в указанный период. Особое внимание уделяется периодизации внешней политики Сантьяго в привязке к конкретным инициативам, выдвигавшимся чилийской дипломатией в рамках организации.

Ключевые словаОрганизация американских государств, Саммит Америк, Чили, многосторонняя дипломатия
Получено23.05.2019
Дата публикации29.05.2019
Кол-во символов22747
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1990 г., после падения диктатуры генерала Аугусто Пиночета (1973—1990), Республика Чили встала на путь кардинальных перемен. В стране начались расследования преступлений, совершенных в годы диктатуры, был начат длительный процесс национального примирения, осуществлялось поэтапное внедрение электоральных механизмов, характерных для демократических стран. Важной составляющей перехода от диктатуры к демократии стало возвращение государства в глобальную политику на правах «рукопожатного партнера». Условно внешнеполитическую деятельность демократического периода развития Чили можно разделить на два этапа. Первый, с 1990 по 2005 г., характеризовался активной реинтеграцией Чили в международную систему, поиском своей ниши, то есть тех проблем актуальной повестки дня, в решение которых государство могло внести наиболее существенный вклад. Среди них — содействие экономическому и социальному развитию развивающихся стран, свободная торгов- ля, защита окружающей среды и охрана морских пространств, гендерное равенство, права человека (в частности, ЛГБТИ) и др. Во второй период — с 2005 по 2018 г. — чилийская дипломатия укрепляла позиции страны, отдавая приоритет направлениям, определенным во время предыдущего периода.
2

В реалиях Западного полушария по ряду причин основная работа по реинтеграции страны в региональную подсистему международных отношений осуществлялась через Организацию американских государств (ОАГ). Во-первых, официальный Сантьяго традиционно и неизменно рассматривал ОАГ в качестве основной региональной структуры для ведения многостороннего диалога в полушарии в силу репрезентативности членского состава (в объединении были представлены все государства полушария, кроме Кубы). Во-вторых, работа Чили в рамках ОАГ происходила весьма интенсивно, так как во времена диктатуры Пиночета организация оставалась одной из немногих многосторонних площадок, где чилийские дипломаты не чувствовали себя в изоляции. В-третьих, в понимании Сантьяго работа ОАГ велась по практически универсальной повестке. В рамках этой повестки были задействованы органы, которые можно было использовать как для обмена национальным опытом в различных областях, так и для предоставления технической поддержки по отдельным вопросам (например, организация электоральных процессов), а также для разработки общерегиональных мер (к таковым, к примеру, относится Межамериканская комиссия по делам женщин)1. Более того, во всех редакциях чилийских документов, относящихся к внешнеполитическому планированию 1990—2017 г., задача укрепления роли организации в регионе упоминается в числе приоритетных2.

1. M. Artaza, C. Ross. La política exterior de Chile, 1990–2009. Del aislamiento a la integración global. Santiago, 2012, p. 179.

2. Principios de la Política Exterior Chilena. — Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile, 2014. — Available at: >>> (accessed on 13.02.2014).
3

Чили в ОАГ: основные тенденции

 

Деятельность ОАГ зиждется на четырех столпах: демократия, права человека, безопасность и развитие3, которым Чили с 1990-х годов уделяет самое пристальное внимание. Хронологически момент возвращения Чили к демократии в начале 1990-х совпал с реактивацией деятельности самой ОАГ. Немаловажную роль в этом сыграла и чилийская сторона как хозяйка XXI Генеральной ассамблеи организации (г. Сантьяго, Чили, 3-8 июня 1991 г.). Именно на ней была принята Резолюция № 1080, получившая название «Демократический компромисс», в которой все 34 государства-участника заявляли о приверженности демократическим принципам. По мнению многих латиноамериканских экспертов документ имел ключевое значение для распространения демократии в Западном полушарии4. Ассамблея была примечательна и тем, что на ней был дан старт практике (впоследствии ставшей постоянной), в рамках которой представители ОАГ осуществляли наблюдение за электоральными процессами в государствах региона. Обсуждались также совместные инициативы по борьбе с наркотрафиком, защите прав человека и окружающей среды.

3. Л. В. Хадорич. Социальное и экономическое развитие Западного полушария: достиже-ния и проблемы ОАГ. — Ибероамериканские тетради, 2014, № 3 (5), c. 118.

4. M. Artaza, C. Ross. Op. cit., p. 145–147.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 716

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. M. Artaza, C. Ross. La política exterior de Chile, 1990–2009. Del aislamiento a la integración global. Santiago, 2012, p. 179.

2. Principios de la Política Exterior Chilena. — Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile, 2014. — Available at: http://www.minrel.gob.cl/minrel/site/artic/20080802/pags/20080802194424.html (accessed on 13.02.2014).

3. Л. В. Хадорич. Социальное и экономическое развитие Западного полушария: достиже-ния и проблемы ОАГ. — Ибероамериканские тетради, 2014, № 3 (5), c. 118.

4. M. Artaza, C. Ross. Op. cit., p. 145–147.

5. La Carta Democrática Interamericana: Visión de la Misión de Chile ante la OEA en su primer aniversario. — Revista Diplomacia. Santiago, 2003, N 94, p. 12.

6. U. Figueroa. La OEA y la Evoluсión Democrática del Continente. — Revista Diplomacia, 2002, N 90, p. 13.

7. José Miguel Insulza, Secretary General of the Organization of American States Opening cere-mony of the VII Summit of the Americas. — Organization of the American States, 2015. — Availa-ble at: http://www.oas.org/en/media_center/speech.asp?scodigo=15-0023 (accessed on 12.12.2018).

8. Memoria Anual del Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile 2010. Santiago, Academia Diplomática, 2010, p. 256.

9. ALBA apoya a Bolivia y hay alerta a la reacción chilena. — El Deber, 07.III.2017. — Available at: https://www.eldeber.com.bo/bolivia/ALBA-apoya-a-Bolivia-y-hay-alerta-a-la-reaccion-chilena-20170306-0116.html (accessed on 11.11.2018).

10. Canciller Muñoz realizó positivo balance de la Asamblea General de la OEA: «Nuestros mensajes han sido escuchados» // Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile, 2016. — Available at: https://minrel.gob.cl/minrel/site/artic/20160615/pags/20160615185431.html (accessed on 13.12.2018).

11. H. Muñoz. Vocación de Paz. La Política Exterior de Chile. Santiago, 2016, p. 80.

12. U. Figueroa. Op. cit., p. 15.

13. G. Garrido. Exportaciones chilenas: un caso de apertura al mundo. — Revista Diplomacia, 1992, N 60, p. 30–31.

14. Plan de Acción, Primera Cumbre de las Américas, Miami, Florida, 9 al 1 de diciembre de 1994. — Organización de los Estados Americanos, 1994. — Available at: http://www.summit-americas.org/i_summit/i_summit_poa_sp.pdf (accessed on 11.02.2019).

15. J. Somavía, P. Oyarce. Chile Actor del Sistema Multilateral Una Tradición Nacional. Santiago, 2018, p. 879.

16. Second Summit of the Americas, Santiago Declaration, April 18–19, 1998. — Organization of American States. 1998. — Available at: http://www.summit-ameri-cas.org/ii_summit/ii_summit_dec_en.pdf (accessed on 01.02.2019).

17. M. S. Alvear. Chile y la III Cumbre de las Americas: desde Santiago hasta Quebec. — Revista Diplomacia, 2001, N 86, p. 6.

18. Tratado de Libre Comercio Chile – Estados Unidos. — Dirección de asuntos económicos y comerciales. 2003. — Available at: http://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/ 2010/12/Tratado-EE.UU-I-OPT2.pdf (accessed on 23.02.2014).

19. Tratado de Libre Comercio Chile – Canadá. — Dirección de asuntos económicos y comerciales. 1996. — Available at: http://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2010/03/TLC-CHILE-CANAD%C3%81_baja.pdf (accessed on 20.04.2014).

20. M. C. Romero. Presidente Piñera llega a Chile tras participar de la VIII Cumbre de Las Américas. — Diario El Mercurio, 14.IV.2018. — Available at: https://www.emol.com/noticias/Nacional/2018/04/14/902559/Presidente-Pinera-llega-a-Chile-tras-participar-de-la-VIII-Cumbre-de-Las-Americas.html (accessed on 15.02.2019).

21. J. Heine. Una Cumbre de las Américas a la deriva. — Diario La Tercera, 18.IV.2018, p. 8.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх