Критический анализ международного опыта в контексте решения задачи по формированию наднационального органа ЕАЭС по регулированию финансового рынка.

 
Код статьиS160565900030065-5-1
DOI10.61205/S160565900030065-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры интеграционного права и прав человека
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаЖурнал российского права
Выпуск
Аннотация

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе в 2025 году в городе Алматы должен начать работу наднациональный орган по регулированию финансового рынка. В настоящее время государства-члены ЕАЭС работают над текстом международного договора, который определит полномочия и функции этого органа. В статье проанализирован опыт ЕС в области регулирования и надзора за единым рынком финансовых услуг и сделаны выводы, которые можно учесть при подготовке правовой основы деятельности наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕАЭС. В статье подробно рассматриваются историко-правовые и организационно-правовые вопросы функционирования Европейской системы финансового надзора. Прослежена эволюция указанной системы через призму процессов Ламфалусси–Ларозьера, определены ключевые особенности развития интеграции в сфере финансовых рынков ЕС. Для достижения цели исследования использованы две группы исследовательских методов: общенаучные (методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-юридический, исторический методы). В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что будущий наднациональный орган по регулированию общего финансового рынка ЕАЭС должен быть создан на основе международного договора, который будет учитывать прежде всего национальный опыт государств – членов ЕАЭС. При этом важно подвергнуть критическому анализу имеющийся международный опыт, а опыт ЕС в области финансовой интеграции является одним из самых разработанных. Будущий наднациональный финансовый орган ЕАЭС выиграет, если будет состоять из глав национальных регуляторов, будет максимально независимым от других органов ЕАЭС, сможет вырабатывать собственные финансовые стандарты, иметь широкие полномочия в области микро- и макропруденциального надзора, будет работать в соответствии с детально проработанным сводом правил.

Ключевые словаправо, интеграция, ЕАЭС, ЕС, общий финансовый рынок.
Получено21.03.2024
Дата публикации27.04.2024
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

всего просмотров: 2

Оценка читателей: голосов 0

1. Блохина Т.К., Блохин К.В. Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – Том 7. – № 4. – С. 299-306. doi: 10.18334/vinec.7.4.38550

2. Евдокимов М.А. Союз рынков капитала и реформа правовых актов единого финансового рынка ЕС // Международное право. 2019. № 3. С. 1-7. doi: 10.25136/2306-9899.2019.3.29918

3. Кириловская Н.Н., Мишальченко Ю.В., Чернов В.В. Международные и национально-правовые аспекты регулирования оборота ценных бумаг в государствах - членах ЕС. // Ius Publicum et Privatum. 2022. № 2 (17). С. 144-151. doi: 10.46741/2713-2811.2022.17.2.016

4. Кригер А.М. Роль Европейского органа по ценным бумагам и рынкам в регулировании рынка внебиржевых производных финансовых инструментов // Российский журнал правовых исследований. 2017. Т. 4. № 3 (12). С. 105-111.

5. Михаленко Ю.В. Роль Европейского органа по ценным бумагам и рынкам в реализации правового механизма противодействия рыночным злоупотреблениям в ЕС // Финансовое право. 2019. № 3. С. 35-38.

6. Шохин С.О., Кудряшова Е.В. Документы стратегического планирования как источники финансового права // Государство и право. 2021. № 1. С.158-167. doi:10.31857/S102694520018442-7

7. Ferran, E. (2004) Building an EU Securities Market. Cambridge: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511494765

8. Folsom R. H. Principles of European Union Law Including Brexit. Foundation Press. 5th edition (1 October 2018). 687 p.

9. Joosen R. & Asya Zhelyazkova A. (2022). How Do Supranational Regulators Keep Companies in Line? An Analysis of the Enforcement Styles of EU Agencies. Journal of Common Market Studies, Oxford: Wiley-Blackwell, vol. 60(4), pages 983-1000. >>>>

10. Kasyanov, R.A. (2019). The EU Experience as a Model for the Development of a Single Financial Market Regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU). European Company and Financial Law Review. Т. 16. № 5. P. 592-621. doi: 10.1515/ecfr-2019-0021

11. Lamfalussy A. (2001). Towards an Integrated European Financial Market. The World Economy. Volume 24, Issue 10. pp. 1287-1294. >>>>

12. Levi-Faur, D. (2011). Regulatory Networks and Regulatory Agencification: Towards a Single European Regulatory Space. Journal of European Public Policy, Vol. 18, No. 6, pp. 810–29.

13. Maume, P. (2023). The Regulation on Markets in Crypto-Assets (MiCAR): Landmark Codification, or First Step of Many, or Both? European Company and Financial Law Review, vol. 20, no. 2, pp. 243-275. https://doi.org/10.1515/ecfr-2023-0014

14. Moloney N. The Age of ESMA – Governing EU Financial Markets, Oxford: Hart Publishing, 2018, 392 pp.

15. Moloney, N. (2010). EU Financial Market Regulation after the Global Financial Crisis: “More Europe” or more Risks? Common Market Law Review, Vol. 47, Issue 5. pp. 1317–1383. >>>>

16. Moloney, N. (2011). Reform or Revolution? The Financial Crisis, EU Financial Markets Law and the European Securities and Markets Authority. International & Comparative Law Quarterly, 60(2), 521-533. doi:10.1017/S0020589311000145

17. Moloney, N. and Conac, P.-H. (2020) EU Financial Market Governance and the Covid-19 Crisis: ESMA’s Nimble, Responsive, and Speedy Response in Coordinating National Authorities through Soft-Law Instruments. European Company and Financial Law Review, vol. 17, no. 3-4, pp. 363-385. >>>>

18. Partsch Ph.-E. Droit bancaire et financier européen. T. 1. Cadre général — Les établissements de crédit. 2e éd. Bruxelles: Larcier, 2016. Р. 94.

19. Reich, S. (2022). ESMA Strategy 2023–2028: Ausrichtung der ESMA weiter auf Sustainable Finance. Die Aktiengesellschaft, vol. 67, no. 24, pp. r352-r353. >>>>

20. Reich, S. (2023). Sustainable Finance: Überarbeiteter ESMA-Leitfaden zur Eignungsbeurteilung nach MiFID II. Die Aktiengesellschaft, vol. 68, no. 3, pp. r29-r31. >>>>

21. Sieder, S. (2023). Short Selling, COVID-19 and the Regulators – Lessons Learned. European Company and Financial Law Review, vol. 20, no. 2, pp. 385-408. >>>>

22. Spolaore, A. & Moign, C. (2023). Market impacts of the 2020 short selling bans. Journal of Financial Research. >>>>

23. Vabres R. Autorite bancaire européenne et Union bancaire // L´Union bancaire. Sous la direction de F. Martucci. Bruylant. Bruxelles. 2016. P.189-204.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх